Обоснование и разработка концептуальной модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников, по мнению исследователей, должно предусматривать научно обоснованное построение модели данного процесса.

Все большее место в сфере психолого-педагогических исследований занимает метод моделирования. Данная тенденция связана с тем, что моделирование эффективно во многих отраслях научного знания. Обоснование этого метода дано в работах исследователей В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, И.Б. Новика, Б.А. Глинского, В.А. Штоффа. Также данный вопрос освящается в работах А.Ф. Зотова, В.И. Загвязинского, С.И. Архангельского, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день метод моделирования является важной составляющей научно-педагогического исследования. Под моделированием будем понимать метод исследования объектов различной природы на моделях.

В связи с этим, мы считаем, что необходимо рассмотреть понятие «модель», под которым понимается искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный изучаемому объекту или явлению, который отражает или воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, а также отношения между элементами объекта или явления.

Метод моделирования используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности, а также, если они по каким-то причинам недоступны. Модель, таким образом, позволяет оперировать с объектами, явлениями и процессами, определяя их устойчивые свойства, выделять отдельные сущностные аспекты, а также подвергать объекты, явления и процессы более детальному логическому анализу [Колесникова, Горчакова-Сибирская 2008: 29].

Далее в параграфе проанализируем понятие «педагогическое моделирование».

Под педагогическим моделированием мы будем понимать метод, при котором на основе построения модели изучается явление, система или процесс. Данное моделирование представляет собой педагогическую деятельность, которая направлена на научно обоснованную разработку модели развития, совершенствования, преобразования процесса образования и воспитания, а также её реализацию.

Возвращаясь к теме нашей магистерской работы, важно отметить, что ктуальность выбранной нами темы обусловлена также эмпирическими данными, полученными Центром социально-профессионального самоопределения. По результатам проведенного исследования было выявлено, что 75 % старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства. Из них 24,7 % обучающихся профиль дальнейшего обучения в старшей школе выбирают за компанию со своими сверстниками; 22,1 % учащихся вообще не задумывались о своем профессиональном будущем; 18,2 % респондента выбирают профиль под влиянием каких-либо факторов (рассказали родители, учителя, где-то слышал) [Индивидуальное сопровождение старшеклассника на этапе профильного обучения: электронный ресурс].

Таким образом, можно сказать, что на этапе предпрофильной подготовки необходимо целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение девятиклассников.

Исходя из анализа литературы по проблеме нашего исследования, нами была предпринята попытка проектирования модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников в условиях образовательной деятельности.

При моделировании психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, мы исходили из необходимости всех компонентов предполагаемой функциональной модели предпрофильной подготовки.

Данная модель представляет собой систему педагогической, психологической, организационной и информационной поддержки школьников основной ступени образования, которая будет содействовать их профессиональному самоопределению, выбору профиля дальнейшего обучения.

Мы считаем, что важное место в модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников, должны занимать направления, которые будут способствовать изменению качеств личности, затрудняющих профессиональное самоопределение учащихся, а именно безответственность, ригидность, низкий уровень общительности.

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя первичную и контрольную диагностику.

Схематически мы ее представили (см. рис. 1).

Необходимо дать качественную характеристику представленных компонентов модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников.

Цель данной структурно-динамической модели – это создание условий эффективности профессионального самоопределения учащихся основной ступени образования на этапе предпрофильной подготовки и выбора дальнейшей траектории обучения.

Рисунок 1. Структурно-динамическая модель

психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников

Цель структурно-динамической модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников конкретизируется в ряде следующих задач:

  1. сформировать у учащихся мотивацию самоопределения;
  2. познакомить с понятиями самоопределения, самореализации, профессии и т.д.;
  3. развить практические навыки выбора эффективной траектории профессионального самоопределения;
  4. подготовить учащихся к дальнейшему непрерывному образованию.

В качестве методологической основы концепции предпрофильной подготовки мы принимаем:

Гипотезу Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития;

Теорию развивающего обучения В.В. Давыдова, идеи которого в дальнейшем развивали Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили и другие.

Как отмечают исследователи «Такой подход подтверждает необходимость предпрофильной подготовки, когда учащиеся в процессе обучения осознают и развивают свои интересы, потребности и способности» [Чистякова, Родичев, Лернер 2005: 9].

В магистерской работе мы используем концептуальные основы личностно-ориентированного образования как важнейшего условия реализации системы предпрофильной подготовки школьников.

В связи с этим, необходимо дать определение понятию «личностно-ориентированный подход», под которым мы будем понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития тем самым его неповторимую индивидуальность [Степанова 2003: 7].

В настоящем исследовании при проектировании модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников мы используем следующие принципы личностно-ориентированного образования:

1) Принцип самоактуализации. Мы знаем, что в каждом ребенке есть потребность в актуализации своих коммуникативных, интеллектуальных, художественных и физических способностей, поэтому необходимо поддержать и раскрыть в ребенке свои природные и социально приобретенные возможности;

2) Принцип индивидуальности. Важно учитывать не только индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и содействовать дальнейшему их развитию. Одной из главных задач образовательной организации – это создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога;

3) Принцип выбора. Развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей учащегося невозможно без выбора. Важно, чтобы учащийся жил, учился, воспитывался в условиях постоянного выбора, при этом обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм, а также способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности класса, школы;

4) Принцип творчества и успеха. Творчество позволяет раскрыть и развить индивидуальные особенности личности ребенка. Успех служит средством поддержания позитивного отношения личности к деятельности, формирования позитивной «Я-концепции», также успех является средством стимулирования самосовершенствования и самостроительства человеком своего «Я»;

5) Принцип доверия и поддержки. Данный принцип подразумевает отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Наиболее эффективными в развитии индивидуальности ребенка является вера в него и доверие, поддержка его устремлений к самореализации, самоутверждению [Степанова 2003: 9].

Важно отметить, что индивидуальная траектория профессионализации тесно связана с индивидуальной траекторией развития. Из этого следует, что предпрофильная подготовка должна активировать ценностно-смысловое и профессиональное самоопределение личности.

Основными компонентами модели мы выделили:

1) Поисково-исследовательский компонент. Сюда относится проектная деятельность учащихся с элементами исследования дальнейшего профиля обучения. В результате у учащихся увеличиться информированность о мире профессий, что приведет к снижению числа таких учеников, которые не выбрали профиль дальнейшего обучения, не знающих чем заняться после обучения в образовательной организации.

2) Организационный компонент включает в себя проведение профессиональных проб по различным профессиям, организацию проведения экскурсий в ссузы, вузы. Также в данный компонент входит взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся.

3) Просветительский компонент. Проведение мероприятий, которые направлены на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора дальнейшего профиля обучения, а также, в случае выпуска, последующего образовательного пути.

Данный компонент включает следующие мероприятия: работа со справочной литературой, также с информационно-поисковыми системами; профориентационные активные игры и упражнения; видеофильмы – виртуальные по профессиональным заведениям; использование средств массовой информации.

4) Консультативное направление. Включает взаимодействие педагога-психолога с различными группами школьников; консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения и профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; также сюда относится консультирование по конкретным личностным проблемам, которые возникают в процессе профессионального самоопределения в рамках предпрофильной подготовки.

5) Практические упражнения по типу тренинга, могут проводиться в групповой форме. Данные упражнения направлены на повышение коммуникативной компетентности школьников, активности, ответственности, гибкости мышления, повышение эмоциональной устойчивости, умение делать выбор.

Этапы реализации структурно-динамической модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников:

  1. Пропедевтический;
  2. Основной;
  3. Завершающий.
  4. На пропедевтическом этапе осуществляется первичная диагностика образовательного запроса восьмиклассников, интересов и склонностей, уровня интеллектуальной лабильности.

Данный этап психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников дает возможность дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

  1. Основной этап предполагает:

1) осуществление обучения способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

2) организация процедур психолого-педагогической диагностики, которые позволят выстроить прогноз о предрасположенности к различным направлениям образовательной деятельности в условиях уже профильного обучения;

3) анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления затруднений, проблем, свободы выбора профиля обучения

  1. Завершающий этап включает:

1) реализацию «пробы выбора профиля обучения», серии заданий (эвристически ориентированы), которые будут прогнозировать соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и возможностей школьника соответствовать требованиям избираемого профиля;

2) использование «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора», которые позволяют формулировать, ранжировать аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.

По результатам завершающего этапа, будет осуществлена оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Важное место в настоящем исследовании отводилось таким формам работы как: игровые формы (деловые, ролевые игры); мотивационная беседа; индивидуальное и групповое консультирование.

К основным методам относятся: метод проектов, исследовательский метод, выполнение практических заданий, дискуссия, анализ ситуаций.

Нами были выбраны следующие средства: учебные пособия, книги, журналы, компьютер, образовательные программы, сайты.

В своем исследовании, мы использовали методику «Профиль» Г. Резапкиной, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, методику «Интеллектуальная лабильность» С.И. Костроминой.

Далее в параграфе дадим обоснование выбора методик:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Данный опросник направлен на определение интересов школьников по пяти сферам: «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Человек-Природа», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ». Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые закодированы в опросном листе по буквам Ч, Т, П, З, Х.

  1. Методика «Профиль» (в модификации Г. Резапкиной).

Обоснование выбора методики – полученные данные позволили выявить круг интересов ученика, а также степень их выраженности, что имеет важное место в формировании мотивации выбора будущей профессии. Осуществление изучения интересов, способностей школьников может быть различными способами, в частности, простое наблюдение за успехами учащихся в освоении учебных дисциплин, использование различных анкет, опросников. Данная методика позволяет предварительно проанализировать интересы, которые близки к тому или иному виду деятельности.

Методика «Профиль» — опросник, который включает 50 вопросов, отражающих направленность интересов в 10 сферах деятельности. Заполнение бланка может выполняться индивидуально и в группе.

Оценка степени выраженности интересов имеет три градации:

1) интерес не выражен – от 0 до 2;

2) интерес выражен – от 3 до 4;

3) интерес ярко выражен – 5.

  1. Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.И. Костроминой. Методика редназначена для подростков и юношества. Основная цель методики – это исследование способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, при этом, не допуская ошибок.
  2. «Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей» (В. Синявский и Б. А. Федоришин).

Полученные данные позволяют выявить коммуникативные и организаторские склонности. Опросник состоит из 40 вопросов, из которых 20 направлены на изучение коммуникативных склонностей и 20 вопросов характеризуют организаторские склонности.

Показатели, полученные по данной методике, могут варьировать от 0 до 1. Если показатели близки к 1, то это говорит о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, если же показатели близки к 0, то о низком уровне.

Ожидаемые результаты: сформированность мотивации самоопределения, развитые практические навыки выбора эффективной траектории профессионального самоопределения, готовность обучающихся к дальнейшему непрерывному образованию.

Современная модель выпускника школы включает в себя такие направления, как профессиональная мобильность, компетентность, социальная активность, творческий подход и продуктивная деятельность.

Выводы по первой главе:

В первой главе магистерской диссертации описан проведенный теоретический анализ изучения сопровождения, в частности, психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников. Результаты теоретического анализа позволили сделать следующие выводы:

На сегодняшний день исследователи не пришли к единому мнению относительно определения и сущности сопровождения.

Основные идеи, которые заложены в понятии «сопровождение»:

1) идея общего пути в пространстве и во времени, а именно от встречи, вступления в отношения, определения направления совместного пути до завершения данного пути и в результате расставания;

2) идея совместности – это соучастие не только в совместно-разделенной деятельности, но в бытии;

3) идея поддержки путника, защита его от опасностей;

4) идея изменения состояний каждого из спутников на различных этапах совместного пути (динамика состояний).

Сопровождение в образовательной деятельности – это система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Что касается психолого-педагогического сопровождения, то, по мнению М. Р. Битяновой – это «создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения, развития учащегося и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия».

Под предпрофильной подготовкой будем понимать систему психологической, педагогической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях начального и среднего образования.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе предпрофильной подготовки играет важную роль в личностном развитии учащихся и построении дальнейшей траектории обучения.

Исходя из анализа литературы по проблеме нашего исследования, нами была предпринята попытка проектирования модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников в условиях образовательной деятельности.

При моделировании психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, мы исходили из необходимости всех компонентов предполагаемой функциональной модели предпрофильной подготовки.

Данная модель представляет собой систему педагогической, психологической, информационной, организационной поддержки учащихся основной школы, которая будет содействовать их профессиональному самоопределению, выбору профиля дальнейшего обучения.

Мы считаем, что важное место в модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки должны занимать направления, которые будут способствовать изменению качеств личности, затрудняющих профессиональное самоопределение учащихся, а именно безответственность, ригидность, низкий уровень общительности.

Результаты реализации структурно-динамической модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки школьников: сформированность мотивации самоопределения, знание понятий, таких как самоопределение, самореализация, профессия и др., развитые практические навыки выбора эффективной траектории профессионального самоопределения, готовность обучающихся к дальнейшему непрерывному образованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *