Основной термин, созданный Гумилевым – пассионарность. Изобретенный ученым термин указывает на стремление и способность человека изменять окружающий мир.
Концепция историка рассматривает неравномерность распределения биохимической энергии живого существа биосферы за длительное историческое время и делает выводы о том, что так должна отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах.
Данный эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, Гумилев называем «пассионарностью».
Пассионарностъ — это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.
«Пассионарность ‒ это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями».
Среди множества описанных исследователем пассионариев можно выделить: Александра Невского, Чингисхана, Ганнибала, Александра Македонского, Жанну д’Арк, Наполеона) [1].
У Гумилева личность в истории – это одна из ключевых тем для исследования. Историк изучал пассионарность для того, чтобы понять, что заставляет людей во все исторические эпохи жертвовать собой и своим потомством, поднимать восстания, вставать во главе государства, создавать произведения искусства, которыми будут восхищаться веками.
По мнению мыслителя, пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса [2].
Модусы – вид существования, пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Поскольку речь идет об энергии, а именно так определял пассионарность сам мыслитель, то моральные оценки неприменимы: добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы.
Исторических личностей, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта сохранения, называется пассионариями.
Если импульс инстинкта сохранения и пассионарный импульс равны, то таких людей Гумилев называем «гармоничными особями».
Третий вариант предполагает существование субпассионариев – это человеческие особи, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта сохранения.
Также нужно отметить, что
пассионарность заразительна Гумилев определяет это, как «пассионарная
индукция». Смысл данного явления заключается в том, что гармоничные особи и
даже суббпассионарии находящиеся в присутствии пассионариев, вдохновляются их
примером и начинают вести себя подобно им, а это значит, что они приобретают
способность к самопожертвованию.
Пассионарность для историка признак врожденный, который передается по
наследству, его нельзя приобрести образованием или воспитанием.
[1] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – Москва, 1992. – С. 16.
[2] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. – С. 276