Основные направления государственного регулирования деятельности ООО «Элмарт-Карасук»

🙂

Скачать текст в WORD

2.1. Характеристика ООО «Элмарт-Карасук» (в том числе анализ его деятельности, т.е. статистика)

Общество с ограниченной ответственностью «Элмарт-Карасук». Со дня основания компания занимается розничной торговлей техники.

Место нахождения общества (юридический адрес): Российская Федерация 634021, Томская область, город Томск, улица Некрасова, дом 12

Целями создания общества являются: удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции, получение прибыли.

Миссия заключается в удовлетворении спроса покупателей путем предоставления им качественных и сопутствующих товаров по доступным ценам.

В ООО «Элмарт-Карасук» на данный момент существуют следующие подразделения:

  1. Главный склад (г. Томск)
  2. Администрация (г. Томск)
  3. 71 магазин расположенных по Сибирскому округу.

Руководство распределено между тремя учредителями: Чухнов Виталий Владимирович – 34%, Великосельский Эдуард Петрович – 33%, Шелехов Владимир Александрович – 33%. (таблица 1.)

Рисунок 1 – Доля собственности учредителей  ООО «Элмарт-Карасук»

Генеральный директор стоит во главе фирмы, без доверенности представительствует от имени Общества — Чухнов Виталий Владимирович.

Итак, в данном ООО «Элмарт-Карасук» существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Функции головного офиса заключаются в направление деятельности и контроле, весь процесс принятия решений сосредоточен в головном офисе. Главным ЛПР является генеральный директор.

Рабочий день руководителей и длится с 9-00 до 18-00 с перерывом на обед с 12-00 до 13-00.

Режим работы розничной сети меняется в зависимости от региона. В структурном подразделении, в котором я прохожу практику, режим работы с 9-00 до 19-00. Продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 9часов. Работнику устанавливается следующая  продолжительность  рабочей недели: Пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями по скользящему графику.

Структура ООО «Элмарт-Карасук» основана на специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Организация имеет 9 структурных отделов:

  • Руководство( Учредители) (3 человека). Полностью контролируют деятельность организации во всех регионах.
  • Офис ( логистика/закуп-лица, отвечающие за своевременное обеспечение всей розничной сети товаром, кадры — организует работу по подбору и изучению кадров, маркетинг.
  • Служба безопасности. Следит за правильностью соблюдения режима работы фирмы, сохранением товарно-материальных ценностей, участвует в приёме на работу новых специалистов.
  • Юрист осуществляет проверки соответствия любых нормативных актов, издаваемых в компании, действующему законодательству. Участие в разработке этих актов для оперативного внесения соответствующих изменений. В необходимых случаях отмена изданных ранее приказов, распоряжений, в случае их несоответствия законам РФ. Участие в разработке и подписании коллективных договоров. Участие в разработке приказов или распоряжений по привлечению работников к дисциплинарной или материальной ответственности. Проведение консультаций для работников компании по различным вопросам права.
  • IT-отдел. Обслуживание компьютерного парка компании — обеспечивает нормальное функционирование всего программного обеспечения компьютерной сети предприятия.
  • Бухгалтерия — непосредственно подчиняется генеральному директору и выполняет все его распоряжения, касающиеся работы общества. Свою деятельность осуществляет на основании требований нормативных документов правительства России. В пределах утверждённых должностных обязанностей взаимодействует с государственными предприятиями, учреждениями и общественными организациями.
  • Отдел развития и контроля. Обеспечивает функциональное и стратегическое развитие компании, контролирует процессы планирования деятельности предприятия.
  • Отдел продаж. Отвечает за организационное планирование, представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Организация работ с видеоотчетами (проверка, обратная связь). Контроль и организация работ по расстановке товара согласно регламенту по Мерчандайзингу. Организация работ по перестройке или переезду действующих магазинов. Обработка, консолидация и передача в Отдел Развития информации от магазинов по наличию/отсутствию товара.
  • Ревизоры. Осуществляют внеплановую проверку подразделений (магазинов) на наличие нарушений согласно чек-листу проверки магазина (приложение 1.)
  • Сервис. Вопросы по отправленной/ожидающей отправки в сервис бракованной технике.
  • Склад. Любые вопросы работы центрального склада.

Основной целью данной организации является достижение главной цели компании — увеличение объемов реализации товаров и продаваемых услуг. То есть ее деятельность направлена на продажу, как можно большего количества товаров и лояльность потребителя этих товаров.

Организационная структура магазина «Элмарт-Карасук» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Организационная структура магазина «Элмарт-Карасук»

Сеть магазинов «Элмарт» — розничная торговая сеть по продаже бытовой техники и электроники в России по Новосибирской, Кемеровской, Томской области и Алтайскому, Красноярскому краю.

ООО «Элмарт-Карасук» имеет круглую печать и фирменный бланк с фирменным наименованием Общества, а также другие атрибуты с фирменной символикой, согласованной с Обществом.

На всех сотрудников распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации.

Руководство осуществляется Директором обособленного подразделения, который назначается на должность по решению директора ООО «Элмарт-Карасук». Директор в осуществлении своих функций действует на основании Доверенности Общества.

Обособленное подразделение осуществляет все функции, в соответствии с указаниями ООО «Элмарт-Карасук».

Обособленное подразделение может осуществлять следующие виды деятельности:

Согласно штатному расписанию, обособленное подразделение магазин «Элмарт» допускает к работе 1 директора обособленного подразделения, 1 старшего продавца (заместителя директора), 2 продавцов-консультантов.

На всех сотрудников распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации.

Руководство осуществляется Директором обособленного подразделения, который назначается на должность по решению директора ООО «Элмарт-Карасук». Директор обособленного подразделения в осуществлении своих функций действует на основании доверенности Общества.

Функциональные обязанности старшего продавца (заместителя директора) обособленного подразделения(магазина).

Старший продавец-консультант в процессе своей деятельности обязан:

  • соблюдать утвержденные Правила внутреннего трудового распорядка и добиться этого и от подчиненных.
  • выполнять требования Договора об индивидуальной (бригадной) материальной ответственности.
  • соблюдать опрятный внешний вид и установленную в Компании форму одежды.
  • прибывать на рабочее место за 15 мин до времени прихода продавцов  и в установленные дни согласно утвержденного графика, фиксируя это по установленным в Компании правилам.
  • до открытия магазина:
  • полностью  проверить готовность магазина к работе, а именно: оформление и чистота витрины и зала, а также входной группы (фасад, вестибюль), выполнение правил по выкладке товара, размещение рекламных материалов, готовность персонала к работе  (в том числе — своевременность выхода персонала на работу);
  • в соответствии с принятым распорядком убедиться в сохранности вверенных под ответственность материальных ценностей;
  • проконтролировать включение в режим демонстрации образцы товаров, согласно установленных правил.
  • в области управления процессами в магазине:
  • добиться от персонала выполнения стандартов работы Компании;
  • участвовать в планирование продаж и других показатели эффективности сотрудников магазина;
  • участвовать в  бюджетирование деятельности магазина, в планирование бюджетных затрат на квартал и год;
  • участвовать в анализе продаж по товарным группам с целью сбора информации для принятия решений об оптимизации продаж;
  • в случае необходимости корректировать заказ по довозу товара;
  • осуществлять организационную поддержку проводимых в магазинах рекламных акций;
  • осуществлять организацию и контроль Хозяйственной Деятельности;
  • осуществлять контроль сохранности коммерческой информации в магазинах;
  • работать с покупателями с целью осуществления продаж;
  • решать особо сложные конфликтные ситуации с клиентом, в том числе — персонально отвечать за разбирательство по поступающим жалобам;
  • уметь делегировать полномочия подчиненным.

Организационная структура управления в ООО строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. При создании ООО была организована линейная структура управления, которая сохраняется и в настоящее время.

Рисунок 2.1 – Организационная структура компании «Элмарт»

Формированием ассортимента и закупом необходимой продукции в ООО «Элмарт-Карасук» занимается специально организованный отдел развития и контроля. Поставщиками ООО «Элмарт-Карасук» являются крупно-оптовые организации, занимающиеся продажей бытовой техники, напрямую с производителями бытовой техники ООО «Элмарт-Карасук» не работает.

Приведем показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности ООО «Элмарт-Карасук»

ПоказательГодОтклонение
20172018в суммев %
1. Оборот торговли, тыс. руб.7713,315465,47752,1201%
2. Валовые доходы, тыс. руб.802,5923,2120,7115%
3. Уровень валовых доходов, %10,40%5,97%-0,04457%
4. Издержки обращения, тыс. руб.456,5567,8111,3124%
5. Уровень издержек обращения, %5,92%3,67%-0,02262%
6. Прибыль по торговле, тыс. руб.346355,49,4103%
7. Рентабельность по торговле, %4,49%2,30%-0,02251%
8. Налоги, тыс. руб.85894105%
9. Прочие доходы, тыс. руб.115,4321,5206,1279%
10. Прочие расходы, тыс. руб.1512-380%
11. Чистая прибыль, тыс. руб.361,4575,9214,5159%
12. Рентабельность издержек обращения, %126,31%98,59%-0,27778%
13. Рентабельность, %4,69%3,72%-0,0179%
14. Средние товарные запасы, тыс. руб.300450150150%
15. Уровень товарных запасов в днях0,821,230,41150%
16. Товарооборачиваемость в числе оборотов25,7134,378,6566134%
17. Численность работников предприятия, чел.18213117%
18. Прибыль на одного предприятия, руб.20,0827,427,35137%
19. Количество продавцов, чел.781114%
20. Оборот оптовой торговли на одного продавца, тыс. руб.1101,91933,175831,28175%
21. Торговая площадь, м25905900100%
22. Оборот оптовой торговли на 1 м2 торговой площади, руб.13,0726,2113,14201%

Таким образом, предприятие показывает достаточно высокий уровень коммерческой эффективности, хотя уровень рентабельности нельзя назвать высоким.

Оборот оптовой торговли за отчетный год увеличился более, чем в 2 раза, в то время как валовые доходы всего на 15%, что говорит о возросшем уровне цен и издержек обращения. Это повлекло то, что уровень валовых доходов уменьшился на 43%, что является негативной тенденцией в коммерческой деятельности организации.

Издержки обращения выросли на 24%, что выше уровня инфляции и говорит о необходимости их оптимизации.

Прибыль по торговле увеличилась на 3% (т. е. осталась практически неизменной), в то время, как рентабельность увеличилась на 50%, что говорит о том, что в целом эффективность коммерческой деятельности в отчетном году повысилась.

Планы по товарообороту на год, ориентируясь на предыдущие годовые показатели составляет Шелехов Владимир Александрович. Далее передает свои подсчеты и прогнозируемый план на Отдел развития и контроля. После чего отдел продаж анализирует и высылает каждому магазину план на месяц, далее Директор магазина план на месяц делит по продавцам магазина поровну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация осуществляет вполне эффективную деятельность на рынке электронных товаров, учитывая сильные стороны организации можно утверждать, что компания является вполне конкурентоспособной на рынке и может конкурировать с сильными игроками.

2.2. Основные направления государственного регулирования деятельности ООО «Элмарт-Карасук»

Основные направления государственного регулирования деятельности ООО «Элмарт-Карасук» важно рассмотреть в двух аспектах: регулирование деятельности ООО «Элмарт-Карасук» как элемента розничной сети и регулирование деятельности ООО «Элмарт-Карасук» как торговой организации через онлайн-сайт (интернет-магазин).

Рассмотрим первый аспект. Как показал анализ деятельности ООО «Элмарт-Карасук» данный магазин входит в целую сеть розничных магазинов «Элмарт», что способствует применению различных механизмов государственного регулирования деятельности не только единичных торговых организаций, а целой розничной сети в различных регионах СФО.

Является таким крупным игроком в региональном развитии не только Новосибирской области, но также и Алтайского края, Томской области и прочих.

В связи с этим ООО «Элмарт-Карасук» может рассчитывать на государственную помощь:

  • финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;
  • имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом (земельные участки, строения и др.);
  • информационная поддержка – поддержка в виде организации как федеральных так и региональных информационных систем;
  • консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития;
  • поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого бизнеса. Государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу в виде субсидий в соответствии с Указом Правительства Российской Федерации.

Программы субсидий включают:

  • субсидии для начинающих предпринимателей;
  • субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;
  • субсидии на возмещение процентов по кредиту;
  • субсидии для участников выставок.

Однако в своей практике ООО «Элмарт-Карасук» данными возможностями не пользуется, поэтому можно рекомендовать торговой организации участвовать в государственных программах, предоставляемых государством в том или ином регионе.

Также важным аспектом в государственном регулировании деятельности ООО «Элмарт-Карасук» является регулирование вопросов электронной торговли. Поскольку в данный момент весьма популярны вопросы купли-продажи товаров бытового назначения через онлайн-магазин.

Пример страницы по покупке например, холодильник через интернет магазин ООО «Элмарт-Карасук» представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Сайт онлайн-магазина ООО «Элмарт-Карасук»

Изначально правовое регулирование электронной торговли, по-другому именуемое — e-commerce, было основано на Типовом законе ЮНСИТРАЛ «ОБ электронной торговле»[1], который гласит, что информация составленная в форме информационного сообщения не лишается юридической силы, и не может быть лишена исковой силы. Где под информационным сообщением понимается все отправляемая, принимаемая, хранимая и подготавливаемая информация посредством электронных оптических или аналоговых средств, не исключая электронный обмен данными, электронную почту, телекс и телефакс. Именно строительством отношений в области электронной торговли посредством обмена электронными сообщениями и документами занимается закон ЮНСИТРАЛ.

На территории РФ впервые о классификации взаимоотношений, возникших на фоне электронных сообщений, заговорили в 70-х годах 20 века, но до 2000 годов данному вопросу не было уделено достаточного внимания, и лишь спустя годы, когда интернет по стране стал все более масштабно распространяться, появилась относительно сформированная характеристика использования электронного документооборота.

Так генеральное соглашение, составленное на бумажном носителе, подписанное участниками сделки и скрепленное печатью, в котором стороны определяют способ установления правоотношений на долговременной основе с целью осуществления коммерческих (торговых) сделок. Причем в отличии от вышеописанного подписания договора, фактом свершения сделки может быть обычное нажатие ранее определенной кнопки компьютера, согласно регламентированного ст. 158 ГК РФ.

Таким образом нажатий той самой определенной кнопки, после которой и происходит обработка заказа и передача заказа продавцу посредством электрических сигналов и трактуется как непосредственно электронный документ[2].

Федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи» под электронным документом понимается документ, подписание которого происходило посредством подписи электронной подписи вся представленная информация изложена в электронно-цифровой форме[3].

Скачать текст в WORD

ЭЦП при этом выступает реквизитом электронного документа. Использование электронной подписи регламентируется положениями п. 2 ст. 160 ГК РФ.

Довольно ясно понятие электронной подписи раскрыто в содержании федерального закона «Об Электронной подписи», ведь помимо того что здесь приближено его традиционное значение и содержание к мировой трактовке, так еще речь идет об отделении от электронного документа, в котором ценность электронной подписи абсолютно равна подписи на бумаге, сделанной собственноручно.

Согласно классификации торговых предприятий, реализация товаров через интернет относится к дистанционной торговле[4].

Защите прав потребителей в сфере интернет-торговли посвящен Федеральный закон «О защите прав потребителей» (ЗЗПП). В частности, статья 26.1 устанавливает обязанности продавца перед покупателем в части предоставления последнему полной и достоверной информации о потребительских свойствах реализуемых товаров, месте их происхождения, цене, условиях доставки и приобретения, сроке службы, имеющихся гарантийных обязательствах, формах оплаты, а также срока заключения договора и иных условиях.

Причем согласно данному закону покупатель может в любой момент отказаться от товара до его получения, и в течение семи дней после передачи ему товара без всяких объяснений причин. Однако отметим, что согласно статье 497 Гражданского кодекса РФ на покупателя возлагается обязанность возместить продавцу все понесенные последним необходимые расходы, связанные с совершением действий по исполнению договора.

Данная информация должна разъясняться каждому покупателю до момента свершения сделки в обязательном порядке, если продавец этого не делает, то в законную силу вступает положение пункта 4 статьи 26.1 ЗЗПП, согласно которому если покупатель не был уведомлен о своих правах, то срок возврата приобретённого им товара возрастает с семи дней до трех месяцев. Причем не стоит забывать, что это правило применимо лишь к торговле, осуществляемой дистанционно, что логично объясняется тем, что в момент совершения сделки у покупателя отсутствует возможность физического ознакомления с товаром.

Кроме того, отметим, что на продавца законодательно возложена обязанность защиты персональных данных покупателя, к которым относятся, в частности, фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес покупателя. Если же продавец целенаправленно нарушает закон по порядку сбора, хранения и использования данной информации, то он может быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной[5].

При реализации опыта торговли через сайт магазинов ООО «Элмарт-Карасук» посетитель сайта может ознакомиться с условиями заключения сделки, сроками возврата, условиями оплаты. По нашему мнению, широкий ассортимент, средний ценовой сегмент, возможность различных форм оплаты (включая возможность оформления онлайн-рассрочки), частые мероприятия по стимулированию сбыта (распродажи и акции), быстрая доставка в различные уголки Новосибирской области формируют конкурентные преимущества данной торговой сети в сфере интернет-торговли.

Подводя итоги стоит отметить, что именно благодаря электронной коммерции клиенты ООО «Элмарт-Карасук» получили доступ к свершению сделок, о которых еще 20-30 лет назад никто не мог и подумать, тем более что выбор товаров в интернет-пространстве практически безграничен. Пользователи уже не боятся совершать онлайн-покупки, благодаря действующему законодательству, государственному регулированию торговой деятельности и защите прав потребителей в данной области, тем более что в Интернет-торговле преимущество на стороне покупателя, т.к. он беспроблемно может отказаться от покупки в течение семи дней без объяснения причин, зачастую покупки оплачивают при получении на почте или курьеру на руки, что в очередной раз страхует покупателей от обмана продавцом.

2.3.   Проблемы государственного регулирования ООО «Элмарт-Карасук» и пути их решения

В настоящее время сложившаяся государственная система управления розничной торговлей представляет собой совокупность элементов власти, независимых друг от друга и курирующих отдельные аспекты деятельности предприятий розничной торговли. Проведенный нами анализ, позволяет сказать, что такая система не является сбалансированной и не позволяет в полной мере реализовать потенциал власти для развития розничной торговли.

По опыту других стран можно сказать, что основой эффективной системы государственного управления розничной торговли должна стать взаимосвязь всех властных органов в решении различных вопросов торговли. В связи с этим, автором предлагается усовершенствовать организационную структуру государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли путем внедрения разработки по расширению структуры административного аппарата власти.

Поэтому, говоря о совершенствовании государственного регулирования деятельности торговых организаций, в том числе и розничных сетей в регионах страны предполагается создать информационно-аналитический отдел розничной торговли в структуре краевых органов управления.

Отдел будет являться структурным подразделением Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, но не отдела Управления экономики и финансов, как это есть сейчас, а переместится в Отдел управления лицензированием, что позволит более эффективно и локально регламентировать деятельность торговых организаций в регионах (Приложение 1).

На данный отдел, предлагается возложить следующие временные Функции:

  • инвентаризация всех нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих отдельные аспекты деятельности торговых организации;
  • анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность торговых организаций на предмет возможных противоречий;
  • выявление двойственного и не точного толкования нормативно­правовых документов, позволяющих органам власти манипулировать данными трактовками в собственных интересах;
  • формирование и издание методических указаний для предпринимателей по нормативно-правовой базе, в которых необходимо представить и прокомментировать существующие документы, регламентирующие эту сферу деятельности;
  • разработка предложений по формированию нормативно-правовой базы торговли на уровне муниципального образования;
  • мониторинг целесообразности функций государственных органов, с целью выявления их дублирования и морального устаревания.

Временные функции будут осуществляться до момента проработки законодательной базы торговли, внесению необходимых поправок в «Федеральный закон об основах регулирования торговли» и другие нормативно-правовые доку менты.

Предполагается, что отдел будет осуществлять следующие постоянные функции:

  • информационное обеспечение торговых предпринимательских структур;
  • формирование банка данных о деятельности торговых предпринимательских структур;
  • формирование банка данных о деятельности торговых предпринимательских структур;
  • создание комиссий и рабочих групп для выявления практик, которые могут привести к ухудшению качества розничного предложения конечному потребителю;
  • подготовка экспертных заключении по ликвидации морально устаревших нормативно-правовых документов;
  • оказание методической помощи при разработке законодательных актов и поправок нормативно-правовой базы.

Отдел осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с федеральными органами власти, структурными подразделениями администрации края, органами местного самоуправления, коммерческими и общественными организациями и предприятиями розничной торговли.

Также важно отметить, что необходимость государственного вмешательства в процесс функционирования товарного (потребительского) рынка должна быть обусловлена результатами анализа и оценки применяемых инструментов регулирования, ставящих своей целью возможность приведения рынка в состояние равновесия, минуя государственные рычаги воздействия.

Механизм регулирования экономической системы страны, построенный на использовании государственных инструментов воздействия, функционирует посредством использования комплекса базовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера органами исполнительной власти, имеющими соответствующие права и полномочия, в целях стабильного, устойчивого и динамичного функционирования существующей социально-экономической системы и ее адаптации к изменяющимся условиям.

Совершенствование механизма государственного регулирования экономической деятельности торговых организаций на региональном товарном (потребительском) рынке, основанного на проведение комплексной диагностики состояния и развития рынка, предусматривает создание модели динамичного развития механизма государственного регулирования торговой сферы, которая способна привести к стабилизации торговой деятельности экономических субъектов на потребительском рынке республики, высокому уровню эффективности деятельности торговых организаций, повышению финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятий оптового и розничного звена торговли.

Следует признать, что в наибольшей степени изменения в экономике России затронули сферу товарного обращения и. прежде всего, торговую сферу деятельности экономических субъектов рынка. Современный механизм государственного регулирования экономической деятельности торговых организаций представляет собой агрегированный комплекс форм, методов, инструментов, прямо или косвенно воздействующий посредством государства на торговую деятельность хозяйствующих субъектов.

Особо следует подчеркнуть, что базовые принципы, направленные на совершенствование механизма государственного регулирования торговой деятельности на региональном товарном рынке должны соотноситься с приоритетными направлениями его развития, где ключевыми приоритетами регулирования торговой сферы со стороны региональных органов власти могут стать:

  • создание необходимых социально-экономических условий, обеспечивающих динамичность, стабильность, устойчивость и экономическую эффективность деятельности торговых организаций и иных коммерческих предприятий, осуществляющих коммерческо-посредническую деятельность, как базового императива экономической и продовольственной безопасности региона:
  • разработка эффективного механизма реализации стратегических направлений развития торговой деятельности на региональном товарном рынке в контексте предложенной Минэкономразвития РФ «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года»:
  • разработка и реализация стратегии инновационного, инвестиционного и информационного развития экономики СФО.

Совершенствование и реализация механизма государственного регулирования экономической деятельности торговых организаций на рынке предусматривает наличие необходимых условий для формирования благоприятной конкурентной среды в торговой сфере республики, требующих:

  • соразмерного распределения и размещения торговых площадей районах республики, для чего необходимо установить нормативы (минимальные значения) обеспеченности населения торговыми площадями;
  • организации контроля за деятельностью органов исполнительной власти, которые обязаны обеспечить создание прозрачных и не дискриминирующих условий вхождения на товарный (потребительский) рынок республики новых хозяйствующих субъектов.

Создание благоприятной конкурентной среды для развития новых форм экономической деятельности в сфере оптовой и розничной торговли возможно только тогда, когда руководством республики будут незамедлительно принят комплекс специальных мер по устранению административных барьеров, ликвидации незаконных (не отвечающих принципам конкуренции) ограничений вертикального характера, имеющих место быть при заключении торговых контрактов между поставщиками, посредниками и торговыми предприятиями оптовой и розничной сети. предотвращению фактов, свидетельствующих о монополии отдельных участников на рынке товаров и услуг и т.д.

Трансформационные изменения, произошедшие в последние годы в структуре розничной и оптовой торговой сети, реализующей различные группы товаров и оказывающей платные услуги, населению республики, включая материальные услуги по хранению, транспортировке, погрузочно-разгрузочным операциям и т.д., что, в принципе, соответствует современному тренду в мире, характеризуемому ростом крупных торговых сетей и их экспансии в различные регионы мира.

Однозначно положительной тенденцией следует считать приход на республиканский товарный (потребительский) рынок крупных сетевых структур, представленных розничными магазинами с современными форматами торговой деятельности, современными технологиями продаж товаров и услуг, высоким уровнем торгового обслуживания населения, что сопровождалось усилением конкурентной борьбы.

Торговый формат для любого предприятия оптового или розничного звена и для потребителя по своему уникален, что обусловлено разнообразием и широтой оказываемых услуг, как по объему, так и по качеству (полнота и разнообразие ассортимента, ценовой шкалы и сопутствующих дополнительных услуг), уникален он и для товаропроизводителя, который нуждается в разных форматах торговли, для оптимизации и рационализации каналов сбыта.

Совершенствование механизма государственного регулирования экономической деятельности торговых организаций на товарном (потребительском) должно быть направлено, прежде всего, на нивелирование инфраструктурных перекосов, доступ потребителя ко всему спектра услуг, предоставляемых торговыми организациями республики, обеспеченность рынка всем перечнем ассортимента товаров, а также на повышение социально-экономического потенциала региональной экономики и сохранение и усиление, предпринимательской активности.

Ослабление государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов в силу целого рядя объективных обстоятельств способствовало тому, что были разрушены годами выстраиваемые хозяйственные связи между предприятиями-контрагентами, которые вследствие разрушения единой системы управления государством и возникновением лик. оказались за рубежом.

Процесс реформирования отечественной экономики сопровождался и негативными явлениями. сопровождавшимися ликвидацией оптового звена торговли, игравшего колоссальную роль в организации системы товародвижения продукции на потребительские рынки в регионы, так как в основном, предприятия оптовой торговли тесно были взаимосвязаны со сферой материального производства и промышленными предприятиями, изучали спрос потребителей на товары народного потребления, выполняли ключевую функцию, связанную с созданием сезонных запасов товарно-материальных ценностей. Следует признать, что за годы осуществляемых реформ, место и роль оптового звена торговли в функционировании сферы товарного обращения заметно снизилась, что приводило к возникновению в отдельных регионах РФ дефицита отдельных категорий товаров, а также острой нехватке оборотных средств для осуществления торгово-экономической и финансовой деятельности, обусловленной введением системы предоплаты за поставляемые товарно-материальные ценности при взаимных расчетах между контрагентами.

Предлагаемые направления совершенствования механизма государственного регулирования экономической деятельности торговых организаций на товарном (потребительском) рынке, должны учитывать то обстоятельство, что чрезмерно интенсивное использование экономических методов и инструментов может привести к ослаблению экономического эффекта от воздействия рыночных механизмов. способное, в конечном счете, причинить региональной экономике такой же вред, как и чрезмерное применение мер административного воздействия. В целом, комплексное взаимодействие рыночных инструментов при целевом и грамотном применении механизма принятия оперативных решений, способно создать необходимые условия, обеспечивающие сбалансированный экономический рост всех ключевых параметров социально-экономического развития, а механизм государственного регулирования экономической деятельности торговых организаций позволит эффективно и в полном объеме выполнить все поставленные задачи, направленные на активизацию всех ключевых параметров функционирования регионального товарного рынка.


[1] Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 609-618.

[2] Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Особенности поведения потребителей в электронной торговле // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3 (86). С. 414-418.

[3] Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448. (ред. от 08.11.2018)

[4] Швецов С.А. Проблема электронной коммерции в России: электронная подпись/ «НИР. Экономика»: журнал — Тула: Изд-во ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М» 2014. № 2 (8). — С. 46-53

[5] Костюк И.В. Нетипичные договорные конструкции в сфере электронной торговли // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 4.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *