Оптимизация и автоматизация процесса оказания государственных услуг

🙂

Скачать текст в WORD

Динамизм преобразований, происходящих в современных условиях, повсеместное внедрение прогрессивных технологий в различные сферы человеческой деятельности ставят задачи по непрерывной оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг.

Практика реализации указанных задач в Российской Федерации показывает их тесную взаимосвязь, в условиях которой оптимизация процессов оказания государственных услуг осуществляется как основа для последующей их автоматизации.

Принятые в России меры по оптимизации и автоматизации государственного и муниципального управления можно условно разделить на два этапа. Начало первого этапа связано с Посланием Президента РФ Путина В. В. Федеральному Собранию, озвученным в 2004 году. «Пора на деле, – говорилось в нем, – приступить к формированию «электронного правительства». Это небольшое по численности правительство, прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки оказания услуг. Это приведет к сокращению госаппарата». На этом этапе решались организационные, правовые и технологические вопросы. Принимаемые в этом направлении меры в большей степени опирались на создание так называемого «электронного правительства». Были соответствующие программы развития электронного правительства. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) была направлена «на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности госорганов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата». В рамках реализации программы удалось создать соответствующую инфраструктуру: веб-портал и шлюз электронного межведомственного документооборота, удостоверяющих центров, единой транспортной среды. Также в постоянную эксплуатацию были введены государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры.

Ключевую роль в строительстве электронного правительства играет Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)». Программа сосредоточена на развитии разнообразных сервисов, охватывающих все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования государственных органов, а также проведении полномасштабного пересмотра административных процессов. На данном этапе были внедрены такие системы, как государственная база данных информационной системы электронного лицензирования, платежный шлюз е-правительства, происходила выдача электронных цифровых подписей населению.

Помимо организационных и технологических вопросов на первом этапе были решены вопросы правового обеспечения государственной политики по оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг. Так, были приняты законы, послужившие основой для оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг. Несмотря на предпринятые организационные, технологические и правовые меры, ситуация с практической реализацией государственных услуг в электронном виде оставалась сложной.

На втором этапе подходы к автоматизации и оптимизации государственного и муниципального управления становятся более точечными, детальными. На первый план выдвигаются вопросы по оптимизации социально значимых услуг, а также услуг, связанных с выдачей различных лицензий и других разрешительных документов.

Доля лицензий, выдаваемых в электронном виде и доля социально значимых государственных услуг, оказываемых в электронном виде, представлена в соответствии со схемами № 2, 3.

Рис. 2 – Доля лицензий, выдаваемых в электронном виде

Рис. 3 – Доля социально значимых государственных услуг, оказываемых в электронном виде

Как следует из представленных рисунков, доля лицензий, выдаваемых в электронной форме, к 2015 году должна составить 100 %, а доля социально значимых услуг – 50 %. Очевидным становится то, что курс, взятый на оптимизацию и автоматизацию государственного и муниципального управления, был скорректирован в пользу его скорейшей реализации. Как показывают результаты проведенных исследований, используемый на втором этапе подход, когда внимание концентрируется на конкретных и важных для общества услугах, дает положительные результаты.

На первоначальном этапе проведен анализ Единого реестра государственных услуг. Из этого следует, что в настоящее время государственными служащими оказываются 575 видов государственных услуг, из них 420 видов государственных услуг осуществляются только в бумажной форме, 132 вида услуг – в бумажной и в электронной форме и 23 вида услуг – исключительно в электронной форме. Вместе с тем, если в 2014 году оптимизации и автоматизации были подвергнуты только 49 услуг, то в 2015 году – 226 услуг.

В ходе проведения работ по оптимизации и автоматизации государственного и муниципального управления уполномоченным органом в области информатизации перечень социально значимых услуг был значительно расширен.

Так, по их информации, только в 2014 году государственными органами оптимизированы и автоматизированы 49 социально значимых услуг.

Однако в 2015 году к этому числу прибавились 22 социально значимые услуги. Количество оптимизированных и автоматизированных социально значимых услуг в 2015 году в разрезе государственных органов представлено в соответствии со схемой № 4.

Рис. 4 – Количество оптимизированных и автоматизированных социально значимых услуг в 2015 году в разрезе государственных органов

Таким образом, представленная информация свидетельствует о том, что поставленные задачи по оптимизации и автоматизации социально значимых услуг перевыполнены.

Так, сверх 31 социально значимой услуги, предусмотренной в реестре государственных услуг, государственными органами были оптимизированы и автоматизированы 40 услуг, имеющих социальную значимость.

Следующим аспектом в оптимизации и автоматизации выступают услуги, связанные с выдачей лицензий и других разрешительных документов.

Согласно официальному сообщению Министерства транспорта РФ в стране насчитывается 92 вида лицензий и 80 видов разрешительных документов.

В соответствии с поручением главы государства, как отмечалось, была поставлена задача по оптимизации и автоматизации к концу 2016 года всех указанных услуг.

Рассмотрим, реализована ли такая задача.

По информации уполномоченного органа в области информатизации работа в этом направлении началась в 2012 году. В результате были оптимизированы и автоматизированы 70 из 92 лицензий, 80 из 80 видов разрешительных документов.

Среди государственных органов большее количество лицензий подверглось оптимизации и автоматизации в Министерстве науки и новых технологий (20 услуг). На это повлиял профиль деятельности данного ведомства. Количество оптимизированных и автоматизированных услуг, связанных с выдачей лицензии в разрезе государственных органов представлено соответствии со схемой № 5.

Рис. 5 – Количество оптимизированных и автоматизированных услуг, связанных с выдачей лицензии в разрезе государственных органов

В целом, отмеченное свидетельствует о том, что 22 лицензии остались неавтоматизированными. Вместе с тем данное обстоятельство объяснялось Министерством экономики и бюджетного планирования тем, что в настоящее время планируется сокращение порядка 40 видов лицензий.

Однако одно дело – наличие автоматизированных и оптимизированных услуг, другое дело – их популярность среди потребителей услуг. Активность потребителей услуг положительно оценивается ООН. Так, по данным ООН, Российская Федерация улучшила свои показатели по качеству связи граждан с государственными структурами и служащими.

В целях планомерной оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг всеми органами государственной власти уполномоченным органом разработаны «Методические рекомендации по разработке плана мероприятий по оптимизации бизнес-процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при оказании государственной услуги и ее автоматизации». В них определяются основные требования к содержанию и порядку разработки плана мероприятий по оптимизации бизнес-процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при оказании государственной услуги и ее автоматизации.

Согласно Методическим рекомендациям план мероприятий разрабатывается отдельно по каждой государственной услуге и должен предусматривать оптимизацию процесса их оказания, в том числе:

1) устранение избыточных административных процедур и действий;

2) сокращение количества документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги, путем интеграции информационных систем государственных органов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снизить количество взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет реализации принципа «одного окна» и применения межведомственных согласований при оказании государственной услуги без участия заявителя, с использованием информационно-коммуникационных технологий;

3) сокращение срока оказания государственной услуги;

4) при предоставлении государственной услуги через портал «электронного правительства» интеграция участвующих в оказании данной услуги информационных систем государственных органов проводится посредством шлюза «электронного правительства»;

5) внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие оказание государственных услуг;

В настоящее время согласованы и совместно со всеми государственными органами утверждены планы мероприятий по оптимизации и автоматизации системы консалтинга в сфере государственного муниципального управления.

Проведенный анализ указанных планов позволяет сказать о том, что основой для них служит соответствующая информационно-коммуникационная инфраструктура в виде портала электронного правительства, информационных систем государственных органов, различных баз данных и т. д.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *