Объект исследования — явление или процесс, содержащие противоречие в их научном объяснении и понимании, что порождает проблемную ситуацию и потребность ее разрешения путем проведения соответствующего исследования.
Предмет исследования — наиболее значимые с точки зрения теории и практики свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению; аспект изучаемого объекта, существенные свойства и связи (признаки, черты, структура, сущность, закономерности и др.), познание которых в дисциплинарном ракурсе дает более полную по сравнению с предыдущей картину его понимания.
Примеры (цитируются по студенческим работам):
Тема: «Судья — носитель судебной власти в Российской Федерации».
Объект: «Суд как особый институт современной российской государственно-правовой системы».
Комментарий: объект определен неверно, т.к. «суд» и «судья» — разные юридические институты; здесь объект – «судья как субъект, занимающий государственную должность».
Предмет: «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации».
Комментарий: предмет определен неверно, т.к. он не вписывается в рамки объекта, более того, неоправданно их расширяет; здесь предмет – «судья как носитель судебной власти в Российской Федерации».
Тема: «Юридическая география мира».
Объект: «Правовая система как сложное структурированное явление».
Комментарий: объект определен неверно. «Правовая система», действительно, является составной частью данной темы исследования, но она не охватывает ее полностью. Здесь объект – «юридическая география мира», что прямо указано в названии.
Предмет: «Отличительные и схожие черты разных правовых систем современности».
Комментарий: предмет определен неверно, т.к. не находится в контексте объекта. При подобной формулировке темы, где не отражена ее проблемность, предмет вообще невозможно определить.