Определение пассионарности

Основной термин, созданный Гумилевым – пассионарность. Изобретенный ученым термин указывает на стремление и способность человека изменять окружающий мир.

Концепция историка рассматривает неравномерность распределения биохимической энергии живого существа биосферы за длительное историческое время и делает выводы о том, что так должна отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах.

Данный эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, Гумилев называем «пассионарностью».

Пассионарностъ — это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

«Пассионарность ‒ это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями».

Среди множества описанных исследователем пассионариев можно выделить: Александра Невского, Чингисхана, Ганнибала, Александра Македонского, Жанну д’Арк, Наполеона) [1].

У Гумилева личность в истории – это одна из ключевых тем для исследования. Историк изучал пассионарность для того, чтобы понять, что заставляет людей во все исторические эпохи жертвовать собой и своим потомством, поднимать восстания, вставать во главе государства, создавать произведения искусства, которыми будут восхищаться веками.

По мнению мыслителя, пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса [2].

Модусы – вид существования, пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатиков и мучеников.

Поскольку речь идет об энергии, а именно так определял пассионарность сам мыслитель, то моральные оценки неприменимы: добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы.

Исторических личностей, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта сохранения, называется пассионариями.

Если импульс инстинкта сохранения и пассионарный импульс равны, то таких людей Гумилев называем «гармоничными особями».

Третий вариант предполагает существование субпассионариев – это человеческие особи, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта сохранения.

Также нужно отметить, что пассионарность заразительна Гумилев определяет это, как «пассионарная индукция». Смысл данного явления заключается в том, что гармоничные особи и даже суббпассионарии находящиеся в присутствии пассионариев, вдохновляются их примером и начинают вести себя подобно им, а это значит, что они приобретают способность к самопожертвованию. Пассионарность для историка признак врожденный, который передается по наследству, его нельзя приобрести образованием или воспитанием.


[1] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – Москва, 1992. – С. 16.

[2] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 276

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *