ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

🙂

Скачать текст в WORD

Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.

В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против правительства, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польша 1905 год, Сумской уезд (Харьковская губерния).

В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.

Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:

  • 22 июня 1941 года, в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР;
  • августа 1942 года, в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях;
  • сентября 1942 года, в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
  • апреля 1943 года, на всех железных дорогах СССР;
  • мая 1943 года, на морском и речном транспорте.

Нормальную жизнедеятельность общества и государства поддерживают исторически сложившиеся правовая, экономическая и политическая системы. Отлаженный механизм управления обеспечивает стабильность и правопорядок в стране. В случае чрезвычайных и экстраординарных обстоятельств, нарушающих нормальную жизнь граждан, функционирование государства и общества, обычные формы обеспечения безопасности государства и общественного порядка становятся малоэффективными.

В случаях нарушения территориальной целостности страны, угрозы нападений и возрастающей внешней агрессии, а также при внутренних конфликтах стабилизировать общественно-политическую обстановку и взять ее под контроль способны качественно иные меры, одной из которых является введение на всей территории страны или в ее отдельных частях военного положения. Это специфический правовой режим работы государственных органов власти и самоуправления на местах, для которого характерны:

  • увеличение полномочий органов военного управления
  • возложение на граждан дополнительных обязанностей
  • ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Каждое государство законодательно определяет комплекс мер чрезвычайного характера, направленных на охрану порядка и государственной безопасности страны. Для военного положения характерно введение в действие данной совокупности мероприятий и установление в стране усиленной ответственности за неисполнение распоряжений и приказов военных властей и неподчинение законам военного времени.

При наступлении определенных негативных обстоятельств, угрожающих существованию государства или безопасности его граждан, согласно законодательству большинства стран мира может быть применено военное положение.

Особый правовой режим, который вводится на территории РФ или в отдельных местностях в случае внешней агрессии (или непосредственной её угрозы).

В территориальных границах Российской Федерации условия введения и порядок действия данного режима устанавливает специальный закон «О военном положении», принятый в январе 2002 года. Он был одобрен парламентом в декабре 2001 года. В данном акте оговаривается весь механизм введения военного положения в России, основание, причины, порядок его действия, а также условия снятия.

Актами агрессии считаются:

— вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства

— оккупация или аннексия территории России с применением вооружённой силы

— бомбардировка территории России иностранным государством

— блокада портов или берегов России

— нападение на вооружённые силы РФ или другие войска

— засылка вооружённых банд или наёмников, применяющих вооружённую силу

— действия одного государства, позволяющего другому использовать свою территорию для актов агрессии

Военное положение вводит президент своим указом. Он должен незамедлительно обнародовать указ по радио и телевидению и опубликовать, а также сразу сообщить о нём Совету Федерации и Думе. Совет Федерации обязан рассмотреть указ в течение 48 часов. Если он его не утвердит, население снова нужно оповестить.

Внутренняя угроза при этом не является поводом для введения военного положения — в этом случае возможно только чрезвычайное положение.

Отменяется военное положение тоже указом президента, при этом население нужно оповестить в том же порядке, в каком его оповещали о вводе. В российской современной истории военное положение ни разу не вводили.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *