Организация проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста направленная на формирование экологических представлений

Для эффективного формирования экологических представлений необходима целенаправленная и систематическая деятельность, причем, осуществляться она должна комплексно — во взаимодействии воспитателей и родителей. Такой задаче идеально соответствует такая форма организации деятельности, как экологический проект, так в него возможно включение разнообразных методов и форм работы с дошкольниками. Для реализации данного условия был разработан и реализован экологический проект «Природа и я — настоящие друзья!».

Цель проекта: формирование экологических представлений, экологически грамотного поведения в природе, а также бережного отношения к представителям живой и неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.

Экологический проект состоит из трех этапов:

Первый этап (разработка проекта): определение цели и задач проекта, выбор направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с воспитателями других групп, специалистами-предметниками, дошкольниками и их родителями, поиск оборудования и материалов. Данный этап осуществляется до начала проекта и не входит в проектную неделю.

Второй этап предполагает активную исследовательскую деятельность: поиск ответов на поставленные вопросы разнообразными способами.

Третий этап — заключительный. Завершение проекта приходится на последний день учебной недели. На этом этапе дети и их родители представляют результаты своей деятельности, проводится анализ полученных результатов, формулирование выводов. Оканчивается экологический проект общим мероприятием.

Основная идея проекта — создание условий для эффективного формирования у дошкольников экологических представлений, экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к представителям живой и неживой природы.

Участниками проекта являются дети старшей группы детского сада, воспитателя, родители.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Сроки проведения проекта: две недели.

Для достижения цели проекта были сформулированы следующие задачи:

— научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

— научить определенным способам, которые используются в ходе эксперимента и исследовательской деятельности;

— развивать умение делать выводы, обобщать полученную информацию, устанавливая причинно-следственные связи;

— научить проводить элементарные опыты с природными объектами, придерживаясь правил техники безопасности;

— воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

— воспитывать чувство эмпатии, и желания помогать объектам природы, которым требуется помощь: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

С целью привлечения родителей к участию в проекте были предложены следующие виды деятельности:

— фотоконкурс «Красота родной природы»;

— конкурс «Новый домик для пернатых» (изготовление скворечников);

— акция «Зеленая планета» (посадка деревьев).

Продуктами проекта могут быть: фотовыставка, стенды с экологической тематикой, папки-проекты, детские рисунки по теме, скворечники, клумбы и грядки, дидактические пособия на экологическую тематику, карты экологических тропинок, комнатные цветы, коллекции, новые саженцы деревьев на участке детского сада, коллекция с познавательным видео-материалом о природе.

Предполагаемые результаты:

— повышение заинтересованности дошкольников к объектам и явлениям живой и неживой природы;

— повысится умение разграничивать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода);

— знакомство с особенностями природы родного края;

— начнет формироваться бережное отношение к окружающей природе, дети будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

— дети получат навыки экологически безопасного и грамотного поведения в природе. Узнают о запрещающих и разрешающих экологических знаках, придумают собственные знаки;

— у дошкольников начнет формироваться потребность в исследовании объектов природы, они будут учиться делать выводы, обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

— у детей начнут закладываться элементарные навыки ухода за растениями и животными в уголке природы;

— дети получат первые знания о том, как вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять взаимосвязь компонентов в природе;

— дошкольники более бережно станут обращаться со всеми объектами природы и следовать правилам безопасности в природе по отношению к самому себе, так как природа может быть опасна для жизни людей;

— в экологическом проекте примут участие родители дошкольников, что, во-первых, поможет объединиться всей семьей за каким-либо занятием, а, во-вторых, намного повысит результативность и эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Ресурсы проекта:

— парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Н.А. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду»;

— теоретическая и методическая литература по экологическому развитию старших дошкольников в детском саду;

— подготовленный уголок природы в старшей группе;

— организованные зоны для проведения опытных работ в старшей группе;

— грядки на подоконнике;

— высокий профессиональный уровень педагогов по организации исследовательской работы дошкольников;

— книжный уголок;

— видеотека с собранием фильмов и мультфильмов познавательного содержания по различным направлениям объектов природы.

План реализации проекта:

Подготовительный этап — постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Исследовательский этап включает в себя следующие направления деятельности:

— организация в группе среды для осуществления познавательно-экологического развития;

— экскурсии на различные экологические природные объекты, наблюдение, оценка экологического состояния, сбор природных материалов для дальнейшей практической работы при помощи метода моделирования;

— создание экологической развивающей среды в непосредственно в детском саду (при помощи метода моделирования);

— разработка детьми совместно с родителями исследовательских проектов по разнообразным экологическим направлениям;

— конкурс презентаций исследовательских семейных проектов;

— экскурсии на водоем, наблюдение за состоянием воды, берега, растениями, оценка экологического состояния;

— обучение правильному поведению на природе;

— конкурс «Новый домик для пернатых» (изготовление скворечников совместно с родителями и развешивание их на территории дошкольного учреждения, подарок соседнему детскому саду;

— экскурсия в парковую зону с целью закрепить известные названия деревьев, познакомить с новыми для детей видами растительности;

— ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов на экологическую тематику;

— конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Чудесное вокруг нас»;

— конкурс на лучший рассказ (сказку, стихотворение) на экологическую тематику;

— фотовыставка «Красота родной природы»;

— организация в детском саду фильмотеки с помощью родителей «Интересно о природе» (О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.).

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

На заключительном этапе было проведено экологическое мероприятие «Мы – друзья природы», которое завершает подведение итогов проекта способствует дальнейшему применению полученных знаний и навыков в будущем (Приложение А).

Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов

Практическое исследование ОСНОВЫ проводилось на бюджетного базе дошкольного Методы образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, родители и педагоги ДОО.

Цель констатирующего этапа исследования – выявить исходный уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подобрать диагностический материал для изучения сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Выявить отношение педагогов и родителей к формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
  3. Обобщить результаты констатирующего этапа эксперимента.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования выделены критерии и показатели сформированности  экологических представлений  у детей дошкольного возраста. Подробное описание критериев и показателей представлено в таблице 1.

Таблица 1

Критерии Содержание
представления о мире животных Знают основные классы животных, их особенности, среды обитания, стадии роста и развития
представления о мире растений Различают травы, кустарники, деревья, стадии развития растений, особенности ухода, части растений.
представления о неживой природе Знают признаки неживой природы: воздух, вода, солнце, их основные особенности
представления о временах года Знает времена года, их последовательность и особенности.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний, высокий.

Высокий уровень (10-12 баллов). Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Знает объекты растений, разбирается в особенностях их роста и ухода за ними. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Ребенок способен отражать свои представления в форме коллекции.

Средний  уровень (7-9баллов). Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Знает объекты растений, но затрудняется в определении особенностей их роста и размножения. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень (4-6 баллов). Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не знает объекты и особенности растений. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Показателямиуровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: осознанность; глубина; системность; обобщенность знаний детей.

В соответствии с выделенными показателями и критериями были подобраны диагностические задания для изучения каждому показателя в соответствии с рекомендациями Т.М. Бондаревой. Полное описание заданий предоставлено в приложении Б.

Задание 1. (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень сформированности у дошкольников представлений о мире животных: классы, особенности, стадии роста и развития, взаимосвязь со средой обитания.

Высокий уровень. Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы.

Средний уровень. Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень. Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы.

Задание 2. Беседа (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень представлений о характерных особенностей растений, особенностях их жизни, питания, существования в разные времена года и т.д.

Высокий уровень. Знает объекты растений, разбирается в особенностях их роста и ухода за ними.

Средний  уровень. Знает объекты растений, но затрудняется в особенностях их роста и ухода за ними.

Низкий уровень. Не знает объекты и особенности растений.

Задание 3. Проблемная ситуация (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень. Ребёнок без труда отвечает на вопросы.

Средний уровень. Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы.

Низкий уровень. Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы.

Задание 4. Работа с моделью (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень представлений о временах года.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень: Ребёнок правильно называет времена года; перечисляет их в нужной последовательности; знает характерные признаки каждого времени года; проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?; по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: Ребёнок правильно называет времена года; иногда затрудняется назвать  их в нужной последовательности; в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки, на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно; выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень: Ребёнок не всегда правильно называет времена года; затрудняется назвать их в нужной последовательности; не знает характерных признаков разных времён года; на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно; не выражает эстетического отношения к природе.

Проанализируем результаты, полученные в ходе констатирующего этапа исследования. Результаты констатирующего этапа исследования предоставлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования констатирующего этапа исследования

№ испытуемого Результаты
Показатели Общий балл Уровень
Живая природа Неживая природа Времена года
1 3 3 2 3 11 В
2 2 2 1 3 8 С
3 3 2 2 1 8 С
4 3 3 2 2 10 В
5 2 2 1 1 6 Н
6 2 2 3 2 9 С
7 3 3 2 2 10 В
8 2 1 1 2 6 Н
9 1 1 2 1 5 Н
10 3 2 2 2 9 С
11 2 2 2 3 9 С
12 1 1 1 2 5 Н
13 2 2 3 2 9 С
14 2 2 1 1 6 Н
15 1 1 2 2 6 Н
16 1 1 2 2 6 Н
17 2 3 3 3 11 В
18 2 2 2 3 9 С
19 2 2 1 3 8 С
20 2 1 2 1 6 Н
21 3 2 3 3 11 В
22 1 1 2 2 6 Н
23 2 3 3 2 10 В
24 2 1 2 1 6 Н
25 3 3 3 3 12 В
26 3 2 2 2 9 С
27 2 2 3 1 8 С
28 1 1 3 2 7 С

В результате проведения исследования по показателю знаний о мире животных в группе высокий уровень показали 29% детей, средний уровень показали 50% детей, низкий уровень показали 21% детей (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты исследования по изучению у дошкольников представлений о животных 

Таким образом, видим, что представления о мире животных на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Дети иногда допускали незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам, при этом они не всегда могли аргументировать свой выбор. При этом практически все дети могли соотносить представителей фауны со средой обитания. Многие дети знали характерные признаки, однако, при этом часто допускали неточности в ответах, иногда ответы, данные детьми, были слишком краткими.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

В результате проведения исследования сформированности представлений о мире растений в группе высокий уровень показали 21% детей, средний уровень показали 46% детей, низкий уровень показали 33% детей (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты исследования сформированности представлений о растениях на констатирующем этапе исследования

Таким образом, видим, что сформированность представлений о мире растений на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Дети в группе знали объекты растений, однако, большинство детей затруднялось в ответах особенностям их роста и ухода за ними.

В результате проведения исследования сформированности представлений о неживой природе в группе высокий уровень показали 18% детей, средний уровень показали 50% детей, низкий уровень показали 32% детей (рис. 3).

Рисунок 3. Результаты исследования сформированности представлений о неживой природе на констатирующем этапе исследования

Таким образом, видим, что сформированность представлений о неживой природе на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Дети в основном правильно отвечали на вопросы, однако, практически никто из детей не могли ответить на вопросы, связанные с представлениями о солнце. При этом сформированность представлений о воздухе и воде оказалась на уровне выше среднего

В результате проведения исследования сформированности представлений о временах года в группе высокий уровень показали 18% детей, средний уровень показали 50% детей, низкий уровень показали 32% детей (рис. 4).

Рисунок 4. Результаты исследования сформированности представлений о временах года на констатирующем этапе исследования

Таким образом, видим, что сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Дети правильно называли времена года; иногда затрудняясь назвать их в нужной последовательности; в, основном, дети могли объяснить характерные признаки каждого времени года, но иногда допускали незначительные ошибки, отвечали односложно.

В результате проведения исследования по общему уровню экологических представлений в контрольной группе высокий уровень показали 25% детей, средний уровень показали 39% детей, низкий уровень показали 36% детей (рис. 5).

Рисунок 5. Результаты изучения уровня сформированности экологических представлений на констатирующем этапе исследования

Дополнительно нами было проведено анкетирование родителей и педагогов, направленное на определение их отношения к проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Анкета для воспитателей включала следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, что такое проектная деятельность?
  2. Используете ли Вы в своей практике проектную деятельность?
  3. Если используете, то как часто?
  4. Какие коллекции Вы собираете с детьми?
  5. Какие особенности проектной деятельности Вам известны?
  6. Знаете ли Вы, что проектная деятельность помогает в формировании экологических представлений? Каким образом?

Анкета для родителей включала следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, что такое проектная деятельность?
  2. Занимаетесь ли Вы с детьми проектной деятельностью?
  3. Если занимаетесь, то как часто?
  4. Какие особенности проектной деятельности Вам известны?

В результате анкетирования педагогов нами было выяснено, что большинство из них знают, что такое проектная деятельность и как ее нужно использовать в работе с детьми. Однако, при этом было обнаружено, что в воспитании детей проектная деятельность используется достаточно редко. При этом педагоги имеют представление о том, что такое экологические представления и каким образом можно их формировать при помощи проектной деятельности.

В результате анкетирования родителей мы выяснили, то практически никто из родителей не использует проектную деятельность в процессе воспитания детей, при этом так же они не могут объяснить основные особенности проектной деятельности и ее роль в воспитании детей.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования получен преимущественно средний уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: представления о мире животных на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о мире растений на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о неживой природе на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Далее нами был реализован проект проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста направленная на формирования экологических представлений.

Проанализируем результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследования. Результаты контрольного этапа исследования предоставлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования контрольного этапа исследования

№ испытуемого Результаты
Показатели Общий балл Уровень
Живая природа Неживая природа Времена года
1 3 3 2 3 11 В
2 3 3 2 3 11 В
3 3 2 2 1 8 С
4 3 3 2 2 10 В
5 2 2 3 1 8 С
6 2 2 3 2 9 С
7 3 3 2 2 10 В
8 3 3 2 3 11 В
9 2 2 3 1 8 С
10 3 3 2 3 11 В
11 2 2 2 3 9 С
12 1 1 1 2 5 Н
13 3 3 2 3 11 В
14 2 2 1 1 6 Н
15 2 2 3 1 8 С
16 1 1 2 2 6 Н
17 2 3 3 3 11 В
18 3 3 2 3 11 В
19 2 2 1 3 8 С
20 2 2 3 1 8 С
21 3 2 3 3 11 В
22 3 3 2 3 11 В
23 2 3 3 2 10 В
24 2 1 2 1 6 Н
25 3 3 3 3 12 В
26 3 3 2 3 11 В
27 2 2 3 1 8 С
28 1 1 3 2 7 С

В результате проведения исследования по показателю знаний о мире животных в группе высокий уровень показали 46% детей против 29% на констатирующем этапе исследования, средний уровень показали 39% детей против 50% на констатирующем этапе исследования, низкий уровень показали 15% детей против 21% на констатирующем этапе исследования (рис. 6).

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Рисунок 6. Результаты исследования по изучению у дошкольников представлений о животных  на контрольном этапе исследования

Таким образом, видим, что представления о мире животных на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования.

В результате проведения исследования сформированности представлений о мире растений в группе высокий уровень показали 46% детей против 21% на констатирующем этапе исследования, средний уровень показали 39% детей против 46% на констатирующем этапе исследования, низкий уровень показали 15% детей против 33% на констатирующем этапе исследования (рис. 7).

Рисунок 7. Результаты исследования сформированности представлений о растениях на контрольном этапе исследования

Таким образом, видим, что сформированность представлений о мире растений на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования.

В результате проведения исследования сформированности представлений о неживой природе в группе высокий уровень показали 39% детей против 18% на констатирующем этапе исследования, средний уровень показали 50% детей, низкий уровень показали 11% детей против 32% на констатирующем этапе исследования (рис. 8).

Рисунок 8. Результаты исследования сформированности представлений о неживой природе на контрольном этапе исследования

Таким образом, видим, что сформированность представлений о неживой природе на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования.

В результате проведения исследования сформированности представлений о временах года в группе высокий уровень показали 46% детей против 29% на констатирующем этапе исследования, средний уровень показали 25% детей против 46% на констатирующем этапе исследования, низкий уровень показали 29% детей против 25% на констатирующем этапе исследования (рис. 9).

Рисунок 9. Результаты исследования сформированности представлений о временах года на контрольном этапе исследования

Таким образом, видим, что сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования.

В результате проведения исследования по общему уровню экологических представлений в контрольной группе высокий уровень показали 50% детей против 25% на констатирующем этапе исследования, средний уровень показали 35% детей против 39% на констатирующем этапе исследования, низкий уровень показали 15% детей против 36% на констатирующем этапе исследования (рис. 10).

Рисунок 5. Результаты изучения уровня сформированности экологических представлений на контрольном этапе исследования

Таким образом, на контрольном этапе исследования получен преимущественно высокий уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста против среднего уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования: представления о мире животных на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о мире растений на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о неживой природе на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

Методические рекомендации по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

На основании проведенного исследования нами разработаны методические рекомендации по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности:

— в рамках организации формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности педагог должен из носителя готовых знаний трансформироваться в организатора образовательной среды, которая будет соответствовать интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, общественными организациями и др.);

— в рамках организации формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности обязательно необходимо использовать игровые методы и технологии, т.к. данные методы являются наиболее подходящими для реализации в данном возрасте, позволяют поддерживать у детей интерес к проведению практической деятельности;

— при планировании внедрения экологических проектов в систему образовательной работы с детьми, необходимо соблюдать следующие требования к её использованию: наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.);

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Практическое исследование ОСНОВЫ проводилось на бюджетного базе дошкольного Методы образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, родители и педагоги ДОО.

На констатирующем этапе исследования получен преимущественно средний уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: представления о мире животных на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о мире растений на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о неживой природе на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Далее нами был реализован проект проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста направленная на  формирования экологических представлений.

Для эффективного формирования экологических представлений необходима целенаправленная и систематическая деятельность, причем, осуществляться она должна комплексно — во взаимодействии воспитателей и родителей. Такой задаче идеально соответствует такая форма организации деятельности, как экологический проект, так в него возможно включение разнообразных методов и форм работы с дошкольниками. Для реализации данного условия был разработан и реализован экологический проект «Природа и я — настоящие друзья!».

Цель проекта: формирование экологических представлений, экологически грамотного поведения в природе, а также бережного отношения к представителям живой и неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе исследования получен преимущественно высокий уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста против среднего уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования: представления о мире животных на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о мире растений на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о неживой природе на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном возрасте ребенок получает и накапливает первые экологические представления, на данном возрастном этапе происходит формирование основы экологического мышления и сознания.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических чувств.

Использование технологии проектов позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления, формирование нравственных представлений. При использовании проектной деятельности для формирования экологических представлений решаются следующие задачи: формирование у детей навыков ориентироваться в экологических понятиях, проводить экологическое развитие, развивать уверенность в себе и своих возможностях, формировать у детей положительное отношение к окружающей среде, формировать у детей представления о животном и растительном мире.

Практическое исследование ОСНОВЫ проводилось на бюджетного базе дошкольного Методы образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, родители и педагоги ДОО.

На констатирующем этапе исследования получен преимущественно средний уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: представления о мире животных на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о мире растений на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о неживой природе на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в группе. Далее нами был реализован проект проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста направленная на  формирования экологических представлений.

Для эффективного формирования экологических представлений необходима целенаправленная и систематическая деятельность, причем, осуществляться она должна комплексно — во взаимодействии воспитателей и родителей. Такой задаче идеально соответствует такая форма организации деятельности, как экологический проект, так в него возможно включение разнообразных методов и форм работы с дошкольниками. Для реализации данного условия был разработан и реализован экологический проект «Природа и я — настоящие друзья!».

Цель проекта: формирование экологических представлений, экологически грамотного поведения в природе, а также бережного отношения к представителям живой и неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе исследования получен преимущественно высокий уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста против среднего уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования: представления о мире животных на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о мире растений на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о неживой природе на контрольном этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: экология на уроках; формы и методы воспитательной работы // Начальная школа. 2008. № 8. С.54–57
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 208 с
  3. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования. 2009. № 7. С. 76-78
  4. Андросова Н.К. Экология. Учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2013. 542 c.
  5. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях // Дошкольная педагогика, 2016. №1.С.45
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 464с
  7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / сост. Е.В. Анохина и др. 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Учитель, 2004. 159 с
  8. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М., Просвещение, 2013. 180с.
  9. Волкова П.А. Основы общей экологии: Учебное пособие. М., Форум, 2012.  128 c.
  10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2017. 129с.
  11. Выготский Л.С. Возрастные особенности личности. М., Наука, 2017. 360c.
  12. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., «ВАКО», 2015. С. 37
  13. Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 2005. № 3. С. 20-24
  14. Дугарова Т.Ц., Ооржак А.А. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Вестник БГУ. 2014. № 4-1. С. 99-103
  15. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2015. С. 59
  16. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание, 2015.  №7. С. 32-34
  17. Золотова, Е.Н. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.Н.Золотова. М., Просвещение, 2016. 240с.
  18. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М., ТЦ Сфера, 2018.  С. 36-42.
  19. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., Сфера, 2018. С. 144
  20. Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации. Ульяновск, 2008. 38 с
  21. Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г. Саморуковой. М., Просвещение, 2016. 240с.
  22. Киселев Н. Н. Понятийний аппарат и законы современной экологии. М., ПАРАПАН, 2018.  184 с.
  23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Академия, 2017. 573с.
  24. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А.: «Мы». Программа экологического образования детей. СПб., Детство-Пресс, 2015. С. 52, 66
  25. Кочергина В. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание, 2014. № 7. С.67
  26. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 2018. №2. С.19-21
  27. Лопатина А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. 2-е изд. М., Амрита-Русь, 2014.300с.
  28. Маркова В. В, Шинкарева Л. В, Полыгина, А. П,Шаповалова С. Н, Татаренко Н. С. Экологическое образование детей дошкольного возраста ( на материале изучения темы « Земля – кормилица Белгородчины»). Белгород: Ипц « ПОЛИТЕРРА», 2017.200с.
  29. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет, сада. 2-е изд., дораб. М., Просвещение, 2016.  С. 99
  30. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2014. С. 87.
  31. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб., детство-пресс, 2018.  С. 119
  32. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Издательство ГНОМ и Д, 2015. С. 67, 82
  33. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. М., Изд. центр «Академия», 2015. С. 52, 102
  34. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства: монография. 2-е изд. М., ИНФРА-М, 2016. 216 с.
  35. Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения. М., МГПУ, 2017. С. 51-63
  36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. 368 с.
  37. Парахонский А.П. Роль образования в формировании экологической культуры // Успехи современного естествознания. 2005. № 2. С. 46-47
  38. Программа экологического образования детей «Мы». С-Пб, 2008 . Программа «Радуга» / Под ред. Доронова Т.Н. М., 2018. .
  39. Прутченков А.С. Ключевые компетенции в экологическом воспи­тании // Школьные технологии. 2008. № 6. С.46-54
  40. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.  2013. N 5. С. 26-33
  41. Салимова М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада/ М.И. Салимова.  Минск, Амалфея, 2016. 310с.
  42. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.  Н.Новгород, НГПУ, 2016. 220с.
  43. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание.  2011. № 7. С.23
  44. Степанов Е. Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с
  45. Традиционные и инновационные технологии обучения в системе специального образования в условиях модернизации столичного образования. М.: 2006. 382 с
  46. Урунтаева А.Г.. Дошкольная психология. М., 2015.  С. 9
  47. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПБ.: Питер, 2009. 408с
  48. Шинкарева Л. В.  Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 6. С. 67-73

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *