ПАО «ТрансКонтейнер» является ведущим поставщиком интермодальных контейнерных транспортно-логистических услуг в России и СНГ, с доминирующим положением на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок. Россия имеет большой потенциал роста объемов контейнерных перевозок. Это связано с общим макроэкономическим потенциалом роста в сочетании с очень низким уровнем контейнеризации грузопотоков, а также с интенсивными инвестициями в развитие морских портов и внутренней железнодорожной инфраструктуры.
С 2007 года ПАО «ТрансКонтейнер» разрабатывает комплексные логистические услуги, дополняющие традиционные железнодорожные контейнерные перевозки от терминала до терминала. Компания использует свою уникальную базу активов и широкую географию операций для оказания комплексных логистических услуг по принципу «от двери до двери», подразумевающему полный спектр контейнерных транспортно-экспедиторских услуг. Интегрированные логистические решения являются гибкими и адаптируются под конкретные потребности заказчика.
В России, где рынки грузоперевозок находятся на относительно низкой стадии развития, наличие обширной базы активов является единственным способом обеспечения надежности и эффективности при реализации интермодальных контейнерных перевозок и интегрированных логистических решений. ПАО «ТрансКонтейнер» оперирует крупнейшим парком специализированных контейнерных платформ (около 50% всех имеющихся в стране контейнерных платформ) и имеет возможность гибко реагировать на колебания спроса.
Интермодальные контейнерные перевозки ПАО «ТрансКонтейнер» осуществляются с использованием крупнейшей в России общенациональной сети железнодорожных контейнерных терминалов, расположенных на 39 железнодорожных станциях. Сеть охватывает всю территорию России, в том числе основные транспортные центры, важные железнодорожные узлы и пограничные переходы. Компания также оперирует сетью из 19 железнодорожных терминалов в Казахстане через совместное предприятие АО «Кедентранссервис» и пограничным терминалом Добра (Словакия).
Важной составной частью интегрированных логистических услуг Компании является оснащенность терминалов грузовыми автомобилями и полуприцепами для доставки контейнеров «до двери» заказчика.
Управленческая команда Компании имеет значительный опыт работы в российской железнодорожной отрасли, в том числе, в секторе контейнерных перевозок. Генеральный директор и многие члены команды работали в компании «ТрансКонтейнер» с момента ее учреждения в качестве филиала ОАО «РЖД» в 2003 году. До этого они были заняты в железнодорожной отрасли России на протяжении многих лет. В процессе роста Компании к управленческой команде присоединились новые менеджеры, занимавшие руководящие должности в ОАО «РЖД» и других крупных компаниях.
Как публичная компания с листингом в Москве и Лондоне, ПАО «ТрансКонтейнер» стремится придерживаться международных стандартов корпоративного управления, развивая конструктивные и прозрачные отношения с миноритарными акционерами и их представителями в совете директоров.
Клиентская база ПАО «ТрансКонтейнер» насчитывает более 200 тысяч заказчиков, в том числе около 60 тысяч постоянных клиентов, работающих в России и странах СНГ. Основные клиенты компании представлены на рис. 1.
Рис.1. Основные клиенты компании ПАО «ТрансКонтейнер»
Среди клиентов Компании есть все категории предприятий — от частных предпринимателей и небольших российских экспедиторских компаний до крупных международных корпораций, действующих в различных отраслях экономики страны, включая автомобилестроение, обрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, производство цветных металлов, а также товаров народного потребления.
По итогам 2017 г. ПАО «ТрансКонтейнер» подтвердило свои лидерские позиции на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок, оказывая клиентам услуги по предоставлению фитинговых платформ и КТК.
Общий объем перевозок с использованием активов ПАО «ТрансКонтейнер» (платформ и контейнеров) составил 1,78 млн ДФЭ. Рыночная доля ПАО «ТрансКонтейнер» по данному показателю снизилась к уровню прошлого года на 1,5 п. п. и составила 46 %.
В 2017 г. ПАО «ТрансКонтейнер», следуя своей стратегической цели — увеличения стоимости ПАО «ТрансКонтейнер» за счет роста масштабов и эффективности бизнеса, — добилось увеличения до 1 777 тыс. ДФЭ объемов железнодорожных контейнерных перевозок с использованием собственного подвижного состава и контейнеров, что на 15,2 % выше уровня 2016 г.
Существенно нарастить объем позволило активное развитие перевозок в международном сообщении, выросших на 29,2 % (до 874 тыс. ДФЭ). Здесь отмечался наибольший рост контейнеризации грузопотоков, который позволил активно развивать транзитные перевозки (+69,9 % к 2016 г.), а также импортные (+30,4 %) и экспортные (+20 %) перевозки.
Развивая новые международные маршруты, в частности через Китай и Монголию, ПАО «ТрансКонтейнер» в 2017 г. выпустило на рынок десятки новых транспортных продуктов, что поддержало общую тенденцию переключения грузовой базы на перевозку по железной дороге и заложило прочный фундамент для реализации обновленной стратегии ПАО «ТрансКонтейнер».
В 2017 г. объем перевозок во внутреннем сообщении составил 904 тыс. ДФЭ (+4,3 % к 2016 г.). Доля ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке железнодорожных контейнерных перевозок в 2017 г. составила 45,8 %, в том числе во внутреннем сообщении 50,0 % (в 2016 г. — 51,7 %) и в международных перевозках 42,1 % (в 2016 г. — 42,7 %).
Рост объемов контейнерных перевозок достигается за счет выхода на новые рыночные сегменты и расширения грузовой базы, упрощения и ускорения процесса перевозки, повышения качества клиентского сервиса и конкурентного ценообразования.Основным фактором роста перевозок во внутреннем сообщении стало широкое присутствие (сетевой охват деятельности) ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке, позволившее ему сохранить сильные позиции на внутренних маршрутах, несмотря на изменяющуюся географию контейнеропотоков.
В IV квартале 2018г объем контейнерных перевозок с использованием вагонного и контейнерного парка ПАО «ТрансКонтейнер» (включая перевозки собственных контейнеров на платформах третьих лиц) вырос на 8,9% к аналогичному периоду прошлого года и составил 501 тыс. ДФЭ за счет продолжающегося роста международных перевозок, который составил 20,3% год — к — году, при этом увеличение объемов транзита и импорта составило 23,4% и 47,1% соответственно.
В таблице 1 представлены контейнерные перевозки с использованием активов ПАО «ТрансКонтейнер» в IV квартале 2018 г.
Таблица 1
Контейнерные перевозки с использованием активов ПАО «ТрансКонтейнер» в IV квартале 2018 г.
Наименование | IV кв.2018 | IV кв. 2017 | Изменение | |
000 ДФЭ | % | |||
Внутренние | 229,7 | 234,7 | -5 | -2,10% |
Экспорт | 121,7 | 111,3 | 10,4 | 9,30% |
Импорт | 96,2 | 77,9 | 18,2 | 23,40% |
Транзит | 53,8 | 36,6 | 17,2 | 47,10% |
Всего | 501,3 | 460,5 | 40,8 | 8,90% |
Международные | 271,7 | 225,8 | 45,8 | 20,30% |
Снижение внутренних объемов перевозок в IV квартале 2018г. связано с перераспределением подвижного состава в пользу быстро растущего сегмента международных перевозок на фоне дефицита вагонов, а также с оптимизацией порожних пробегов.
Объем доходных перевозок в IV квартале 2018 г. составил 419 тыс. ДФЭ, показав рост на 13,8% год — к — году.
В четвертом квартале 2018 года объем терминальной переработки контейнеров снизился на 0,7% к уровню прошлого года и составил 331 тыс. ДФЭ по сравнению с 333 тыс. ДФЭ годом ранее. По итогам 2018 г. объем терминальной переработки контейнеров снизился на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года и составил 1 279 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 294 тыс. ДФЭ за 2017 год.
Кроме того на объемы терминальной переработки ПАО «ТрансКонтейнер» повлияло закрытие нескольких терминалов в московском регионе, связанное с желанием властей сократить число терминалов в центральной части города.
В четвертом квартале 2018 года показатель порожнего пробега контейнеров улучшился с 19,6% до 17,8%, а порожний пробег платформ существенно снизился с 4,1% до 2,7% благодаря оптимизации управления парком и благоприятного состояния рынка. Показатели производственной эффективности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели производственной эффективности ПАО «ТрансКонтейнер»
Наименование | IV кв. 2018 | IV кв. 2017 | 2018 | 2017 |
Оборот контейнеров, сут. | 32,0 | 36,3 | 32,5 | 37,8 |
Оборот платформ, сут. | 11,6 | 12,3 | 11,9 | 12,1 |
К-т порожнего пробега2 контейнеров, % | 17,8% | 19,6% | 17,6% | 19,2% |
К-т порожнего пробега платформ, % | 2,7% | 4,1% | 3,0% | 3,9% |
По итогам четвертого квартала 2018 г. оборот платформ сократился с 12,3 суток в четвертом квартале 2017 до 11,6 суток в отчётном периоде, в то время как показатель оборота контейнеров улучшился с 36,3 суток до 32,0 суток благодаря усилиям Компании по оптимизации управления парками.
ценовую политику, отдавая приоритет наращиванию объемов перевозок, повышению качества оказываемых транспортно-логистических услуг и улучшению операционной эффективности. Особое внимание уделялось совершенствованию управления парком вагонов и контейнеров, сокращению порожних пробегов и оптимизации бизнес-процессов, особенно в части терминальной деятельности.
В результате объем контейнерных перевозок с использованием платформ и контейнеров Общества за 2017 г. вырос на 15,2 % и составил 1 777 тыс. ДФЭ. Объемы доходных перевозок увеличились на 19,5 % — до 1 425 тыс. ДФЭ. Скорректированная выручка ПАО «ТрансКонтейнер»
увеличилась на 26,4 %, составив 27 782 млн. руб., показатель EBITDA вырос на 61,6 % — до 11 474 млн. руб., чистая прибыль увеличилась вдвое, составив 6 534 млн. руб.
Ключевые показатели рентабельности капитала (16,2 %), EBITDA (41,3 %) и чистой прибыли (23,5 %) соответствовали установленным в стратегии целевым значениям. Основные финансовые индикаторы отражены в таблице 3.
Таблица 3
Основные финансовые индикаторы ПАО «ТрансКонтейнер»
Показатель, млн. руб. | 2017 | 2016 | млн руб. | % |
Выручка | 65 567 | 51 483 | 14 084 | 27,40% |
Скорректированная выручка | 27 782 | 21 988 | 5 794 | 26,40% |
Скорректированные операционные расходы | 20 653 | 18 799 | 1 854 | 9,90% |
EBITDA | 11 474 | 7 099 | 4 375 | 61,60% |
Рентабельность по EBITDA, % | 41,3 | 32,3 | — | — |
Прибыль за период | 6 534 | 3 244 | 3 290 | 101,40% |
Рентабельность по чистой прибыли, % | 23,5 | 14,8 | — | — |
Совокупный долг | 6 412 | 9 137 | -2 725 | -29,80% |
Чистый долг | 2 241 | 3 534 | -1 293 | -36,60% |
Чистый долг / EBITDA, % | 19,5 | 49,8 | — | — |
На фоне устойчивого роста клиентского спроса на контейнерные перевозки ПАО «ТрансКонтейнер» реализовала рекордно высокий объем капитальных вложений, которые составили 6 896 млн. руб. Инвестиции в основном были направлены на приобретение крупнотоннажных контейнеров, фитинговых платформ и в развитие терминальных активов. В соответствии с политикой ПАО «ТрансКонтейнер» все капитальные вложения в 2017 г. финансировались за счет собственных средств.
На 31 декабря 2017 г. совокупный долг ПАО «ТрансКонтейнер» составил 6 412 млн. руб., в то время как значение чистого долга — всего 2 241 млн. руб. В результате отношение чистого долга к EBITDA составило 19,5 %.
Как отмечалось выше выручка ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017 г. выросла на 14 084 млн. руб., или на 27,4 % (до 65 567 млн. руб.) по сравнению с 51 843 млн. руб. в 2016 г.( таблица 4).
Таблица 4
Структура выручки ПАО «ТрансКонтейнер»
Показатель, млн. руб. | 2017 | 2016 | Изменение 2017/2016 | |
млн. руб. | % | |||
Интегрированные экспедиторские и логистические услуги | 57 052 | 38 767 | 18 285 | 47,20% |
Железнодорожные контейнерные перевозки | 2 224 | 4 061 | -1 837 | -45,20% |
Услуги сторонних организаций, относящиеся к услугам по организации перевозки и переработки грузов | 1 980 | 4 854 | -2 874 | -59,20% |
Терминальное обслуживание, услуги складов временного хранения и агентские услуги | 3 580 | 2 596 | 984 | 37,90% |
Автоперевозки | 386 | 875 | -489 | -55,90% |
Прочее | 345 | 330 | 15 | 4,50% |
Всего выручка | 65 567 | 51 483 | 14 084 | 27,40% |
Выручка от предоставления интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла на 47,2 % (до 57 052 млн. руб.) за год, окончившийся 31 декабря 2017 г.
Выручка от железнодорожных контейнерных перевозок снизилась на 45,2 % (до 2 224 млн. руб.) за 2017 г. в сравнении с 4 061 млн. руб. в 2016 г. в связи с продолжающимся смещением клиентского спроса в пользу контрактов интегрированной логистики.
Выручка от терминальных услуг, включая услуги на складах временного хранения и агентское вознаграждение, выросла на 37,9 % (до 3 580 млн руб.) за 2017 г. в сравнении с 2 596 млн. руб. в 2016 г. Данный рост связан в первую очередь с ростом агентского вознаграждения, увеличением объемов терминальной переработки, а также изменениями в классификации ряда услуг, связанных с внедрением нового единого перечня услуг.
Увеличение выручки было вызвано преимущественно ростом объемов операторских и терминальных услуг ПАО «ТрансКонтейнер» на фоне продолжающегося роста контейнерного рынка, также ростом доли услуг, оказанных с привлечением сторонних соисполнителей. Динамика статей «Железнодорожные контейнерные перевозки» и «Услуги сторонних организаций, относящиеся к услугам по организации перевозки и переработки грузов» отражает переключение спроса клиентов в пользу услуг интегрированной логистики. Таким образом,ПАО «ТрансКонтейнер» по итогам 2017 года на 27 % увеличило выручку и удвоило размер прибыли, полученный годом ранее, что связано с ростом объема контейнерных перевозок, который заметно вырос вместе с российским рынком железнодорожных контейнерных перевозок.