Общие характеристики положения женщин в обществе

Под изучением темы, конечно, понимается рассмотрение проблем, связанных с положением кавказских женщин не только в социальном, но и в семейном контексте. В России, как в правовом государстве, семейные и общественные отношения регулируются посредством ряда установок и законов, но, понимая специфику региона, можно говорить о своей специфике влияния этих установок или же их конкуренции с национальными, традиционными. Собственно, благодаря этим культурным отличительным чертам, мы имеем право говорить о специфичности, о тесном переплетении культурных составляющих, которые формируют обычаи, традиции и светская часть вопроса: законы, нормы, права каждого отдельного человека.

В первом параграфе, автор исследования хотел бы остановиться на правовом пространстве и через историческую призму проследить его привитие и видоизменение его влияния. Так же не стоить забывать разную степень восприятия в городах и селах, и проследить данную дихотомию.

Обычное право среди кавказского населения, постулаты которого в кавказском обществе именуются адатами, с внешним сходством весьма разнообразно и неоднородно. Если сравнить понимание данного термина среди народов, населяющих Кавказ, то оно будет разниться, так, например, среди вайнахов и дагестанцев под адатом понимали предписания и решения старейшин по тем или иным вопросам. Учитывая, что мы рассматриваем исторический контекст, понимание термина «адаты» 18-19 вв., возвращаются к патриархальному порядку, отражают соответствующий общественный порядок и семейную жизнь. Имеет место быть мнение, что для данного периода было характерно преобладание роли мужчины как собственника, опекуна и главного добытчика, который имеет сильное влияние на свою семью и окружение, что касается женщин, то вне зависимости от степени трудоспособности, женщина считалась опекаемой личностью, зависимой от расположения и отношения к ней. Проявлялось это неравенство практически во всем, труде, праве, собственности , вопросах наследовании этой собственности, поведении и т.д. «Безраздельно господствовал патриархальный порядок подчинения женщины мужчине, детей родителям, младших старшим. Старший мужчина был хозяином почти всего семейного имущества, от его воли всецело зависели раздел и выдел, брачный выбор и расторжение брака. По адату женщина вообще не обладала наследственными правами»

Согласно наблюдениям Смирновой, субъектами правоотношений были мужчины, достигшие совершеннолетия, которым разрешили вступать в различные виды сделок, заключать определенные договорные обязательства. В то же время только те, кто отошел от отеческой власти, не мог находиться под опекой, мог действовать независимо, управлял независимой экономикой. Существовали установки также в отношении вдов и осиротевших детей. Опека над вдовой осуществлялась наследниками, которые были обязаны содержать ее до самой смерти или до тех пор, пока она не скончается или повторно не выйдет замуж.

Согласно правовым нормам адата, женщина была некомпетентной и в этом отношении приравнивалась к малолетнему ребенку. Однако это не означало, что женщина вообще не рассматривалась. Целью опеки над женщиной было не ее так называемое «порабощение», преувеличенное в советской историографии. Это было связано с особенностями социальной структуры и общественной жизни альпинистов, которые в тот период находились в состоянии непрекращающихся войн, когда женщине, как ребенку, более слабым существам нужна физическая защита и забота, что нашло отражение в адат.

Поговорим о религии. По словам Я.Карпова, Коран, в целом, выражает нейтральное отношение к женщинам (хотя и фокусируется на их нечистоте), подчеркивая взаимодополняемость полов: «Он создал для вас от вас самих жен, с которыми вы живете Их, устроенных между вами любовью и милосердием. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют!».

Но в представлении некоторых проповедников он обнаружил недоброжелательную, а иногда и женоненавистническую интерпретацию.

Последнее было легализовано фольклором и должно было восприниматься как реальность и истина. Основной подход к обществу в отношении женщин, в его положении в нем, был традиционным подходом, который был исправлен только методами и формами ислама. Правда, ислам наложил более сильный отпечаток на внешний вид и положение женщин. Уже в этом следует видеть роль и значение влияния иностранных культур в «женском» вопросе на Кавказе.

Право собственности охранялось обычным правом, поэтому для осетинских адатов «калым (его часть) и дар жениха составляли неприкосновенное имущество замужней женщины. Без ее согласия муж не имел права избавиться от них, и если он решит принудить свою жену, она может прибегнуть к своим родственникам и попросить их о защите, согласно Кумыкским адатам: «имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно; без ее согласия у мужа не было права распоряжаться им». Однако многие исследователи настаивают на факте нарушения права собственности и наследования женщин. Согласно обычному праву, вся семейная собственность была разделена на две части — семейную и личную собственность членов семьи. Полной была земля, основная часть скота, сельскохозяйственный двор, жилые здания, бытовая техника для дома, транспорт и т. д.

В большой семье это также затрагивало имущество наследственного и приобретенного типа, в том числе приобретенное третьими лицами. Личное имущество членов семьи приобреталось путем наследования, дарения или находок. Это, прежде всего, личные вещи: мужчины — одежда, оружие, часто также лошадь с украшениями, музыкальные инструменты, иногда несколько голов крупного рогатого скота; женщины — также одежда, украшения, скот, данный им.

Однако женщины имели право на свое приданое, которое состояло из одежды невесты, домашней утвари, а также могло включать в себя домашний скот и деньги, иногда участок земли. Приданное также включало так называемые сверхпоставленные вещи, состоящие из подарков от жениха и гостей на свадьбе. Казалось бы, собственность женщины была скорее мужской собственностью. Но это был только формальный вопрос.

Например, домашняя утварь фактически перешла к семейной собственности, и из приданого осталась только одежда и украшения. Крупный рогатый скот, даже если он был частью приданого, за него отвечал глава семьи – мужчина. Кроме того, поскольку скот забивался мужчинами, они были частью собственности главы семьи, это касалось даже останков.

Главное, чтобы женщина, в отличие от мужчины, не имела доли в семейном имуществе. Об этом свидетельствуют семейные выделения и секции. Как отмечает кабардинский исследователь Х.М. Думанов, «в разделении наследственного имущества участвовали только мужчины». Это была общая кавказская норма права. Предполагалось, что невестки должны довольствоваться своим приданым, а мать и дочери пойдут поддержать отца, и чаще всего одного из братьев, которому в этом случае было дано что-то из общей собственности. Эта норма была настолько неизменной, что даже при отсутствии прямых наследников — мужчин, женщины не наследовали ничего.

На всем Северном Кавказе, согласно адатам, для предотвращения мужского племени в одной из строчек фамилии, недвижимое имущество, не переходящее по женское линии, вернулось к мужскому поколению другой линии. Следует отметить, что в XIX веке. Это правило применялось только в тех случаях, когда нежелательно было разделять участки земли.

Что же касается личных прав женщин, то во всех записанных адатах говорится, что «жена подчиняется своему мужу как своему законному хозяину. Она должна работать на него, сносить наказание без обид и во всем своем поведении давать ему уважение крепостного к свободному».

Такое положение дел Леонтович Ф.И. объясняет обычаем платить калым за жену: «Поскольку жена приобретается путем покупки, а потому она является, так сказать, рабыней ее мужа и во всем должна подчиняться, быть послушной ему как его хозяину и быть верной ему до самой смерти ». Тем не менее, оплата невесты не должно расцениваться как приобретение.

Адаты и нормы мусульманского права относились к калыму по-разному: адаты — как выкуп родителям невесты, шариат — в качестве подарка жене.

Л.Г. Свечникова выделяет три исторические традиции, сложившиеся во время «покупки» невесты: 1) «утренний подарок», плата за девственность. Утром, после брачной ночи, девочке передавался подарок; 2) до брака родителям или родственникам невесты выплачивалась компенсация — как за потерю семейной рабочей силы; 3) сторона жениха после свадьбы и первой брачной ночи одаривала семью невесты и ее саму большим количеством подарков.

Как показали исследования Я.С. Смирнова, среди народов Северного Кавказа в результате переплетения обычного права и шариата, брак — выкуп был разделен на две части. Один из них пришел к родителям невесты (калым), другой (кебин, урдо) к самой невесте. Размер калыма в различных частях Кавказа колебался. Согласно шариату, на его размер влияло несколько факторов — это классовая принадлежность девушки, возраст, красота, доброжелательность, девственность, место жительства и другие обстоятельства. В пореформенный период кабардинцы заплатили за принцессу от 700 до 1500 рублей, за дворянку — от 400 до 1000 рублей, за крестьянку — 300 рублей.

Таким образом, выплата калыма не давала мужу право обращаться с женой как с рабом. Более того, судя по адатам, «муж ни в коем случае не может продать свою жену и лишить ее жизни, даже если она совершает неверность», «каждый муж считает своим наивысшим оскорблением услышать плохое мнение о своей жене».

Хотя народы Кавказа считали постыдным поднимать руку на женщину, серьезные дела представляют собой исключение из этого правила. Согласно обычному праву адыгов, кумыков и многих других народов Северного Кавказа, за нарушение супружеской верности мужу не запрещался убивать или калечить жену, хотя возможность мести со стороны родственников его жены делала такие действия нечастыми.

Развод между народами Северного Кавказа в XIX веке. Регулировалось как нормами адата, так и нормами исламского права. Многие исследователи полагают, что в соответствии с адатом развод может быть инициирован только человеком. Однако, на наш взгляд, это не совсем так. Мужчине было легко получить развод. Жена могла стать инициатором развода, но в этом случае она должна была оставить его с детьми и всем ее имуществом, что не всегда было возможно, поскольку в этом случае она должна была получить согласие родственников на возвращение. Если мужчина был инициатором развода, он должен был отпустить ее со всем имуществом, принадлежащим ей, и не должен был требовать возврата, выплаченного им калыма. Кроме того, в любом случае развода дети, как сыновья, так и дочери, оставались в доме отца, а мать не имела права даже приглашать их из отчего дома в дом своих родственников. Это, конечно же, было еще одной серьезной причиной для женщины не становиться инициатором развода. У женщины должны быть серьезные причины для развода, поскольку мужчине достаточно было просто не желание жить с этой женщиной дальше.

Леонтович Ф.И.: «Варварское обращение с мужем и его женой: избиения, ожоги, ранения, пытки от голода и холода и, в общем, насилие и пытки мужа, являются причиной развода, принятого судом с момента создания районного правительства, как средства для разрешения судебных споров по вопросам семьи ». По словам М.С. Аршанукаева в соответствии с законами шариата женщина имела право требовать развода через суд в следующих случаях: в случае серьезных физических недостатков мужа, жестокого обращения, недостаточного распределения средств на содержание, длительного отсутствия супруга, серьезных оскорблений, несходство характеров, неспособность мужа выполнять супружеские обязанности

Что касается женщины, подающей заявление в горный вербальный суд, то после суда, он принимал решение о выплате сторонам имущественных выплат. Здесь должно быть предусмотрено, что женщина может обратиться в суд только через адвоката, который часто является самым уважаемым представителем клана. Это еще один момент дискриминации женщин.

В качестве примера следует привести дело «О разводе мусульманского Аслата с мужем Битсой Таубиковым». Первоначально дело рассматривалось в горном устном суде в 1865 году, а затем передано в народный суд Зеленчукского района. В выписке из журнала Зеленчукского районного народного суда мы читаем: «Женщина Асят, которая замужем за жителем ауры Бересланова, просит о правовой защите, ее освобождении от рабства и для насильственного брака с Битсом Таубиковым, неравного в своем возрасте и звании».

Из материалов дела можно увидеть, что женщина потребовала развода, и в качестве причин она назвала два — неравное происхождение и «неспособность мужа к супружеской жизни». Из показаний Асият: «Я была у матери, от меня постоянно требовали, чтобы я вышла замуж, так как Бицу Таубиков уже заплатил за меня выкуп, я вынуждена была уступить требованиям. Человек этот, в силу проблем с половыми органами, с первого раза не понравился мне, хотя я и промучилась с ним 3 месяца». Затем, во время противостояния, выяснилось, что муж Асият теперь сравнялся с ней по должности, поскольку его бывший владелец отпустил. Тогда Асият начала настаивать на неспособности супруга выполнять «супружеские обязанности», что он не может ее удовлетворить в соответствии с возрастом, и «страсти, которую она хотела бы чувствовать». Материалы этого дела показывают, что при желании женщина могла все же инициировать дело о разводе и без каких-либо затруднений, чтобы доказать судебное разбирательство, мы отмечаем, что, когда мужчины были одиноки, их правота в такой деликатной ситуации была незыблима.

Ставропольские кочевники, ногайцы и туркмены практиковали ислам в течение изучаемого периода. Поэтому положение женщин в этих семьях аналогично положению в горах, причем некоторые различия определяются их собственными традициями. Согласно дореволюционному исследователю Ногаю и туркмену С. Фарфаровскому, дела о разводе были разделены на наследство по Шариату. Эти дела должны были быть представлены в Закавказский муфтий для заключения. Таким образом, брак и семейные отношения кочевников регулировались шариатом, в повседневной жизни использовался синтез шариата и обычного права. Брачный возраст невесты среди кочевников рассматривался с 12-13 лет, жениху 15 лет. В больших случаях, чем у горцев, они встречались с многоженством. Автор связывает это с высокой смертностью среди женщин. Некоторые несоответствия можно найти в отношении калыма и имущественного положения женщин в сравниваемых обществах.

Таким образом, невеста, а также родители получали денежные средства. Однако, если невеста была сиротой и жила с опекунами, калым был в ее распоряжении, и она, как правило, по своему усмотрению выделяла часть опекунам. Остальное она отдала мужу. Эта часть была ее собственностью, и после смерти мужа она могла взять ее с собой, когда она выйдет замуж за другого. Когда умирала бездетная женщина, которая была в добром здравии, ее муж оставлял половину своего имущества ее семье, если дети остались, тогда имущество разделялось следующим образом: 1/6 часть доставалась мужу, остальное — детям. Положение женщины в повседневной жизни было несколько иным. В отличие от горных семей, где несколько поколений жили вместе, ногайцы и туркмены часто имели многодетные семьи за счет нескольких жен и их детей. Роли труда распределялись в зависимости от старшинства. Большим уважением пользовались старшие жены, которые работали мало и главным образом распоряжались домом и принимали гостей. Мужья консультировались с ними по экономическим вопросам и свадеб дочерей. Старшая жена иногда поддерживала беседу с гостями и заменяла хозяина в доме. Младшие жены все время работали и подчинялись своим мужьям и старшей жене.

Многие исследователи подчеркивают, что ногайская женщина высоко ценится, и многоженство только подчеркивает это. «Женщины в кочевых обществах не считались рабами, они являются полноправными членами и советниками своих мужей», — писал Фарфаровский.

По отношению к обществу женщина в ногайской и туркменской семьях находилась в одном положении с другими представителями северокавказских народов, то есть не имела права посещать сельские собрания, мужчина был представителем семьи в обществе ,

Поэтому, применительно к позиции мусульман Кавказа, шариат играл двойственную, но, по-видимому, более позитивную, чем отрицательную роль. В отличие от адатов, шариат формально не требовал изогами (браки между людьми одного социального статуса), потому что согласно Корану все равны перед Богом. Но мусульманский закон запретил мусульманские браки с язычниками, к которым адаты относились нейтрально. Вопреки адатам, шариат потребовал формального согласия на брак, как жениха и невесты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *