Продолжает сохраняться ряд проблем, объективно присущих физической культуре и спорту в муниципальных образованиях Новосибирской области:
Во-первых, в муниципальных образованиях и городских округах Новосибирской области сегодня уделяется недостаточное внимание нашей отрасли. Во многих муниципальных образованиях отсутствуют обособленные самостоятельные структуры (отделы, комитеты) в управленческом звене физической культуры и спорта.
Работники физической культуры устроены в совершенно различных организациях, даже не в органах власти района.
Это – одна из причин неэффективной организационной работой в сфере физической культуры и спорта в отдельных муниципальных образованиях, где доля населения, систематически занимающихся спортом, значительно ниже среднеобластного значения 26,4%
Одной из серьезных проблем остается низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, в том числе современными спортивными объектами.
Во многих районах практически отсутствуют отдельно стоящие спортивные сооружения, а имеющиеся спортивные залы в общеобразовательных школах заняты для выполнения школьных программ, что не дает возможность удовлетворения потребностей для занятий физической культурой и спортом других категорий населения муниципального образования.
В качестве подраздела проблемы обеспеченности населения спортивными сооружениями необходимо заострить внимание на эффективности загрузки существующих спортивных объектов. На сегодняшний день существующие объекты физической культуры и спорта загружены на 51% от мощности данных объектов. Это серьезная задача, которая сегодня описана отдельным индикатором в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Без активного участия руководства муниципальных образований и городских округов в решении этого вопроса положительных результатов достигнуть не возможно.
Бюджетное финансирование отрасли физической культуры и спорта не позволяет в полной мере обеспечить соответствие федеральным стандартам спортивной подготовки для спортсменов, не позволяет увеличить количество массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
Отсутствие во многих муниципальных образованиях и городских округах соответствующих программ развития физической культуры и спорта, либо несоответствие индикаторов имеющихся муниципальных программ региональной и федеральной программам.
На сегодняшний день основная проблема – это недостаточное финансирование для проведения всех мероприятий и участия на городских соревнованиях, спартакиадах. Помимо этого требуется решение следующих неотложных задач в Новосибирском районе Новосибирской области,:
1. Сохранение спортивных объектов в надлежащем виде, доступность занятий спортом для жителей района при полной безопасности эксплуатации.
2. Улучшение работы по месту жительства, а именно необходимо качественно улучшить физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу по месту жительства.
3. Привлечение инвесторов для проведения спортивно-массовых мероприятий в Новосибирском районе Новосибирской области.
4. Также привлечение молодежи к систематическим занятиям спортом, потому что это будущее нашего района, города, страны будущие кадры в любых отраслях, и они должны быть здоровыми.
Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно¬спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и студенческой молодежи.
Считаем, что решение обозначенных проблем должно быть незамедлительным. По количеству спортивных школ (2 спортивных учреждения), где занимаются 350детей (27,4 % от общей численности детей района), муниципальное обрaзовaние Болотнинский район занимает 20 место в Новосибирской области . С 2015 года число занимающихся в спортивных школах увеличилось на 46 человек. В дальнейшем прогнозируется увеличение числа занимающихся в спортивных школах и увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, но этому препятствует слабая материально-техническая база. Для создания современных условий развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании Болотнинский район, требования к которым возрастают, необходимы значительные финансовые затраты и мудрое государственное регулирование.
За последние годы в г. Болотном, как и по России в целом, остро стоит проблема ухудшения состояния здоровья населения, увеличения количества людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. Основные причины состоят в следующем: снижение уровня жизни, качества питания увеличение стрессовых нагрузок, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды.
Общая ситуация с физкультурой и спортом в г. Болотном характеризуется низким процентом занимающихся этими направлениями, особенно среди социально не защищенных слоев населения. Снижена активность людей, занимающихся физкультурой и спортом на предприятиях и в учреждениях. Кроме того, отметим и отсутствие эффективной правовой и нормативной базы физкультуры и спорта, направленной на улучшение и повышение эффективности средств физкультуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в этой области.
Так же, стоит отметить тот факт, что в городе недостаточно проводится работа по пропаганде ценностей физкультуры и спорта через средства массовой информации, и в первую очередь на телевидении. Между тем, в городе работают три телестудии.
К сожалению, по-прежнему остаются низкими темпы развития клубной системы; отсутствует устойчивая мотивация и материальная заинтересованность у специалистов высокой квалификации в области физкультуры и спорта. Кстати, и инвесторы тоже крайне мало заинтересованы вкладывать средства в спорт и развивать физкультуру в городе.
Несмотря на положительные тенденции в развитии отрасли, Новосибирская область нуждается в более интенсивном развитии всей системы физической культуры и спорта. Продолжает сохраняться ряд проблем, объективно присущих физической культуре и спорту в муниципальных образованиях Новосибирской области:
Проблема 1.
Во-первых, считаю, что в муниципальных образованиях и городских округах Новосибирской области сегодня уделяется недостаточное внимание нашей отрасли. Во многих муниципальных образованиях отсутствуют обособленные самостоятельные структуры (отделы, комитеты) в управленческом звене физической культуры и спорта.
Работники физической культуры устроены в совершенно различных организациях, даже не в органах власти района. В некоторых районах нет ставок в местных администрациях.
— В 5 районах области есть Управления культуры, спорта и молодежной политики;
— В 12-ти районах есть Отделы физической культуры и спорта.
— 8 районов представлены Главными специалистами администраций (Венгеровский, Каргатский, Кочковский, Краснозерский, Ордынский, Сузунский, Убинский, Усть-Таркский районы),
— В Северном районе — Ведущий специалист администрации.
– В 5 районах спорт курируют Директора МАУ физической культуры и спорта
– В Черепановском районе за физическую культуру и спорт отвечает Заместитель директора МАУ ФК и С,
– А в Кыштовском районе – Заместитель директора ДЮСШ по спортивно-массовой работе с населением.
– В Болотнинском районе за спорт отвечает Начальник отделения спортивно-массовой работы МАОУ ДОД ДЮСШ.
Это – одна из причин неэффективной организационной работой в сфере физической культуры и спорта в отдельных муниципальных образованиях, где доля населения, систематически занимающихся спортом, значительно ниже среднеобластного значения 26,4%
Проблема 2.
Одной из серьезных проблем остается низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, в том числе современными спортивными объектами.
Имеющееся количество спортивных сооружений недостаточно для реализации минимально необходимого объема двигательного режима населения в течение года.
Во многих рaйонах практически отсутствуют отдельно стоящие спортивные сооружения, а имеющиеся спортивные залы в общеобразовательных школaх заняты для выполнения школьных программ, что не дает возможность удовлетворения потребностей для занятий физической культурой и спортом других категорий населения муниципального образования.
Для некоторых видов спорта, приоритетных и базовых для Новосибирской области, отсутствуют современные спортивные базы, на которых можно проводить подготовку спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям и Олимпийским играм.
Слайд с обеспеченностью
В сравнении с социальными нормами Российской Федерации обеспеченность спортивными объектами в Новосибирской области составляет (% от норматива):
плоскостными сооружениями – 63,3%;
спортивными залами – 32,2;
бассейнами – 10%.
Проблема 3.
Отдельно стоит отметить отсутствие финансовых ресурсов в муниципальных образованиях для проведения аварийных и текущих ремонтов спортивных объектов и отсутствие должного понимания у муниципальных балансодержателей объектов необходимости сертификации спортивных сооружений на соответствие требованиям безопасности для включения во Всероссийский реестр объектов спорта. Между тем как Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» запрещает проведение официальных спортивных мероприятий на объектах, не включенных во Всероссийский реестр объектов спорта.
Проблема 4.
В качестве подраздела проблемы обеспеченности населения спортивными сооружениями необходимо заострить внимание на эффективности загрузки существующих спортивных объектов. На сегодняшний день существующие объекты физической культуры и спорта загружены на 51% от мощности данных объектов. Это серьезная задача, которая сегодня описана отдельным индикатором в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Без активного участия руководства муниципальных образований и городских округов в решении этого вопроса положительных результатов достигнуть не возможно.
Проблема 5.
Бюджетное финансирование отрасли физической культуры и спорта не позволяет в полной мере обеспечить соответствие федеральным стандартам спортивной подготовки для спортсменов, не позволяет увеличить количество массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
Проблема 6.
Недостаточная обеспеченность физкультурными кадрами.
В нашем регионе обеспеченность физкультурными кадрами в расчете на 10 тыс. жителей населения составляет 21 человек, при нормативе 26.
Существует проблема с подбором квалифицированных управленческих кадров в области физической культуры и спорта.
Особо остро стоит вопрос в подготовке специалистов для работы с дошкольниками. В 673 дошкольных образовательных учреждениях осуществляют работу по физической культуре и спорту всего 344 специалиста, из которых высшее специальное образование имеют только 152 человека (это всего 44%).
Проблема 7.
Отсутствие во многих муниципальных образованиях и городских округах соответствующих программ развития физической культуры и спорта, либо несоответствие индикаторов имеющихся муниципальных программ региональной и федеральной программам.
Проблема 8.
Как на Федеральном, так и на региональном уровнях:
— не разработана система государственных минимальных социальных стандартов, включающая в себя перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта не зависимо от форм собственности; — требуется разработка системы учета занимающихся в частных спортивных сооружениях (клубы, фитнесс-клубы и т. д.).