В России организация бухгалтерского учета, в том числе учета труда, а так же регулирование отношений в сфере оплаты труда осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами. Основная цель законодательства Российской Федерации — обеспечить единообразный бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.
Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.
В России основная тенденция последних лет в регулировании нормативно-правовой базы бухгалтерского учета заключается в максимально возможном приближении учета к международной практике.
В настоящее время в России происходит системное реформирование правовых основ бухгалтерского учета. Программным документом проводимой реформы является План Минфина России на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности. В рамках данной реформы уже в конце 2011 г. был принят Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее №402-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2013 г., применение которого предусматривает обеспечение изменений системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Целью Закона является создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета, для достижения которой третьей главой Закона №402-ФЗ предусмотрен целый ряд новых положений, к числу которых относится введение пятиуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Он регулирует вопросы трудового права в отношении прав и обязанностей во взаимоотношениях работника и работодателя, закрепляет правила по оплате труда, нормированию и охраны труда, трудоустройству, профподготовке и переподготовке, обязательному социальному страхованию, а также в части разрешения трудовых споров.
Нарушение любой статьи ТК РФ является серьезным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников.
Так, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает наложение на должностное лицо штрафа за нарушение законодательства о труде в размере от 1 до 5 тыс. руб. Часть вторая ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное правонарушение, к другому виду дисциплинарного наказания — дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Федеральным законом от 23.12.2010 № 382-ФЗ «О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» внесено существенное изменение («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»), позволяющее привлекать к уголовной ответственности не только за полную невыплату свыше двух месяцев денежных средств, но и за их частичную невыплату свыше трех месяцев.
Еще одним касается законодательным актом, задолженность касающимся оплаты основывается труда, является Федеральными Налоговый Кодекс организационные Российской Федерации (часть физических вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ. обложения На данный процедур документ опираются они при списании Налоговый затрат на ставит оплату труда достоверные для целей как налогообложения [3].
Так включают например выплатам, пункте освобожденным от уровень налогообложения, посвящена сальдо ст. 217 НК рождении РФ. Изменения, данном внесенные Федеральным менее законом № 368-ФЗ, затронули п. 8 налоговых названной статьи [3].
ежегодно Во-первых, в данном дебетовых пункте в новой аудиторской редакции речь являться идет не обобщенных только о материальной Согласно помощи, но и о целей единовременных выплатах, работодателями независимо от заключается того, как Федеральным они называются.
вычетом Во-вторых, согласно МСА внесенным поправкам применительно единовременные выплаты (в выполнение том числе и операций материальная помощь) налогового освобождаются от существенных обложения НДФЛ аспектов как в денежной, дебетовых так и в натуральной размеров форме. Это алиментов касается и выплат связи при рождении того ребенка.
Следует ли сказать, что предусмотренных раз на сроки основании п. 17.1 ст. 217 страхование НК РФ требования доходы от связанные продажи имущества руководством не облагаются персоналом НДФЛ, то оказывать физические лица поправкам не должны составления подавать в инспекцию Например декларации по субъекта НДФЛ. Отдельно наемных отметим, что в под соответствии с Федеральным возмещения законом № 220-ФЗ физических ст. 217 НК лиц РФ была года дополнена.
Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – 212-ФЗ) регулировал вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (взносов на обязательное пенсионное страхование, взносов на обязательное медицинское страхование), а также взносов в ФСС (взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
В связи с тем, что с 01.01.2017 администрированием вышеназванных страховых взносом занимаются налоговики, 212-ФЗ утратил свою силу с этой даты (п. 5 ст. 18 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ). Теперь все правила расчета и уплаты взносов на ОПС, на ОМС и на ВНиМ прописаны в главе 34 НК РФ. Именно положениями этой главы нужно руководствоваться плательщикам страховых взносов в настоящее время.
отражать Так, предельная удержание величина базы внебюджетные для начисления несчастных страховых взносов определя на обязательное материальной социальное страхование в Определение связи с материнством, относится уплачиваемых в ФСС страховании РФ в 2017 году из составляет 755 000 рублей, дополнена предельная база доходы для начисления Тем пенсионных взносов —876 000 Фонд рублей [5].
Также алименты стоит упомянуть квалифици Федеральный закон необходимость от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном проведено социальном страховании разрабатываются от несчастных Также случаев на данном производстве и профессиональных удержаний заболеваний» [6].
Настоящий прини Федеральный закон ущерб устанавливает в Российской уплачиваются Федерации правовые, бездей экономические и организационные фирмы основы обязательного инспекцию социального страхования основании от несчастных пенсионного случаев на преднамеренному производстве и профессиональных выполнении заболеваний и определяет Главной порядок возмещения проверки вреда, причиненного удержания жизни и здоровью Важнейшую работника при пенсионных исполнении им определяет обязанностей по книги трудовому договору и в первичных иных установленных бухгалтерской настоящим Федеральным облагаются законом случаях.
К заработной основным законам, того регулирующим учет различного расчетов с персоналом обязанность по оплате юридических труда можно установление отнести Федеральный идет закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об сказать обязательном социальном смертью страховании на профессиональных случай временной не нетрудоспособности и в связи с фондами материнством» (далее 255-ФЗ) [7].
Нормативный акт «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.
Рассмотрим некоторые положения 255-ФЗ в новой редакции 2016 г. Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз.
Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ — №213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.
255-ФЗ предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.
255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 декабря 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 января 2017г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной заработной платы за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем.
Кроме того стоит выделить Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а также стандарты по бухгалтерскому учету таких объектов бухгалтерского учета, как расходы организации и прибыль.
Положение по бухгалтерскому учету утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» определяет особенности порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), в соответствии с законодательством РФ.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ, на основании Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
- ПБУ №1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 106н,;
В учетной политике организации утверждаются: план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, правила признания доходов и расходов организации, правила документооборота, порядок организации внутреннего контроля и т.д.
- ПБУ №10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06 мая 1999 г. № 33н, в ред. от 06.04.2015);
Затраты организации на оплату труда относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том периоде, в котором они были совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. В учетной политике организация прописывает порядок признания затрат на оплату труда в качестве расходов, отнесенных на себестоимость продукции, управленческие или коммерческие расходы.
— ПБУ №18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 № 114н, в ред. от 06.04.2015);
Данное Положение регламентирует правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности информации по налогу на прибыль организации. Способ определения налога на прибыль закрепляется в учетной политике.
Также к нормативному регулированию бухгалтерского учета расчетов по оплате труда относятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, инструкции и рекомендации Минфина РФ и федеральных органов исполнительной власти.
В Инструкции по применению Плана счетов раскрыто краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, определен порядок ведения синтетического учета, приведена типовая схема корреспонденции того или иного счета с другими синтетическими счетами. Таким образом, порядок учета выплат по заработной плате регулируется множеством федеральных законов и законодательных актов. Каждый бухгалтер и руководитель предприятия должны самостоятельно следить за выходом новых нормативных документов о труде, за изменениями в учете заработной платы, изменениями в налоговом законодательстве и выплатах за счет средств социального страхования.