В современных рыночных условиях отношений между предприятиями усиливается конкурентность. Внутренний контроль в текущее время становится действенным инструментом для выживания и приспособления к таким условиям. Кроме того, при правильной организации системы внутреннего контроля предприятие имеет настоящую возможность не только «оставаться на плаву» перед лицом жесткой конкурентной борьбы, но даже занимать лидирующие позиции[1].
Это выражает необходимость поддержания внутреннего контроля в организации, что диктует рынок.
Практический опыт показывает, что на предприятиях концепция системы внутреннего контроля отождествляется с концепцией системы внутреннего аудита.
Такая система может быть организована одним из следующих методов[2]:
- в форме собственной службы внутреннего контроля / аудита;
- внедрение аутсорсинга (полная либо частичная передача функции внутреннего контроля / аудита специальной компании либо постороннему консультанту);
- внедрение косорсинга (создание органов внутреннего контроля / аудита в организации, но в некоторых случаях х с привлечением профессионалов из специальной организации либо наружного консультанта).
Сложности, которые возникают на предприятиях из-за изменений как в экономике в целом, так и в финансовой работе самих компаний приводят к возникновению определенных вопросов в сфере аудиторской работы.
Главными из них являются [3]:
- на современном этапе развития аудита в Российской Федерации деятельность подавляющего большинства аудиторов ограничивается только проверкой надежности финансовой отчетности. Но больший интерес для клиентов представляет возможность использования услуг аудитора в качестве компетентного консультанта. Отталкиваясь от того факта, что существует заинтересованность клиента в существенном спросе на рынке аудита, мы можем представить, что развитие аудита воздействует на расширение его консультационных услуг;
- аудиторские отчеты носят постфактумный характер, в то время как большинству пользователей также нужно всесторонне изучить возможности развития компании в будущем, полностью изучить возможности его бизнеса. Эти трудности лежат в основе положительного развития внутреннего аудита как финансового явления, который синтезирует не только контроль, но и ряд прочих функций.
Для увеличения эффективности системы управления на предприятиях в рыночной экономике необходимо [4]:
- часто проводить переоценку контроля;
- смотреть за ежедневным ходом операций;
- уделять внимание не только показателям, но и на процесс работы сотрудников;
- развивать самоконтроль сотрудника;
- включить подчиненных в разработку способов и методов контроля;
- остерегаться подчиненных, выступающих против контроля;
- ввести систему мотивации и вознаграждения при достижении любого полезного эффекта.
Таким образом, в текущее время система внутреннего аудита чрезвычайно плохо развита на современных предприятиях. Управление большей части компаний считает применение внутреннего аудита дорогим и трудозатратным, однако они недооценивают значимость этой системы.
Отчетность российских компаний ненадежна, но не в направлении недооценки рисков. Скорее, наоборот, реальное положение дел характеризуется большей стабильностью, а часть дохода укрыта в официальных отчетах большей части компаний.
В итоге, законодательная реализация внутреннего контроля приведет к сближению настоящей и официальной отчетности, что, непременно, будет прибыльно государству, так как приведет к дополнительным поступлениям в бюджет [5].
Однако подобное сближение будет прибыльно для самих компаний, в связи с тем, что верная организация системы внутреннего контроля увеличит ее продуктивность и, как следствие этого, прирастит ее чистую прибыль. А также отражение в отчетности настоящих прибылей позволит компаниям привлекать инвестиции, что принципиально для многих фирм в условиях жесткой рыночной конкурентной борьбы.
Главным условием эффективности и
объективности внутреннего аудита остается независимость внутренних аудиторов.
Под независимостью понимается подчиненность внутренних аудиторов владельцам
бизнеса (совету директоров)[6].
Важно понимать, что
внутренний аудит нужен не только владельцам малой компании, но и
топ-менеджменту. Правильная оценка существующей системы контроля, рекомендации
по повышению эффективности управления, оценка эффективности деятельности,
предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию – необходимая
информация для принятия правильных управленческих решений. Именно поэтому
необходимо не только проведение аудита СМК, но и многосторонний аудит состояния
компании. Только в этом случае внутренний аудит будет инструментом повышения
эффективности и устойчивости бизнеса, что так необходимо компаниям в настоящее
время в условиях кризиса в стране[7].
[1] Павлюшкевич, Т.В. Проблемы и успехи внешнего контроля качества работы аудиторов // Вестник Академии знаний. — 2018. — № 1 (4). — С. 55-57
[2] Миронова, О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития//Вопросы экономики и права. — 2018. — № 57. — С. 120-123
[3] Райимбердиева О. Р. Особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 48-50. — [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL https://moluch.ru/th/5/archive/58/2113/ (дата обращения: 15.04.2019)
[4] Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? / А. Сонин // Управление компанией. -2019. — № 8. – С. 18-20
[5] Растегаева Ф. С. Риск-ориентированный подход к системе внутреннего контроля. /Ф. С. Растегаева, Е. Ю. Марковникова // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 469–471
[6] Растегаева Ф. С. Создание риск-ориентированного внутреннего контроля: анализ законодательной базы. / Ф. С. Растегаева, И. П. Сахирова, И. Н. Князева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2015. — № 3 (41). — С. 163–169
[7] Караев Э. Н. Сущность и виды внутреннего аудита // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 394-397. — [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/108/26009/ (дата обращения: 15.04.2019)