Обязанности родителей по защите имущественных и неимущественных прав и интересов ребенка в Республике Казахстан

🙂

Скачать текст в WORD

Согласно ст. 70 Семейного кодекса Республики Казахстан родители несовершеннолетнего являются его законными представителями до момента достижения ребенком совершеннолетия, то есть возраста 18 лет. Эта редакция закона подразумевает, что родители обязуются не только воспитывать своего ребенка и обеспечивать его материально, но и представлять интересы несовершеннолетнего в определенных ситуациях.

Довольно часто несовершеннолетние граждане становятся субъектами любых правовых отношений (например, наследственных), в которых закон разрешает представлять интересы только родителей, являющихся их законными представителями. Также установлено, что родители представляют интересы своего ребенка не только при взаимодействии с государственными органами, учреждениями и организациями, но и в судебных инстанциях.[1]

Главой 11 Семейного кодекса Республики Казахстан достаточно обширно прописаны и регламентированы права и обязанности родителей в области защиты прав и интересов их детей. Также установлено, что и отец, и мать, вправе представлять интересы своего ребенка в равной мере, обладая на то равными правами.

Таким образом, являясь законными представителями детей, родители обязаны обеспечивать им соблюдение всех неимущественных и имущественных прав. В отдельных ситуациях закон предусматривает определенный контроль над выполнением родителями их обязанностей. Так, к примеру, в некоторых случаях для совершения конкретных действий от имени ребенка, родителям необходимо получить разрешение от органов опеки (к примеру, продажа родителями недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему).

С одной стороны, обязанности и права родителей по защите интересов и прав детей, прописаны в законодательстве, но, с другой стороны, законодательство дозволяет родителям воспитание ребенка осуществлять в соответствии с собственными внутренними убеждениями.

Однако родители, выбирая форму воспитания для своего ребенка и представляя его интересы, не должны допускать грубого или жестокого обращения с ребенком, какого-либо унижения его чести и достоинства, а также других негативных последствий для психического и физического состояния ребенка. незначительный.

Другой прямой обязанностью родителей является обеспечение того, чтобы ребенок защищал свои интересы в сфере образования. Действующее семейное законодательство устанавливает, что родители сами могут выбирать форму, в которой ребенок будет получать базовое образование. Законодательство об образовании устанавливает право родителей принимать активное участие в процессе получения ими основного общего образования.

Кроме того, закон предоставил родителям право выбирать место жительства для своего ребенка. Так, согласно закону, постоянным местом жительства ребенка является место жительства его родителей.

Представлять интересы и права несовершеннолетних могут как родители (усыновители), так и один по соглашению между ними, родители которого вправе заключить в письменной форме. Однако часто бывают случаи, когда возникают различия в интересах детей и родителей. В тех случаях, если существуют противоречия между интересами родителей (усыновителей) и детей, установленных органами опеки и попечительства, родители не будут иметь права представлять интересы детей в отношениях с третьими лицами.

Это порождает ряд проблем: во-первых, которые связаны с необходимостью установить источник и способ получения информации о противоречиях, возникших между интересами детей и родителей. Применяя по аналогии статью 46 Семейного кодекса Республики Казахстан, допускается возможность получения такой информации у должностных лиц медицинских, образовательных и иных учреждений, граждан, имеющих информацию такого рода. Информация может поступать непосредственно от ребенка. Противоречия между интересами ребенка и родителями могут быть выявлены, когда органы опеки и попечительства разрешают любые разногласия между самими родителями в отношении образования и воспитания ребенка (пункт 2 статьи 75 Семейного кодекса Республики Казахстан) , Во-вторых, которые касаются критериев, которыми руководствуются органы опеки и попечительства, констатируя наличие противоречий между интересами детей и родителей. Следует признать: в таких ситуациях доминирующая роль принадлежит субъективизму работников органа опеки и попечительства, поскольку нелегко установить параметры соответствия (или несоответствия) интересов. [2]

Примером разногласий между интересами детей и родителей является спор, возникающий в связи с продажей квартиры, совладельцем которой был несовершеннолетний ребенок. Разногласия между ребенком и родителем стали одной из причин отмены решения суда.

Мистер Х. В., г-н Х. Л. и г-н Х. А. подал жалобу в судебные органы на г-на Ч., г-на А., Т. о признании продажи квартиры недействительной, а также выселении семьи Т-ех из квартиры, переезда истцов с несовершеннолетним Х. Е. в квартиру. В обоснование своих требований истцы указали, что после расторжения брака Х. Л. и Х. А., им стало необходимо поменяться жизненным пространством. В ходе обмена Х. Л., А. А. и Ч. Вызвался помочь, заявив, что обмен может быть осуществлен путем заключения сделок купли-продажи. Они предложили вариант обмена, согласно которому Х. Л. с детьми — х. Э. и Х. В. следует переехать из указанной трехкомнатной квартиры в двухкомнатную квартиру, а Х.А. — в комнату. Она выдала необходимую доверенность гл. За право распоряжаться квартирой, принадлежащей ей и ее дочери. Разрешение районной администрации было получено на продажу квартиры при условии, что после продажи право собственности на двухкомнатную квартиру приобретет Е.Е. В результате мошеннических действий Ч., семья осталась без жилья и деньги. Суд первой инстанции удовлетворил иск решением судебной коллегии по гражданским делам Вооруженных сил республики, данное решение было оставлено в силе. Отменив эти судебные решения, приняв еще одно решение об отказе в удовлетворении требований, Президиум Верховного суда Удмуртской Республики привел в качестве одного из аргументов, что Х.Л. (будучи матерью ребенка) была виновна в нарушении прав ребенка (в в результате чего был выбран адвокат для изготовления квартиры), в результате дочь и мать остались без денег и без крова и не имели права быть истцом в случае защиты прав несовершеннолетней дочери.

В таких случаях закон рекомендует родителям прислушиваться к мнению ребенка. В вопросах отчуждения или получения имущества, по которым несовершеннолетний не может определиться со своим возрастом, помимо родителей, от имени ребенка действуют органы опеки и попечительства. Чаще всего органы опеки следят за соблюдением интересов ребенка, когда он участвует в наследственных отношениях.

Согласно законодательству Республики Казахстан, любой возраст не является препятствием для ограничения прав наследования детей. Поскольку в соответствии с семейным законодательством родители являются законными представителями детей, именно им предоставляется право выступать от имени несовершеннолетних детей, когда они осуществляют свои права наследования.

Таким образом, в наследственных отношениях несовершеннолетние дети наследуют имущество после смерти родителей по первой линии наследников. Кроме того, согласно ст. 24 Гражданского кодекса Республики Казахстан несовершеннолетние дети не могут быть лишены доли в наследственных правах на имущество наследодателя. В любом случае несовершеннолетний ребенок имеет право на получение обязательной доли в 50% наследственного имущества, а после передачи его обязательной доли несовершеннолетнему оставшееся имущество будет распределено среди других наследников. Это правовое государство является одной из мер по защите наследственных прав и интересов несовершеннолетних детей.

Еще одной мерой защиты наследственных интересов ребенка является участие органа опеки, если родитель отказывается принять наследство в пользу несовершеннолетнего. Так, когда родитель отказывался вступать в наследственные права для своего ребенка, органы опеки и попечительства имеют право не разрешать родителям отказываться от наследства в пользу своего ребенка. Таким образом, если возникают разногласия между позициями органов опеки и попечителей по наследственным вопросам, касающимся несовершеннолетних, окончательное решение по этому вопросу будет приниматься органами опеки и попечительства.

Часто бывают случаи, когда позиция родителей в тех или иных вопросах, касающихся воспитания ребенка, явно противоречит интересам и желаниям самого несовершеннолетнего.[3]

Здесь следует отметить, что семейное право закрепляет право ребенка выражать свое мнение по различным вопросам, возникающим в семье, в случае, когда эти вопросы затрагивают интересы самого несовершеннолетнего. Кроме того, даже органы опеки и попечительства обязаны учитывать мнение ребенка, которому десять лет.

Обязанности родителей по защите неимущественных прав детей

Как и в сфере образования, в семье происходят процессы обучения и воспитания ребенка, приобретения навыков, навыков, знаний, систем ценностей и опыта, а также других жизненно важных товаров, необходимых для удовлетворения индивидуальных потребностей, его развития и т. Д. Первыми «учителями» и воспитателями в жизни ребенка во многих случаях являются родители. Понимание этой истины должно найти отражение в Законе «Об образовании Республики Казахстан» [4] и Семейном кодексе Республики Казахстан.[5]

Согласно пункту 1 ст. 70 Семейного кодекса Республики Казахстан для родителей предусмотрены право и обязанность воспитывать детей. Родители имеют право выбирать образовательную организацию и форму воспитания ребенка с учетом мнения последнего.

Возникает вопрос о связи обязанности (права) родителей с образованием их ребенка и обязанности (права) воспитывать его. Широко распространено мнение, что обязанность родителей по воспитанию своих детей, четко закрепленная в Семейном кодексе Республики Казахстан, имеет самостоятельное значение для характеристики семейного правового статуса родителей. Обязанность (право) родителя предоставлять образование ребенку обозначается как отдельная в правовом статусе родителей вместе с его обязанностью (правом) на образование, и между ними может существовать связь. Было также высказано мнение, что обязанность по обучению детей родителями осуществляется в рамках «обязанности по уходу за ребенком».

Денисенко Л.Н. считает, что права родителей на воспитание ребенка включают, помимо прочего, их полномочия решать вопросы «специального (дополнительного) и общего образования». Также среди родительских обязанностей наряду с обязанностями по образованию, содержанию, защите прав ребенка предлагается включить ответственность за обучение и т. Д. [6]

Анализ норм Семейного Кодекса Республики Казахстан и Закона «Об образовании» [7], указывает, по мнению Бурдо Е.В.[8] на то, что Права (обязанности) родителя в части обеспечения получения ребенком образования не имеют значения субъективного самостоятельного семейного права, поскольку они вытекают из обязательств (прав) Семейного кодекса Республики Казахстан по правовым вопросам. представление и воспитание ребенка. В сфере образования эти права присутствуют вне родительских правоотношений, и их регулирование Семейным кодексом Республики Казахстан может рассматриваться как дополнительная правовая гарантия для реализации права ребенка на образование в определенной форме и на определенном уровне. , Аргументируя эту позицию, отметим, прежде всего, что Семейный кодекс Республики Казахстан включает в себя нормы различных отраслей права, и закрепление рассматриваемой обязанности в Семейном кодексе Республики Казахстан само по себе не указывает на его семейный кодекс. юридическая природа.

Задача воспитания и воспитания детей, их социализация, несомненно, должна решаться с учетом особенностей воздействия на детей различных социальных сред — образовательных групп, семей и других социальных групп. В связи с этим сложность законодательства, решающего эту задачу, объективно востребована, и регулирование правоотношений в сфере образования с точки зрения обеспечения права ребенка на образование на уровне Закона об образовании не может игнорировать роль семьи в его жизни и, как следствие, в семье второстепенный статус.

Процесс воспитания и воспитания ребенка как многостороннего влияния на человека, в результате которого развиваются индивидуальные качества, проходит в семье естественным образом. В этом аспекте определенный вид «воспитания» (формирования, создания) личности ребенка также имеет место в семье. Однако семейно-родительские отношения с участием несовершеннолетних детей и родителей выстраиваются в связи с реализацией права ребенка на воспитание в семье и выполнением родительских обязанностей, в том числе по его воспитанию. Установленный в семейном праве приоритет родителей в воспитании несовершеннолетнего ребенка, их ответственность за всестороннее развитие ребенка заставляют родителей приобретать особый статус в области образования и образовательных правоотношений, соответствующих их семейному положению.

Сферы общественной жизни связаны друг с другом, и отношения, которые в них развиваются, взаимосвязаны. Семья и образование не являются исключением, но правовая структура правовых отношений заставляет нас признать, что право ребенка на образование в подавляющем большинстве случаев осуществляется вне семьи, в рамках правовых отношений, называемых «образовательными отношениями», которые неразрывно связаны на «образовательную деятельность. Последнее почти повсеместно осуществляется образовательными организациями. Несмотря на то, что в них воспитательный процесс, как и в семье, основан на межличностном общении детей с «воспитателями», он имеет большие отличия от воспитания и воспитания в семье. Если семья является сферой в первую очередь частного интереса, то в сфере образования существуют и общественные интересы, наряду с частными.

Внутри образовательных организаций существуют особые социальные отношения, а процесс общения, общения по линии «учитель-ребенок», несомненно, имеет свою специфику. Педагоги — это профессиональные преподаватели образовательных организаций, которые находятся в трудовых отношениях. Ряд специальных требований (педагогических квалификаций и т. Д.) Представлен первым; в связи с выполнением определенных функций в образовательном процессе они имеют иной, не семейный, правовой статус.[9]

Если родители заложили основу для физического, интеллектуального и нравственного развития личности детей, сотрудники образовательных организаций решают конкретные задачи по развитию личности учащегося, соответствующие уровню образования, которое они получают.

Выполнение родителями обязанностей по воспитанию ребенка в соответствии с семейным законодательством регулируется только в общих правовых рамках Семейного кодекса Республики Казахстан, в противном случае они могут свободно осуществлять свои родительские права и обязанности. Другой подход может привести к отказу от презумпции добросовестности родителя и необоснованному вмешательству государства в семейные дела, нарушению прав на уважение частной семейной жизни граждан.

Семейный кодекс Республики Казахстан допускает лишение родительских прав в случае злоупотребления их родителями. В случаях такого рода, по мнению Верховного Суда Республики Казахстан, например, создание препятствий для обучения ребенка. Но это не отменяет эффект вышеупомянутой презумпции; Здесь, скорее всего, дериватив обязан родителя обеспечить воспитание ребенка с учетом его статуса, права семьи на воспитание детей.

Сохранение педагогических кадров для определенных свобод (например, свобода выражения мнений, преподавания, выбора, использования педагогических форм, методов, средств обучения и воспитания и т. Д.), Получение образования в учебных заведениях, в отличие от воспитания и обучения в семье, детально регламентируется законодательством об образовании. Преподаватели действуют в специально созданных условиях образовательного процесса, в соответствии со своей специализацией и ролью в образовательном процессе, оценивают, прививают знания, умения и навыки учащихся, в соответствии с требованиями законодательства. Процесс взаимодействия студентов и преподавателей организован, нормализован и управляем.

Отсутствие полной дееспособности детей делает необходимым оказание им помощи в защите и осуществлении их прав со стороны их законных представителей (это также относится к образованию). Законные представители студентов включены по закону в структуру национальной системы образования; Именно в этом качестве они наделены соответствующими правами и обязанностями в сфере образовательных правоотношений, участвуют в управлении образовательными организациями. Последние несут ответственность за нарушение прав студентов и их законных представителей. Стоит отметить, что в образовательных правоотношениях любые представители ребенка имеют одинаковый правовой «образовательный» статус, а в семейно-правовых отношениях, выполняя ответственность за воспитание, они действуют в отношении ребенка как усыновители, родители, опекуны, попечители и др.[10] [19,с.87]

Расширение в современном обществе информационного поля, усложнение знаний, процесса овладения таковыми, не позволяет ограничивать семейными рамками процедуру образования. Следование в процессе образования не только частным, но также и публичным интересам, усиливает необходимость в получении образования в пределах образовательных организаций. Вместе с этим, законодательство допускает возможность получения образования в форме семейного. Законные представители детей, выбирая получение ими семейного образования,    отказываются от обучения в образовательных организациях, и в таком случае у них появляются обязательства по обеспечению обучения. При выборе семейной формы получения общего образования, родители об этом информируют органы местного самоуправления.

Семейная форма образования, семейно — правовой статус родителей для них обеспечивают большую степень свободы в обучении ребенка по сравнению с образовательными организациями. Тем не менее, при прохождении определенных обязательных уровней общего образования, студент должен подтвердить, что они были пройдены через промежуточную и итоговую аттестацию в учебных заведениях. Навыки и знания, приобретенные ребенком, продемонстрированные в ходе аттестации, должны соответствовать требованиям, поскольку формы обучения и формы обучения в основной образовательной программе для каждого уровня определяются государственными образовательными государственными стандартами.

Что касается «воспитательных» характеристик семейного воспитания, следует сказать, что в семейных условиях свобода родителей осуществлять право на воспитание детей не ограничивает законодательство в сфере образования. Более того, при семейном воспитании и обучении несовершеннолетний ученик не лишается возможности обучения в системе образования, в частности, путем разработки дополнительных образовательных программ в группах. Кроме того, семейная форма обучения не исключает детей из системы образовательных правоотношений, студенты не теряют ряд гарантий, вытекающих из Конституции Республики Казахстан и норм Закона «Об образовании»: они должны быть обеспеченным учебниками и учебниками; При необходимости им должна быть оказана медицинская, социальная, психологическая и образовательная помощь и т. Д. [11]

Скачать текст в WORD


[1] Нؚосова И. Ю. К прؚоблеме нؚарؚушенؚия прؚав рؚебенؚка // Семейнؚое и жилищнؚое прؚаво. 2018. — № 6. — С. 23- 25.

[2] Хазова О. А. Прؚаво рؚебенؚка нؚа общенؚие с обоими рؚодителями в свете положенؚий Конؚвенؚции ООН о прؚавах рؚебенؚка и Еврؚопейской конؚвенؚции о прؚавах человека / / Семейнؚое прؚаво / отв. рؚед. О. Нؚ. Нؚизамиева. М.: Статут, 2016. – 236 с.

[3] Грؚинؚевич И. М. Прؚава и обязанؚнؚости рؚодителей в отнؚошенؚии детей. Осуществленؚие рؚодительских прؚав // Молодой ученؚый. 2018. — №10. Т.2. — С. 152- 154.

[4] Закон Рؚеспублики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319- III «Об обрؚазованؚии» (с изменؚенؚиями и дополнؚенؚиями по состоянؚию нؚа 01.01.2019 г.)

[5] Кодекс Рؚеспублики Казахстан от 26 декабрؚя 2011 года № 518- IV «О брؚаке (супрؚужестве) и семье». Семейнؚый кодекс (с изменؚенؚиями и дополнؚенؚиями по состоянؚию нؚа 02.07.2018 г.)

[6] Денؚисенؚко Л.Нؚ. Методологические особенؚнؚости нؚрؚавственؚнؚо- патрؚиотического воспитанؚия младших школьнؚиков // Молодой ученؚый. 2017.  — №19. — С. 345- 347.

[7] Закон Рؚеспублики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319- III «Об обрؚазованؚии» (с изменؚенؚиями и дополнؚенؚиями по состоянؚию нؚа 01.01.2019 г.)

[8] Бурؚдо Е.В. Общая харؚактерؚистика и особенؚнؚости рؚеализации прؚав и обязанؚнؚостей рؚодителей по воспитанؚию нؚесоверؚшенؚнؚолетнؚих детей в семейнؚом законؚодательстве РؚФ//Бизнؚес в законؚе. Эконؚомико- юрؚидический журؚнؚал. — 2016.  — №4. — С. 19- 29

[9] Евдокимова Т.П. О нؚекоторؚых вопрؚосах прؚименؚенؚия Семейнؚого кодекса прؚи рؚассмотрؚенؚии дел об устанؚовленؚии отцовства, оспарؚиванؚии отцовства и о взысканؚии алименؚтов // Юрؚист. 2018. — №1. – С. 55- 59

[10] Белова С.Е. К вопрؚосу о прؚаве рؚодителей воспитывать рؚебенؚка// Прؚобелы в законؚодательстве. 2017. — №2. — С.86- 96.

[11] Бонؚдарؚенؚко О.А. Прؚава рؚебенؚка: конؚституционؚнؚо- прؚавовой аспект // Юрؚистъ. 2018. — № 1. — С. 72- 76.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *