Ограничения экономических прав мигрантов в России

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью , что, в свою очередь, возлагает на государство обязанность по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Между тем переход этой конституционной нормы из плоскости «доктринальности» в разряд «постоянного действия» российской реальности сопряжен на практике с множеством трудностей и противоречий. Даже стабильный процесс общественного развития неизбежно порождает ситуации, требующие от государства применения правовых ограничительных мер для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и национальной безопасности Особенное звучание в контексте последнего из названных обстоятельств приобретает вопрос об ограничении прав иностранных граждан и лиц без гражданства, с давних пор игравший существенную роль в формировании внутренней и ввнешней политики многих государств, в том числе и России.

Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства – это установленные Конституцией Российской Федерации принципы, содержащие общие условия ограничения прав указанных категорий лиц, и принятые в их развитие законодательные акты, обеспечивающие соблюдение необходимого баланса между правами иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, с одной стороны, и законными интересами граждан Российской Федерации и их объединений, муниципальных образований, а также общества и государства в целом, с другой стороны.

Ограничение прав и свобод занимает особое место в механизме правового регулирования, особенно применительно к экономическим мигрантам. Механизм ограничения прав и свобод имеет дуалистическую природу – он находит свое отра жение в источниках права международного и национального.

Рассмотрим указанные источники в части ограничений, устанавливаемых для иностранных граждан – экономических мигрантов.

Особую значимость придает тот факт, что согласно последним данным Росстата (на второе полугодие 2015 – первое полугодие 2016 г.) в РФ прибыло около 1 млн. 670 тыс. иностранных граждан, осуществляющих на территории России трудовую деятельность .

В рамках международного правового регулирования можно выделить следующие источники. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в статье 29 приводятся общие основания введения ограничений. Так при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В свою очередь Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в статье 18 содержит положение, указывающие на пределы использования ограничений прав, а именно о строго целевом характере их использования.

Особое место в отношении прав трудовых мигрантов занимают Конвенция МОТ № 97 «О трудящихся – мигрантах» 1949 г., а также Рекомендация № 86 «О работниках – мигрантах» 1949 г. и Рекомендация № 151 «О трудящихся мигрантах» 1975 г., дополняющие Конвенцию. Также на универсальном уровне была принята Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей» 1990 г. Однако указанные Конвенции не были ратифицированы, что, конечно, не содействует гармоничному сочетанию предоставляемых прав для трудовых мигрантов и вводимых в отношении них ограничений. Присоединение к указанным Конвенциям и учет Рекомендации МОТ позволил бы снять ряд проблемных вопросов в связи с пребыванием на территории РФ трудовых мигрантов. Однако причина не ратификации данных Конвенций, очевидно, заключается в финансовой подоплеке, так как в них закрепляется широкий круг гарантий, обеспечение которых требует не малых финансовых вливаний государства в указанную сферу деятельности.

Национальное правовое регулирование в отношении трудовых мигрантов имеет по сути два основополагающих источника – Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. и ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3. ст. 62 Конституции РФ для иностранных граждан установлен национальный режим, т.е. иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев установленных федеральным законом или международным договором РФ. В то же время ч. 3 ст. 55 Конституции РФ дает перечень оснований для введения ограничений: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом вводимые на национальном уровне основания ограничений прав и свобод все же отличаются от оснований, устанавливаемых Всеобщей декларацией прав человека. Если в международном акте акцент делается на справедливых требованиях морали, общественного порядка и общего благосостояния, то в Конституции РФ – на конституционном строе, обороне и безопасности государства. Указанные положения Конституции РФ и послужили основанием, предпосылкой появления специального законодательства, регулирующего деятельность иностранных граждан, в том числетрудовых мигрантов.

В контексте данной работы исследуется ограничение прав экономических мигрантов в сфере труда, а именно права иностранных лиц прибывших с целью осуществления трудовой деятельность.

Эта категория иностранных работников также подразделяется на два вида – тех, кто пребывает на территории РФ на основании визы и тех, кто пребывает в РФ в порядке, не требующем получения визы. В зависимости от указанных видов иностранных работников механизм действия ограничений будет отличаться. Поэтому раскроем каждый из них.

Так, трудовые мигранты, должны получить патент или разрешение на работу. Патент получает мигранты, пребывающие в безвизовом режиме, а разрешение на работы – мигранты, пребывающие на территории РФ на основании визы. В тоже время, перед тем, как получить указанные документы иностранные работники на границе территории РФ должны получить миграционную карту, в которой и указывается цель их визита – осуществление трудовой деятельности.

На работодателей также возлагается дополнительные обязанности при приеме на работу – получение разрешения на привлечение иностранных работников. Правда, такой обязанности не предусмотрено для организаций, принимающих на работу трудовых мигрантов, осуществляющих деятельность на основании патента, т.е. в данном случае устанавливается упрощенный порядок трудоустройства. Для трудовых мигрантов, пребывающих на основании визы, для трудоустройства проходит более сложный порядок.

В данном ситуации организация должна иметь разрешение на прием, в частности организация – работодатель должна подать заявления в территориальный орган ФМС о выдаче разрешения, в котором указывается основание необходимости привлечения работника, а также срок, на который он привлекается. Кроме того, организация оформляет приглашение на въезд иностранного работника и ставит его на миграционный учет. При этом получить разрешение на работу такие трудовые мигранты могут в пределах квот на выдачу разрешений на работу, в частности на 2017 г. предусмотрена выдача 177 тыс. квот. Также очень важным моментом в ограничении прав экономических мигрантов имеет значение о территориальном характере действия патентов и разрешений на работу. Другими словами, трудовой мигрант имеет право на труд только в рамках одного субъекта РФ, что еще раз свидетельствует о достаточно жестком порядке регулирования свободы труда иностранных работников в РФ.

В данном случае следует указать на то, что способом указанного ограничения прав трудовых мигрантов является запрет на определенный вариант реализа ции права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет). Однако для трудовых мигрантов, как и для всех остальных категорий иностранных граждан в ст. 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлены ограничения в форме запрета на реализацию права в целом (абсолютный запрет). В частности иностранные граждане не имеют права заниматься на территории Российкой Федерации определенными видами деятельности или занимать определенные должности:

— находиться на муниципальной службе.

— замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

— быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

— быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом.

— быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. К таким объектам и организациям относятся объекты ВС РФ, организации, деятельность которых связана с государственной тайной, объекты, где имеются радиационные и ядерные установки, ряд других объектов.

Перечень установленных ограничений не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и иные ограничения допуска к тому или иному виду деятельности. Так, например, статья 13 ФЗ 27.07.2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет государственного гражданского служащего, как гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательство по прохождению гражданской службы. А статья 16 настоящего Закона указывает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства или наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ . При этом закрепление их в законе имеет четкое основание – обеспечение безопасности государства, охраны конституционного строя РФ.

Кроме того, ограничение права на труд иностранных работников может связываться с долей таких работников в той или иной сфере – конкретном виде экономической деятельности. Так, например, деятельность автомобильного грузового транспорта предполагает использование иностранной рабочей силы в размере не превышающем 30 процентов от доли всех работников, занятых в данной сфере. При этом указанный количественный критерий может меняться, так как он утверждается ежегодно. Причина введения такого ограничения ясна – защита интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность. Однако нельзя утверждать с уверенностью, что такое ограничение обоснованно, так как иностранцы занимаются такими видами трудовой деятельности, которая не требует высокой квалификации, а такая деятельность не является предпочтительной и для самих граждан Российской Федерации.

Также на уровне подзаконного регулирования устанавливается порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации. При этом особо примечательным является тот факт, что трудовые мигранты в отличие от других категорий иностранных граждан лишены права занимать должности главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета. Данное ограничение, по нашему мнению, является неоднозначным, так как не ясно, каким критерием или основанием руководствовался законодатель при принятии такого положения.

Необходимо сказать и об отношении иностранных граждан к военной службе, так как право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (по контракту). Для иностранных граждан здесь установлены ограничения двоякого рода. Так, в статье 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дано определение военной службы. Проанализировав его, можно сделать вывод о наличии ограничения, связанного с местом прохождения военной службы – только в ВС РФ и других воинских формированиях. В этой же статье называются субъекты прохождения военной службы. Так, прохождение военной службы осуществляется иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Исходя из данного определения, можно вывести второе ограничение, связанное с перечнем должностей, замещаемых ими. Как видно, иностранные граждане не могут заме-щать офицерские должности.

Итак, анализируя статус мигрантов в следует что он по такой же и у иностранцев. отличительная экономических то, они в прежде для трудовых т. е. иностранцы на Российской пассивно этими но не их, как у иная приезда. Не иностранцы осуществлять группу на России, а те, зарегистрированы в мигрантов. осуществление прав с экономической и собой российского Объем экономических так же от режима, установлен в них на Российской на ее или договора. же, от иностранцев, на России мигрантов обязанность налоги в Федерации. прав и экономических нельзя как аспект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *