Система образования Ирбитского муниципального образования направлена на обеспечение условий получения качественного образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
В соответствии с приоритетами государственной и региональной политики, которые обозначены в федеральной и региональной целевых программах развития образования, а также в Указах Президента РФ, определены основные направления инновационного развития образования Ирбитского муниципального образования.
В систему образования Ирбитского МО входят образовательные организации, следующие: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования детей. Все созданные образовательные учреждения относятся к системе образования Ирбитского муниципального образования и подведомственны Управлению образования. Управлению образования подведомственны 56 образовательных организаций Ирбитского района [46, с. 3].
В соответствии с утвержденной сметой расходов финансирование деятельности Управления осуществляется из бюджета Ирбитского МО.
Управление образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района реализует государственную, региональную и муниципальную политику в сфере образования на территории Ирбитского муниципального образования.
Направления деятельности Управления образования [16, с. 14]:
— создание и развитие условий (нормативно-правовые, организационные, кадровые, программно-методические, информационные, финансовые и материально-технические), обеспечивающих реализацию прав граждан на образование детей (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, дополнительное);
— организация разработок муниципальных целевых программ развития системы образования Ирбитского МО;
— обеспечение выполнения муниципальных целевых программ развития системы образования Ирбитского МО;
— планирование развития сети МОУ, внесение предложений по строительству, а также реконструкции и капитальным ремонтам зданий и сооружений МОУ;
— осуществление контроля исполнения МОУ нормативных документов органов государственной власти и органов муниципального управления в сфере образования;
— осуществление общего планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью подведомственных Управлению образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики и реализации муниципальных программ в области образования;
— осуществление функции работодателя для руководителей образовательных учреждений, подведомственных Управлению, работников Управления образования, от имени которого выступает начальник Управления образования;
— прогнозирование необходимости муниципальной системы образования в руководящих и педагогических кадрах;
— разработка и реализация планов, проектов и программ кадрового обеспечения;
— формирование политики по подготовке, подбору и расстановке руководящих кадров, назначение на должности и освобождение от должности руководителей образовательных учреждений;
В полномочия Управления образования входит: расчет бюджета Управления, расчеты бюджетов образовательных организаций, подведомственных Управлению, посредством привлечения централизованной бухгалтерии при Управлении, проведение контроля и оценки финансовой деятельности образовательных организаций, в том числе за целевым расходованием средств, которые выделяются непосредственно из бюджета и внебюджетных источников, составление отчетов и предоставление их в соответствующие органы.
Управление образования занимается разработкой предложений по формированию бюджета Ирбитского муниципального образования в соответствии с действующими нормативами и социальными стандартами, подготовкой и внесением на рассмотрение главы Ирбитского МО предложения по местным нормативам финансирования образования, формированию бюджета отрасли «Образование» [16, с. 9].
Миссия Управления образования состоит в осуществлении его задач:
1) Предоставление бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам.
2) Предоставление доп. образования детей и общедоступного бесплатного образования в ДОО.
3) Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство территорий, которые прилегают к ним.
4) Контроль и учёт детей, которые подлежат обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы образования.
5) Организация в каникулярное время отдыха детей.
6) Осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказанных услуг.
7) Осуществление иных полномочий, предусмотренных актами органов местного самоуправления муниципального образования.
Цель деятельности Управления образования заключается в реализации государственной, региональной и муниципальной политики в сфере образования на территории Ирбитского муниципального образования.
Стратегическая цель Управления образования заключается в реализации Муниципальной программы «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года».
Цели муниципальной программы «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года» следующие [17, с. 4]:
- обеспечение достижения 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет;
- обеспечение качественного общего образования и его доступности, соответствующего требованиям социально-экономического развития Свердловской области;
- обеспечение доступности качественных образовательных услуг в сфере дополнительного образования в Ирбитском МО;
- создание условий для организации отдыха, оздоровления и временной занятости детей в Ирбитском МО;
- обеспечение муниципальных мероприятий и государственная поддержка в сфере образования.
Задачи муниципальной программы «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года» следующие [17, с.6]:
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных ДОО;
- обеспечение обучения и воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста, которые проживают непосредственно в Ирбитском МО, на дому, в ДОО;
- обеспечение соответствия состояния зданий и помещений муниципальных ДОО требованиям санитарного законодательства и пожарной безопасности;
- создание в муниципальных ДОО условий для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- создание материально-технических условий для обеспечения деятельности муниципальных ДОО;
- поддержка и укрепление здоровья детей, профилактика заболеваний работников муниципальных образовательных организаций в ДОО;
- обеспечение детей современными условиями при реализации ФГОС;
- предоставление детям с ОВЗ по адаптированным образовательным программам в образовательных организациях для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение функционирования образовательных организаций общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях;
- организация бесплатной перевозки обучающихся до муниципальных образовательных организаций, и обратно, между сельскими населёнными пунктами;
- обеспечение проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена на территории Ирбитского МО;
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования;
- обеспечение соответствия состояния зданий и помещений муниципальных общеобразовательных организаций требованиям санитарного законодательства и пожарной безопасности;
- создание в общеобразовательных организациях условий для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом в сельских общеобразовательных организациях;
- создание материально-технических условий;
- поддержка и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваний работников муниципальных общеобразовательных организаций;
- развитие системы доп. образования детей;
- обеспечение соответствия состояния зданий и помещений МО дополнительного образования требованиям санитарного законодательства и пожарной безопасности;
- создание материально-технических условий для обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций;
- поддержка и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваний работников муниципальных организаций дополнительного образования;
- совершенствование форм организации отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
- укрепление здоровья детей, профилактика заболеваний работников образовательных организаций Ирбитского МО;
- организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками, вошедшими в федеральные перечни учебников;
- обеспечение исполнения полномочий МКУ «Центр развития образования» Ирбитского МО обеспечение исполнения полномочий органа местного самоуправления Управления образования Ирбитского МО.
Целевые показатели муниципальной программы [17, с. 12]:
- обеспеченность доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет;
- доведение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных ДОО до среднемесячной заработной плате в общем образовании в Ирбитском МО;
- охват детей-инвалидов дошкольного возраста, проживающих в Ирбитском МО, обучением на дому, в ДОО;
- доля реализованных мероприятий по обеспечению образования на дому, в муниципальных ДОО;
- количество зданий муниципальных ДОО в которых будет проведен капитальный ремонт, для приведения зданий в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства, а также созданию безбарьерной среды для детей всех групп здоровья;
- количество медицинских кабинетов в муниципальных ДОО, имеющих лицензию на право ведения сестринского дела в педиатрии;
- оснащение образовательного процесса в муниципальных ДОО в соответствии с ФГОС;
- доля реализованных мероприятий по поддержке и укреплению здоровья детей, предупреждение заболеваний работников муниципальных ДОО;
- охват детей школьного возраста в муниципальных общеобразовательных организациях Ирбитского МО образовательными услугами в рамках Государственного образовательного стандарта и ФГОС;
- охват детей школьного возраста с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам в муниципальных общеобразовательных организациях;
- доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не сдавших ЕГЭ в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций;
- доведение уровня средней заработной платы педагогических работников школ до средней заработной платы в общем образовании Свердловской области;
- количество муниципальных зданий (школ), в которых будет проведен капитальный ремонт, в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства;
- количество зданий муниципальных общеобразовательных организаций, в которых будут осуществлены мероприятия, направленные на устранение нарушений, выявленных органами государственного надзора в результате проверок в муниципальных общеобразовательных организациях;
- доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме, от общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение по дистанционным технологиям;
- количество общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для совместного обучения детей — инвалидов и детей, не имеющих нарушения в развитии;
- количество зданий общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых будет проведён капитальный ремонт спортивного зала;
- количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, которым приобретено оборудование и инвентарь на развитие школьных спортивных клубов;
- увеличение доли учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время;
- оснащение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с ФГОС.
Организационно-правовая форма Управления образования Ирбитского муниципального образования – муниципальное учреждение [18, с. 3].
Управление образования Ирбитского МО направляет свою деятельность в соответствии: Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; ТК РФ; Постановлениями Правительства Свердловской области; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Законами Свердловской области «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», «О защите прав ребенка», «Об образовании в Свердловской области» и другими правовыми актами в области образования, местного самоуправления и муниципальной службы; Уставом Ирбитского муниципального образования; правовыми актами Думы Ирбитского МО, главы Ирбитского МО.
Организационная структура Управления утверждается начальником Управления образования с учетом возложенных на Управление образования полномочий и направлений деятельности. Структура управления гибкая, способная к возникающим изменениям, которые зависят от меняющихся функций и задач, решения проблем, связанных с реализацией государственной и муниципальной политики в области образования.
Начальник Управления образования назначается на должность и освобождается от должности главой Ирбитского муниципального образования.
В Управлении образования используется линейно-функциональная структура управления (Приложение А). Прослеживается строгое разделение полномочий, использование дипломированных специалистов, в соответствии с квалификационными требованиями, иерархичность управления — нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Четко определены обязанности и права каждого работника. Результаты работы аппарата управления оцениваются показателями, которые характеризуются выполнением ими своих должностных обязанностей.
Функциональные руководители (директора МКОУ, заведующие МКДОУ) призваны консультировать, принимать участие в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений касающихся развития образования в Ирбитском муниципальном образования, а также принимают непосредственное участие в составлении муниципальных целевых программ. Они самостоятельно не отдают распоряжения работникам УО Ирбитского МО.
В состав Управления образования входят отделы:аппарат управления; центр развития образования; централизованная бухгалтерия, руководители образовательных учреждений: МКДОУ, МКОУ, МКОУ ДОД.
Возглавляет Управление образования начальник управления.
Начальник Управления образования руководит деятельностью Управления, подведомственных ОУ; действует от имени Управления, представляет его интересы во всех организациях; является распорядителем денежных средств по статьям расходов бюджетной классификации, утверждает сметы доходов и расходов и другие финансовые документы; издает приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты; устанавливает должностные оклады работникам Управления в пределах установленного фонда заработной платы, доплаты и надбавки к ним; участвует в заседаниях и совещаниях, проводимых главой муниципального образования и его заместителями; обеспечивает повышение квалификации и социальную защиту работников Управления; назначает и освобождает от занимаемой должности руководителей образовательных учреждений; планирует деятельность Управления и решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Управления [16, с.5].
Таким образом, достоинством линейно-функциональной организационной структуры является большая согласованность функциональных и линейных руководителей, высокая развитость функциональной специализации, увеличение влияния на качество работы, построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостатки структуры [16, с.19]:
— каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, поставленной конкретной задачи, а не общей цели;
— чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
— отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями;
— аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими, множества оперативных задач.
Итак, Управление образования Ирбитского муниципального образования является органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, реализующим государственную и муниципальную политику в области образования. А также главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета и получателем бюджетных средств.
Таким образом, система образования Ирбитского МО ориентирована на:
— обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики; — внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.