Обоснование и описание практического исследования аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

🙂

Скачать текст в WORD

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, то есть вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с третьего класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Основным механизмом аграмматической дисграфии является несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. Основной симптом – аграмматизмы (как нарушение связи слов в словосочетаниях и предложениях, так и ошибки использования морфем) в письменной речи. Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Таким образом, для полного исследования аграмматической дисграфии необходимо не только изучение письменных работ учащихся, но и проведение специального обследования письма, с целью обнаружения аграмматизмов на всех уровнях.

Анализ методик исследования письменной речи показал, что специализированной методики исследования аграмматической дисграфии нет. Поэтому нами была составлена система диагностических заданий для исследования аграмматической дисграфии.

Для исследования аграмматической дисграфии на уровне связного текста и отдельного предложения мы воспользовались методикой, предложенной Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой [25].

В методику включены задания по следующим разделам:

  1. Исследование аграмматической дисграфии на материале списывания.
    1. Исследование аграмматической дисграфии на материале диктантов.
    1. Изучение аграмматической дисграфии на материале изложений (для учащихся 3 и 4 классов).

Всего методика включает 7 заданий.

1. Контрольное списывание с рукописного текста.

Осень пришла.

Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса! Краснеют осинки. Березы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клена. Птицы тронулись в дальний путь.

2. Контрольное списывание с печатного текста.

Майские жуки.

Настал май. Появились насекомые. Крылья темные, усы черные, на спинке трещина. Видали таких? Их зовут майскими жуками. Они вывелись из гусениц.

Жуки очень вредят деревьям. Они объедают нежные листочки. А жирные гусеницы грызут корни растений.

Как спасти деревья? Ребятишки стали ловить жуков хитрым способом. Ранним утром они отправляются на ловлю вредителей. Воздух прохладный. Жуки не летают. Они сидят неподвижно на молоденьких березках. Тряхнули ребята дерево. Сонные жуки попадали прямо в ведро.

3. Словарный диктант.

Автомобиль, адрес, аллея, багаж, беседа, вагон, вокзал, восемь, директор, железо, завтра, календарь, корабль, костер, мороз, портрет, прекрасный, шофер, электричество.

4. Диктант из слов с различной слоговой структуры.

Честный, грустный, тростник, встречу, угощу, выручу, вытащу, туча, роща, закачались, помчались, уши, ежи, ужи, мыши, крыши, лыжи, рыжики, камыши, облачко, сочные, солнечные, ружьё, подъезд, отъехать, семья, кровать, мебель, Дарья, суббота, ранний, стружка, флаг, колонна, Анна, робкий, стриж, здоров, пирог, узкий, утренник, темнота, синева, лесник, обошёл, достроил, перешёл.

5. Диктант предложений.

В лесу живут ежи, ужи, чижи. Больная Таня пила горькие таблетки. С тополя летит пух. На дубе сидит дятел. Цветут черемуха и акация.

6. Диктант текста.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

7. Изложение.

Орел.

Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел устал. Он не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.

Тогда орел подлетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.

Основным диагностическим критерием по данным заданиям является количество допущенных в ходе их выполнения детьми ошибок.

По ходу выполнения задания подсчитывается количество ошибок по следующим принципам: от 0 до 1-2 ошибок в каждом из заданий (суммарно – до 7 ошибок) является показателем высокого уровня развития грамматического строя письменной речи, от 1 до 2-3 ошибок (суммарно – 8-11 ошибок) – уровня выше среднего, от 12 до 18 ошибок – среднего уровня.

В случае, если ребенок допускает более 18 ошибок это является показателем низкого уровня развития грамматического строя письменной речи.

Далее представлена бальная шкала определения уровня письма по заданиям:

0-1 ошибок в каждом задании– 5 баллов;

2-3 ошибки – 4 балла;

3-4 ошибки – 3 балла;

свыше 4 ошибок – 2 балла.

Далее мы суммируем набранные детьми баллы и получаем уровень развития грамматического строя письменной речи:

33-35 баллов – высокий уровень развития грамматического строя письменной речи);

25-32 балла – уровень развития грамматического строя письменной речи «выше среднего»;

15-24 балла – средний уровень развития грамматического строя письменной речи;

0-14 баллов – низкий уровень развития грамматического строя письменной речи.

Высокий уровень развития грамматического строя письменной речи характеризуется тем, что ребенок практически не допускает ошибок на письме, демонстрирует высокую грамотность и владению письменной составляющей языка.

Уровень развития грамматического строя письменной речи «выше среднего» характеризуется тем, что ребенок допускает 1-2 ошибку в каждом из из заданий, этот уровень соответствует школьной оценке в 4 балла.

При среднем уровне развития письменной речи ребенок делает 2-3 ошибки в каждом из заданий, этот уровень является пограничным с точки зрения сформированности аграмматической дисграфии и требует внимания учителя и логопеда.

Низкий уровень развития письменной речи характеризуется большим количеством ошибок, допущенных ребенком на письме, и является диагностическим критерием аграмматической дисграфии.

Исследование проводится следующим образом: подсчитывается количество ошибок, допущенных детьми по ходу выполнения указанных заданий, и за каждое задание, исходя из количества ошибок, выставляется оценка (баллы).

Воспользовавшись данной диагностической методикой, мы сможем выявить уровень аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Таким образом, мы проанализировали существующие методики выявления аграмматической дисграфии и выявили, что интегральной диагностической методики не существует. По итогам анализа методик, на основании существующих мы разработали комплексную методику выявления аграмматической дисграфии, которая направлена на выявление аграмматической дисграфии как на уровне отдельного предложения и текста, так и на морфологическом уровне.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *