Большинство каналов вывоза капитала связано с операциями с незначительными и (или) трудно доказуемыми нарушениями российского законодательства. Рассмотрим основные каналы вывоза.
1. Оффшорные компании. Обычная для России практика предусматривает использование оффшорных фирм для заключения мнимых контрактов с завышенными (заниженными) ценами. Она нацелена на использование преимуществ льготного налогового режима в оффшорах, где должна оставаться основная часть прибыли от сделки .
2. Мнимые сделки. Мнимые сделки заключаются с фирмой-нерезидентом в одной из следующих форм: импорт товаров на условиях предоплаты, экспорт на условиях предпоставки, завышение (занижение) цен контракта, завышение штрафных санкций и контракт за предоставление услуг. К примеру, под видом одного товара через границу перемещается другой. Допустим, под видом бензина А-76 экспортируется более качественный и, следовательно, более дорогой А-92, а разница в цене остается за рубежом.
3. Получение разрешения Центрального Банка Российской Федерации. В результате активизируется использование всевозможных каналов утечки валюты из страны при осуществлении легальных экспортно-импортных операций.
4. Выдача кредитов за рубеж.
5. Использование пробелов в валютном контроле.
6. Вывоз капитала наличными.
Оффшоры представляются сложным и противоречивым явлением в мировой экономике. Первоначально их появление способствовало более быстрому развитию и глобализации международных торговых и финансовых связей .
Главными преимуществами использования оффшоров следует назвать :
1) более широкие возможности перераспределения денежных средств из национальных экономик (в случае их избыточности на текущий момент или напряжённости финансовой/политической ситуации) на другие рынки, предлагающие лучшие условия для размещения капитала, развитие за счёт этого новых финансовых центров, расширение доступа к кредитам и др.;
2) повышение конкурентоспособности компаний в мировой экономике за счёт реализации более гибких стратегий развития по сравнению с участниками рынка, не использующими в своей деятельности возможности оффшорных юрисдикций.
В последующем предоставляемые преимущества ведения бизнеса стали всё в большей степени использоваться для уклонения от налогообложения и сокрытия доходов. Эти процессы происходили не только в развивающихся странах с ослабленным государственным контролем, но и в странах с сильным регулированием, финансовым контролем и низко- коррумпированными правоохранительными системами, что приводило к стремительному росту объёмов средств, выводимых из-под налогообложения.
Активы, находящиеся под управлением оффшорных компаний и контролируемые извне, на начало текущего десятилетия оценивались в размере до 32 трлн дол. При этом использование пробелов в налоговом законодательстве с помощью оффшорных инструментов, по отдельным оценкам, приводит к недополучению национальными бюджетами более 3 трлн дол. в год.
Таким образом, оффшорные юрисдикции вместо одного из механизмов стимулирования роста мировой экономики во всё большей степени превращаются в самостоятельных участников глобального рынка, оказывая значительное воздействие на всю финансовую сферу.
Постепенно влияние деятельности оффшоров на мировую экономику стало носить преимущественно негативный характер. Это связано с тем, что сотрудничество с подобными юрисдикциями становилось всё более недобросовестным. Компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, стали использоваться для ухода от налогообложения и осуществления спекулятивных операций на финансовых рынках, а также сокрытия средств, полученных незаконным путём, в том числе коррупционных доходов и доходов от теневой экономики.
Массовость явления позволяет говорить о том, что отдельные аспекты взаимодействия российских компаний с оффшорными юрисдикциями представляют угрозу для национальной безопасности страны.
Основные черты оффшоризации экономики заключаются в следующем .
1. Создание запутанных моделей собственности, позволяющих скрывать фактических бенефициаров российских организаций и определять юридический контроль над ними со стороны иностранных оффшорных компаний. Наибольшую опасность представляет использование подобных схем в отношении стратегических активов и крупнейших отечественных предприятий, отчуждение которых в этом случае существенно упрощается. Кроме того, у владельцев снижается ответственность за принимаемые решения, что может негативно сказаться на деятельности предприятий и качестве управления.
2. Проведение финансово-хозяйственных операций с оффшорными компаниями с целью недобросовестного налогового планирования и незаконного снижения уровня налоговых платежей в российский бюджет.
3. Использование оффшорных компаний в качестве канала для вывода средств из национальной экономики, перевода центров получения прибыли в иностранные юрисдикции и её последующего сокрытия, а также в целях легализации преступных, в том числе коррупционных доходов.
В условиях снижения темпов развития экономики, сокращения налоговых поступлений, нестабильности мировых рынков, определяющих состояние крупнейших российских предприятий, вопросы осуществления государством политики деоффшоризации становились всё более актуальными, что в последние годы стало находить отражение в позиции высших органов власти РФ.
Несмотря на всю привлекательность налоговых и законодательных режимов оффшоров в мировой практике существуют их «черные списки». Такого рода антирейтинги формируют две всемирно известные организации — ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и ФАТФ (Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег). Как правило, в антисписок попадают те оффшорные зоны, которые: целенаправленно осуществляют неприемлемую конкуренцию в сфере налогов; не имеют устойчивой законодательной базы, которая бы могла защитить, действующий на их территории бизнес; не обладают достаточным количеством соглашений о ликвидации двойного налогообложения; уличены в сокрытии капиталов, полученных нелегальным путем. В 2015 году в мировой антирейтинг ненадежных оффшоров с сомнительной репутацией попали Багамы, Бермудские острова, Вануату, Гибралтар, Монако, Сан-Марино и Панама .
Тем не менее антиоффшорная международная система информационного сотрудничества в финансовой сфере так и не стала эффективной по следующим причинам :
1) незаинтересованность самих юрисдикций и, как следствие, фор¬мальность принимаемых мер;
2) неэффективность вводимого в соглашениях порядка обмена инфор¬мацией по запросу, при котором требующая документы сторона должна знать, кто, как, через какие кредитные учреждения и счета осуществлял незаконный перевод средств, а также сложность предоставления достаточ¬ных доказательств совершённого данным субъектом преступления;
3) наличие в процессе обмена информацией существенного количе¬ства бюрократических ловушек, позволяющих обходить введённые тре¬бования по предоставлению информации.
Неспособность существующей международной системы действенно выявлять случаи сокрытия и легализации незаконных доходов, сложность, а зачастую и невозможность получения необходимой налоговой информации от оффшорных центров, заставили использовать новые механизмы межгосударственного взаимодействия, которые внедрялись отдельными странами.
Можно выделить пять моделей, использование которых в той или иной мере применялось (обсуждалось) на международном уровне :
-получение информации от оффшорных юрисдикций в рамках рас¬следований, связанных с незаконным выводом капитала за рубеж;
— судебное преследование финансовых структур оффшорных зон на основании обвинения их в пособничестве в отмывании и легализации преступных капиталов клиентов;
покупка и иное получение информации о счетах и активах налого¬вых резидентов в оффшорных юрисдикциях;
— заключение соглашений о взимании компенсационных платежей в оффшорной юрисдикции с капиталов, находящихся на счетах местных банковских организаций;
— введение налогов и сборов на определённые виды операций резидентов с оффшорными компаниями, делающими экономически менее эффективным сотрудничество с ними.