ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – научный результат, к которому стремится автор для подтверждения своей гипотезы и который определяется словами: «выявить …», «обосновать что…», «разработать модель…», «уточнить критерии…», др.

Задачи исследования – этапы работы, выбор путей и средств достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой (их, как правило, столько же, сколько в работе параграфов (разделов) и, соответственно, единиц выводов в заключении).

Цель и задачи соотносятся с: (1) темой; (2) планом; (3) актуальностью; (4) объектом; (5) предметом; (6) заключением работы.

Пример  (цитируется по студенческой работе):

Тема: «Формы российского права».

Цель: «Анализ понятия и видов источников (форм) права в Российской Федерации».

Комментарий: в названии темы не указана проблемность, т.е. тот аспект явления, который был изучен студентом. Но, исходя из плана и содержания работы, можно предположить, что автор сосредоточил свое внимание на изучении «понятия» и «видов» этих форм (это предмет исследования). Тем не менее, цель работы определена неверно: нельзя что-то изучать по имя того, чтобы изучать (анализ – это метод изучения). Здесь цель исследования (видимо) – определить понятие и выделить виды источников (форм) права, действующих в Российской Федерации. А тему работы целесообразно было назвать «Понятие и виды источников (форм) права в Российской Федерации».

 

Задачи: «(1) установить содержание и соотношение понятий формы источника права; (2) исследовать сущность источников права: правового обычая, юридического прецедента, нормативно-правового акта, доктрины, договора и так далее; (3) охарактеризовать важнейшие черты системы источников права в Российской Федерации; (4) раскрыть особенности источников российского права».

Комментарий: определение задач через выражения «установить содержание …», «исследовать сущность…», «охарактеризовать черты…», «раскрыть особенности источников…» сами по себе возражений не вызывает. Однако содержательная часть того, что собрался студент «установить», «исследовать», «охарактеризовать» и т.д. вызывает вопросы. Первая задача стилистически и юридически неграмотно сформулирована; вторая, третья и четвертая — фактически посвящены одному и тому же; вторая задача по широте своего предмета – «глобалистская», поверхностная, описательная, в которой невозможно отразить все новые тонкости и нюансы этих форм права (на 22-24 страницах курсовой работы невозможно «раскрыть сущность» юридических явлений, информация о которых в науке составляет тома публикаций). Тема и задачи современных исследований (в том числе и курсовых работ)  всегда должны касаться «узких» (отдельных) и «глубоких» (детальных)  аспектов той или иной темы, поскольку именно они позволяют показать новеллы в юридическом знании. Конечно, к курсовой работе не предъявляются требования новизны, но она должна отражать последние (а не давно и всем известные) достижения науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *