Основная часть исследовательской работы:
- состоит из нескольких логически завершенных разделов (глав или параграфов), в которых раскрываются вопросы плана;
- количество разделов не может быть менее двух;
- названия разделов не могут повторять название работы в целом;
- структура (план) работы должна соответствовать сформулированным во введении задачам исследования; каждый из разделов посвящается решению одной из задач (вопросу плана);
- раздел работы должен заканчивается выводами, к которым пришел автор в результате исследования отдельного аспекта (вопроса) темы;
- каждый раздел является базой для логического перехода к рассуждениям в последующих разделах;
- содержание всех разделов должно удовлетворять современному состоянию научного знания;
- работа должна быть написана на основании изученной научной литературы (монографий, статей и т.п.), а не только учебников (учебных пособий);
- содержание не может быть компилятивным (составленным из выдержек опубликованных работ) и описательным;
- материал каждого раздела должен быть аналитическим, т.е. представлять собой анализ исследуемого правового явления (процесса), что достигается не столько позитивным описанием предмета, сколько изложением имеющейся в литературе относительно этого предмета дискуссий, поэтому рекомендуется:
- описать суть имеющей место полемики;
- привести взгляды наиболее известных в данной области знания специалистов (процитировать выдержки из их работ, указав название работы и страницы, откуда заимствована цитата);
- высказать собственную точку зрения по вопросу или присоединиться к позиции одного из специалистов, изложив соответствующую аргументацию;
- подтвердить избранную позицию ссылками на нормативные источники, сложившуюся практику, факты и примеры социальной жизни и др.
НЕДОСТАТКИ ИЗЛОЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
(на примере курсовой работы)
Основные недостатки работы:
- подготовлена не по предмету дисциплины, по которой учебным планом предусмотрена подготовка курсовой работы;
- работа излагается по материалам только учебников (учебных пособий) и не используется научная литература;
- материал ограничивается лишь позитивным описанием явления (процесса) и не упоминаются дискуссионные моменты;
- по темам, имеющим практическую ориентацию, не используется судебная или иная юридическая практика (например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по отдельным делам и т.п.);
- работа основывается на устаревшей литературе, современные разработки не используются;
- описываются проблемы, которые нашли в настоящее время свое решение;
- приводятся выдержки из отмененных или измененных нормативных источников;
- заимствуется текст из чужих произведений без соответствующих ссылок, что расценивается как плагиат;
- не раскрыто содержание темы;
- в работе содержатся грубые юридические ошибки;
- имеет место большое число грамматических и стилистических ошибок;
- работа небрежно и неправильно оформлена.