В настоящее время в туристской отрасли все большее значение придается повышению уровня квалификации персонала, путем усиления теоретической подготовки в области экономики и управления туризма.
Многие работники туристической отрасли рассматривают свою работу только как офисную, недостаточный уровень их квалификации приводит к злоупотреблению, а иногда и мошенничеству, что проявилось, например, в виде массовых банкротств турфирм в сезон 2014 года [1].
К числу наиболее часто применяемых и необходимых направлений повышения уровня квалификации туроператоров и турагентов следует отнести «управление проектами» — Project Management.
Проект,является временным предприятием (усилием), предназначенным для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [2].
Временный характер организации проекта означает, что у любого проекта есть определенное начало и завершение.
Гарольд Оберлендер считает, что управление проектами — это искусство и умение скоординировать людей, оборудование, материалы, деньги и последовательность работ по реализации проекта во времени и в рамках утвержденной стоимости [3].
Управление проектами состоит в приложении знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, которые предъявляются к проекту.
Управление проектами состоит из 5 групп процессов, объединенных между собой: инициализация; планирование; исполнение; мониторинг и управление и завершение.
В сфере туризма основными проектами являются проекты по созданию туристского продукта. Основным методом при разработке данных проектов является креативный подход.
Для эффективного управления проектами в сфере туризма необходимо учитывать ряд отличительных особенностей туристского продукта.
В широком смысле туристский продукт является не экономическим благом, которое предназначено для обмена, а обладает товарной природой. Особенностью туристского продукта является то, что он может быть потреблен только в месте производства туристских услуг.
Управление проектами предусматривает саму разработку технологии составления туристского продукта. Турпродукт, как товар характеризуется потребительской стоимостью, т.е. степенью способности удовлетворять рекреационные потребности туристов. Полезность тур продукта определяется его ценностью для туриста.
Поэтому при проектировании тура туроператор должен учитывать целевую аудиторию потребителей.Турпродукт иногда ассоциируют с понятием «туристский пакет» — основным комплексом услуг, которые предоставляют в путешествии по групповому или индивидуальному плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу.
Турпакет включает такие обязательные элементы, как: туристский центр, трансфер, услуги размещения). Услуги по питанию туристов не включаются отдельным элементом в туристский пакет, так как в туризме они составляют часть услуг размещения.
Туристский продукт является совокупностью вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, которые необходимы для полного удовлетворения потребностей туристов, которые возникают во время путешествия.
Туристский продукт включает в себя: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги и товары.
Таким образом, при управлении проектом, необходимо учитывать, что туристский продукт состоит из двух составляющих — это тур и дополнительные туристско-экскурсионные услуги.
При этом необходимо учитывать, что туристский пакет, является только обязательной частью турпродукта.
Таким образом, тур — это первичная единица турпродукта, которая реализуется клиенту как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут в определенные сроки.
По масштабу туристские проекты соответствуют величине предпринимательства, могут быть крупные, средние и малые проекты.
Величина туристского проекта может быть определена по количеству проданных туров за определенный период, количеству обслуживаемых туристов, объему выручки.
Втуристкой отрасли могут быть применены следующие виды проектов: инвестиционный (проект связан с капитальными вложениями в создание и развитие предприятий туристской инфраструктуры), инновационный (проект связан с разработкой новейших турпродуктов или отдельных их составляющих), международный (в проекте участвуют иностранные партнеры).
Жизненный цикл туристского проекта включает следующие этапы: концептуальный (начальный); проектирование турпродукта, разработка турпродукта и получение готового турпродукта [4].
На начальном этапе проекта происходит: сбор и анализ исходных данных, выявляются потребности в проекте, формулируются цели проекта, подготавливаются основные требования к проекту, определяются участники проекта и необходимые ресурсы для его реализации, формулируется концепция проекта, которая затем утверждается.
На втором этапе — проектирования туристского продукта, происходит формирование самой команды разработчиков проекта, происходит развитие и конкретизация предложенной концепции, определяется структура туристского продукта, и, затем выполняется разработка сметы реализации турпродукта.
На третьем этапе — происходит оперативное планирование работ, контроль за выполнением всего хода работ, разработка соответствующих технологических процессов выполнения туристского продукта, устанавливаются деловые контакты, происходит юридическое оформление хозяйственных связей, рассчитываются показатели качества туристского продукта, калькулируется цена турпродукта.
На четвертом этапе — выполняется планирование самого процесса завершения проекта, апробация завершенного турпродукта, подготавливается необходимая инструктивно-нормативная документация для всех участников проекта и затем производится реализация полученного турпродукта на рынке.
Полученный туристский продукт, является товаром и обладает своим жизненным циклом, длительность которого определена рынком и зависит от спроса потребителей[1].
На жизненный цикл турпродукта оказывают влияние и такие факторы, как: мода, платежеспособность клиентов, реклама, международная ситуация и др.
Таким образом, в основе управления проектами в сфере туризма должна быть общая теория управления проектами с учетом специфики такой сферы услуг, как туризм.
Управление проектами в туризме является перспективным направлением, как в мире, так и начало постепенное распространение на территории РФ, позволяющее при правильном соблюдении всех этапов и графиков выполнения работ получить значительные результаты по разработке и реализации проектов.
Можно предложить ряд постепенных и планомерных шагов для повышения эффективности инвестиционного управления на современных российских предприятиях:
1. Для выполнения финансовых, материально-сырьевых и в общей сложности инвестиционных задач предприятия концентрировать все свободные и частично свободные ресурсы в этом направлении, а также рационально и эффективно использовать все привлекаемые ресурсы в качестве инвестиций, ведя подробный учет;
2. Вывод на новый уровень взаимоотношений с внешней средой, а также усиление тесноты взаимосвязи с региональными органами власти;
3. Взаимосогласованность и координация структурных подразделений предприятия для достижения общей цели при реализации инвестиционного проекта;
4. Составление качественных и обоснованных прогнозов, развитие организационного предвидения (учитывая любые непредсказуемые изменения и внешнеполитические условия).
Разработка системного обобщающего подхода к управлению инвестиционными проектами на современных предприятиях России заключается не только в использовании инвестиционного маркетинга (который, кстати, многие организации не используют из-за его новизны), который способствует созданию информационного сектора для положительных взаимодействий с внешней средой и сосредоточению всех ресурсов для направления их полезности в инвестиционные проекты, но и иных маркетинговых технологий с привлечением группы инвесторов для совместного обсуждения проектов, а также иностранных специалистов в области реструктуризации предприятий.
Важнейшую часть – мобилизацию ресурсов – можно провести в три этапа:
Первый — реструктуризация предприятия;
Второй — проведение амортизационной политики;
Третий — создание инвестиционных проектов по работе с кадрами.
Реструктуризация предприятия включает в себя диверсификацию продукции, изменение или корректировка организационной структуры, переподготовка персонала, использование финансового менеджмента и механизма маркетинга.
Таким образом, первая проблема низкой эффективности инвестиционной деятельности в Российской Федерации заключается во внутренней среде промышленных организаций и их взаимоотношений с внешней средой. Некачественное управление, отсутствие информационной оснащенности, слабое предвидение последствий проектов и некоторые другие факторы делают невозможным вложения инвесторов в инновационные программы.
Вторая проблема — неэффективная структура акционерного капитала.
Данная проблема может быть раскрыта в трех аспектах:
- крупный капитал концентрируется в руках не физических, а юридических лиц;
- основные пакеты акций сосредотачиваются в руках одного человека;
- производственное предприятие оказывается подчиненным требованиям фирм-посредников.
Крупные акционеры зачастую не заинтересованы в развитии крупных промышленных предприятий, что замедляет процессы самоинвестирования этих предприятий и усложняет процессы совершенствования управления. Трудные отношения, складывающиеся между группой акционеров и государственными органами, влекут снижение инвестиций государства. Сложные отношения между акционерами, а также отсутствие систематической отчетности пугают инвесторов извне.
Эта проблема говорит о том, что требуется взаимодействие между акционерами и государством, а также равномерное распределение капитала между физическими и юридическими лицами.
Третья проблема, о которой ни в коем случае нельзя не сказать, это оторванность инвестора от своих вложений.
После того, как инвестор вложит свои деньги в какой-либо проект, он, можно сказать, нарушает целостность прав собственника и перестает контролировать вложения: являясь собственником, бизнесмен-инвестор в праве лишь владеть объектом, а право распоряжения отправляется к исполнителю, который представляет объект инвестиций. Если учесть, что цели инвестора и исполнителя обычно расходятся, то собственник начинает считать, что чем дольше средства вложены в объект, тем больше он рискует.
Проблема может быть решена в том и только в том случае, когда
инвестор восстановит сове законное право распоряжаться объектом инвестиций и
установит контроль за эффективным использованием вложений.
Из всего сказанного понятно,
что инвестиционная деятельность является своеобразным Гольфстримом в
экономический сфере. Ее воздействия на экономику не дают ей заледенеть,
источают положительные импульсы, которые двигают народное хозяйство вперед.
Если вовремя не решить проблемы инвестиционных процессов, пострадать может вся
экономика страны.
[1] Pan, В. The Power of Search Engine Ranking forTourist Destinations / B. Pan // Tourism Management. 2015. № 47. P.79-87