Общая схема системы АС НЦБ представлена на рисунке 3.5:
Рисунок 3.5 – Схема системы АС НЦБ
В АС НЦБ осуществляется работа по формированию параметров нормативно-целевых бюджетов филиалов ОАО «РЖД».
Формирование бюджетных параметров осуществляется по принципу «снизу вверх», то есть с уровня структурных подразделений на уровень филиала. Формирование данных осуществляется:
— по филиалам, имеющим структурные подразделения линейного уровня — формирование на линейном уровне с последующей консолидацией на региональном и филиальном уровнях;
— по филиалам, имеющим структурные подразделения регионального уровня — формирование на региональном уровне с последующей консолидацией на филиальном уровне;
— по железным дорогам (региональным центрам корпоративного управления (далее — РЦКУ)) — формирование на линейном уровне с последующей консолидацией на филиальном уровне.
Для целей АС НЦБ применяется следующая классификация филиалов по степени автоматизации производственного планирования и учета:
— Группа 1 — филиалы, для которых возможно формирование плановых и фактических данных в производственных системах;
— Группа 2 — филиалы, для которых возможно формирование фактических данных в производственных системах, планирование выполняется непосредственно в АС НЦБ;
— Группа 3 — филиалы, по которым отсутствуют системы производственного планирования и учета.
Отнесение филиала к соответствующей группе осуществляется на основании экспертной оценки по результатам изучения автоматизированных систем, применяемых в деятельности такого филиала (в соответствии с планом, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2014 г. № 2946р).
В зависимости от принадлежности филиала к той или иной группе настраиваются полномочия пользователей в системе.
Для филиалов 1 -ой группы выполняется доработка производственной системы в части приведения процессов производственного планирования в соответствие с принципами нормативно-целевого бюджетирования и обеспечивается формирования отчетов об исполнении бюджетов. Для филиалов 2-й группы обеспечивается формирование фактических данных исполнения бюджета производства в аналитиках НЦБ.
Процесс формирования бюджетов и матриц взаимодействия представлен на рис.3.6:
Рисунок 3.6 – Процесс формирования бюджетов и матриц взаимодействия в Московской дирекции связи
Подсистема формирования фактических данных используется для формирования факта исполнения показателей следующих форм в АС НЦБ:
- бюджеты производства по статьям затрат филиала;
- бюджеты затрат по статьям затрат филиала;
- НЦБЗ;
- матрицы взаимодействия.
Формирование фактических данных матриц взаимодействия осуществляется в зависимости от различных условий одним из следующих способов:
— Ручным вводом в случае отсутствия источника фактических данных.
— Загрузкой из производственных или учетных систем в случае наличия источника.
Разработку, корректировку и экспертизу норм расхода МТР по заявкам функциональных заказчиков и сторонних производителей работ выполняет Проектно-конструкторско-технологическое бюро по нормированию — филиал ОАО «РЖД» (далее — ПКТБ Н). Нормы расхода МТР используются:
— для расчета потребности функциональных заказчиков в материально-технических ресурсах на модернизацию, ремонт и обслуживание технических средств и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»;
— групповые (среднесетевые) нормы расхода — для целей среднесрочного и долгосрочного планирования на уровне филиала,
— пооперационные нормы расхода — для краткосрочного планирования с уровня линейного структурного подразделения;
— для обоснования затрат производителей работ, в том числе для формирования прейскурантов цен на модернизацию, ремонт и обслуживание технических средств и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД».
При разработке норм расхода МТР используются следующие нормативно-технические документы:
— Справочник по нормированию расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание, ремонт технических средств ОАО «РЖД», утвержденный ОАО «РЖД» 24 ноября 2008 г.;
— ГОСТ 14.322-83. Нормирование расхода материалов. Основные положения;
— конструкторская и ремонтная документация на технические средства и объекты инфраструктуры;
— Инструкция по оформлению норм расхода материально-технических ресурсов на модернизацию, ремонт и обслуживание технических средств и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее — Инструкция).
Нормы расхода МТР для технических средств и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», в отношении которых у производителя работ отсутствует достаточный опыт модернизации, ремонта или обслуживания (например, вновь введенные в эксплуатацию технические средства или объекты инфраструктуры), утверждаются со сроком действия один год.
Основными участниками реализации нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям являются:
— Департамент экономики,
— Проектно-конструкторско-технологическое бюро по планированию и нормированию материально-технических ресурсов,
— Функциональные филиалы;
— Железные дороги (служба экономики и финансов, технологическая служба);
— Центр по технологической координации;
— Управление по управленческому учету и отчетности.
Реализация нормативно-целевого бюджета затрат предусматривает декомпозицию самих затрат по конкретным производственным операциям до конкретного места возникновения затрат — участка, километра. Это нужно для решения различных задач, в том числе для определения стоимости жизненного цикла одного километра пути в рамках системы УРРАН (Управление Ресурсами, Рисками и надежностью на этапах жизненного цикла), в соответствии с которой одним из критериев при выборе участков при назначении капитальных ремонтов является стоимость текущего содержания участка инфраструктуры и конкретного километра.
В ходе работы выяснилось, что в подразделениях Московской дирекции связи применяется позаказный метод учета себестоимости работ по ремонту и монтажу оборудования связи. При этом себестоимость учитывается по фактически произведенным затратам, по полной производственной себестоимости.
Источником информации для управленческого учета в подразделениях Московской дирекции связи являются суммы на счетах раздела III Плана счетов бухгалтерского учета. Их содержание можно расширить с целью получения всей необходимой информации для внутреннего управления. Поскольку первичный бухгалтерский учет в подразделениях Московской дирекции связи автоматизирован, внедрение предлагаемой методики бухгалтерского учета затрат и себестоимости работ не повлечет за собой увеличение трудозатрат. Достаточно будет внести небольшие изменения в настройки программы.
В настоящее время к счетам управленческого учета затрат Московской дирекции связи относятся счета:
20 «Основное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
44 «Расходы на продажу».
Схема кодировки счетов, используемых в рамках предлагаемой для Московской дирекции связи системы аналитического учета затрат, представлена в таблице 3.10.
Таблица 3.10 – Предлагаемая система счетов аналитического и синтетического учета затрат и себестоимости работ в подразделениях Московской дирекции связи
Код | Расшифровка кода | Варианты |
Счет 20 «Основное производство» | ||
20-1 | Статья затрат | 01 Прямые материальные затраты 02 Прямые трудовые затраты 03 Прямые затраты на эксплуатацию машин и оборудования |
20-2 | Объект работ | 01 Путь 1 02 Путь 2 |
20-3 | Центр ответственности | 01 Бригада № 1 02 Бригада № 2 |
20-4 | Вспомогательный код | 01 Затраты по нормам 02 Отклонения от норм |
25 «Общепроизводственные расходы» | ||
25-1 | Статья затрат | 01 Амортизация 02 Ремонт 03 Топливо и энергия 04 Заработная плата персонала управления 05…. |
25-2 | Подразделение | 01 Управление 02 Отдел технического и технологического обслуживания |
25-3 | Вспомогательный код | 01 Переменные затраты 02 Постоянные затраты |
25-4 | Вспомогательный код | 01 Затраты по нормам 02 Отклонения от норм |
25 «Общехозяйственные расходы» | ||
26-1 | Статья затрат | 01 Расходы на оплату труда аппарата управления организацией 02 Расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения 03 Амортизация 04 Автотранспорт 05 …. |
26-2 | Структурное подразделение | 01 Администрация 02 Бухгалтерия 03 Юридический отдел 04 Отдел общего обеспечения |
26-3 | Вспомогательный код | 01 Переменные затраты 02 Постоянные затраты |
26-4 | Вспомогательный код | 01 Затраты по нормам 02 Отклонения от норм |
44 «Расходы на продажу» | ||
44-1 | Статья затрат | 01 Расходы на рекламу 02 Представительские расходы 03 … |
44-2 | Вспомогательный код | 01 Переменные затраты 02 Постоянные затраты |
44-3 | Вспомогательный код | 01 Затраты по нормам 02 Отклонения от норм |
Представленная система аналитического учета затрат позволит Московской дирекции связи более детально анализировать оперативную информацию о затратах, их структуру, виды, группировки по объектам работ, центрам ответственности и местам возникновения. Возможность применения системы аналитического учета обеспечивается современными компьютерными бухгалтерскими и управленческими системами, позволяющими детализировать информацию по разным критериям.