Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции).
Основной объем профилактической работы осуществляют органы внутренних дел (полиции) и конкретно участковый уполномоченный полиции во взаимодействии с другими правоохранительными органами, а также с общественными организациями правоохранительной направленности.
Необходимо отметить тот факт, что индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, поведение которых свидетельствует о реальной опасности совершения ими правонарушений и преступлений. Такая деятельность предполагает систематический и своевременный сбор информации из всех возможных источников (различные оперативно-профилактические учеты, уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел и др.).
В соответствии Наставлением по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, помимо вышеперечисленных источников информации участковый уполномоченный выявляет данные категории (профилактируемый элемент) лиц при профилактическом обходе административного участка (Глава 6 Наставления), при приеме граждан и рассмотрении их обращений (Глава 7 Наставления), а так же при осуществлении взаимодействия с сотрудниками территориальных органов МВД России и другими федеральными органами исполнительной власти (Глава 11 Наставления).[1]
Выявление неразрывно связано с изучением лиц, которые являются объектами индивидуальной профилактики. При этом подлежат изучению следующие конкретные данные, характеризующие личность:
1) Преступное и иное противоправное поведение: когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответственности, какая мера наказания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период.
2) Преступный опыт: особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т.п.
3) Факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение: что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфере, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений и т.п.
4) Социально-демографические характеристики: образование, возраст, семейное положение, состав семьи, место жительства; культурный уровень; социальное положение; специальность, должностное положение, трудовой стаж; отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т.д.
5) Условия жизни и ближайшее окружение: характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений; жилищные условия; морально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная обеспеченность; круг общения, кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т.п.
6) Индивидуально-психологические особенности: развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и направленность взглядов и т.п.); черты характера (замкнутость или общительность; эгоистичность, легкомыслие, безответственность; активность или пассивность, правдивость или лживость; мстительность, жестокость, наглость, хитрость, завистливость и т.д.); волевые качества (настойчивость, решительность, организованность, способность подчинять себе других или поддаваться чужому влиянию и др.); интересы (к материальным, духовным благам, к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).
7) Физиопсихологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).
8) Особые склонности антиобщественного характера: к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, развратному, паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.п.[2]
В целях всестороннего изучения личности участковым уполномоченным полиции могут применяться такие методы, как ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характеристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с гражданами, хорошо его знающими, изучение окружающей его среды и т.д.
В процессе изучения личности профилактируемого изучается информация о прошлом и настоящем личности, социальных связях и ближайшем окружении, благодаря которой возможно сделать прогноз будущего поведения. При этом факторы, которые могут положительно повлиять на лицо в будущем, должны быть поддержаны; факторы, оказывающие отрицательное влияние, должны стать объектом предупредительного воздействия.
Таким образом, индивидуальная профилактика воздействует на обстоятельства, побуждающие к совершению противоправных деяний данным лицом, и по возможности устраняет их.
Вопрос о постановке лица на профилактический учет решается в строгом соответствии с законодательством и нормативными актами, основанием является наличие достаточных, проверенных данных, указывающих на:
-неоднократное совершение в местах лишения свободы дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов либо административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующее о возможности совершения лицом преступлений;
— наличие в деянии лица отдельных признаков объективной или субъективной стороны состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела;
— совершение лицом деяния, содержащего признаки преступления, при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу или влекущих его прекращение либо освобождение от уголовной ответственности;
— невыполнение лицом, осужденным условно или освобожденным условно-досрочно, обязанностей, возложенных на него приговором суда;
— противоправное поведение лица, освобожденного из мест лишения свободы, судимость которого не снята или не погашена;
— совершение дисциплинарного проступка либо административного правонарушения лицом, которому отсрочено отбывание наказания либо освобожденного от отбывания наказания в связи с болезнью.
Планирование индивидуально-профилактической работы обусловлено особенностями каждой конкретной ситуации и не исключает возможности просчитывания действий по некоторым параметрам. Невозможно разработать какой-то типовой план индивидуальной профилактики, пригодный для всех без исключения случаев и лиц. Однако нельзя отрицать определенного значения примерных планов индивидуальной профилактики, разработанных с учетом различных типичных ситуаций, складывающихся в этой деятельности.
Грамотный подход к выработке этих планов состоит в том, что планируемые мероприятия должны облегчить последовательное осуществление перечисленных ниже работ, составляющих содержание непосредственного профилактического воздействия.[3]
Профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении:
— Сообщения из исправительного учреждения и постановления суда для лица, освобожденного из мест лишения свободы, в отношении которого судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом.
— Медицинских документов из медицинской организации на лицо, больное алкоголизмом или наркоманией, состоящее на учете в медицинской организации и представляющее опасность для окружающих.
— Рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России, согласованного с начальником ОУУП, о необходимости постановки на профилактический учет гражданина, входящего в категорию, указанную в подпунктах 63.3-63.6 Наставления.
— Сообщения из территориального органа или уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний67, и копии приговора суда для осужденных лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.
— Информации ПДН о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН.
Индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции включает:
1) Проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете.
2) Наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения.
3) Опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц.
4). Применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Российской Федерации.
Срок нахождения на профилактическом учете устанавливается в отношении лиц:
- Освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены ограничения в соответствии с федеральным законом, — до истечения срока, установленного решением суда.
- Больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих, — до срока снятия их с учета в медицинской организации.
- Допускающих правонарушения в сфере бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивномассовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно-значимых мероприятий, входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности — один год с момента постановки на профилактический учет.
- Осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно, — до истечения срока наказания, указанного в приговоре суда (снятия с учета в территориальном подразделении уголовно-исполнительной системы).
- Несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, — до снятия с учета в ПДН.
Основаниями для снятия лиц с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в территориальных органах МВД России, отделах (отделениях, пунктах) полиции являются:
1. Окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете.
2. Осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания.
3. Прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в дальнейшем наблюдении.
4. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда.
5. Смерть гражданина.
6. Иные основания, установленные законодательством Российской Федерации.
Снятие лиц,
состоящих на учете в территориальных органах МВД России на районном уровне, с
профилактического учета и прекращение индивидуальной профилактической работы с
ними производится решением начальника территориального органа МВД России по
рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.[4]
[1] Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции. Приложение к приказу МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
[2] Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. — М., БЭК, 2017, с. 225
[3] Кокорев А.Н. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции : Учебно-методическое пособие. — М. : МосУ МВД России. Издательство «Щит — М», 2009. — 160 с.
[4] Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных милиции: курс лекций / Т.Ф. Мещерякова, Т.Ю. Конькова, В.Г. Антипов и др. Домодедово: ВИПК МВД России.. — 2004. — 229 с.