Нормативно-целевое бюджетирование

🙂

Скачать текст в WORD

Одним из направлений повышения эффективности управления затратами следует считать, бесспорно, формирования комплексной системы. В рамках работы подразделений АОА «РЖД» — это нормативно-целевое бюджетирование. Важными условиями формирования системы управления издержками производства должны стать следующие:

— оперативное обеспечение информацией администрации предприятий, которая необходима для принятия ими управленческих решений по регулированию издержек производства с учетом экономических последствий принимаемых решений и их влияния на эффективность работы предприятия;

— наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат в соответствии с определенными в плановой или нормативной документации величинами;

— выявление отклонений фактических расходов от установленных нормативов и оценка их влияния на показатели эффективности производства;

— систематизация информации управленческого учета производственной деятельности предприятий;

— выработка мероприятий по снижению затрат производства по обеспечению заданных параметров эффективности: рентабельности производства, качества продукции, прибыльности работы предприятия, обеспечение стабильности его финансового состояния [56, с.310].

Формирование целевых параметров и бюджетов осуществляется в соответствии с Регламентом формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов Холдинга «РЖД» (утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 18 октября 2010 года N 2149р).

При формировании величины затрат Компания ограничена многими факторами. В связи с этим при планировании возникает необходимость оптимизации расчетных затрат филиала в рамках выделяемого ему финансирования.

Функциональные филиалы ОАО «РЖД» должны быть заинтересованы в снижении затрат своих смежников – внутренний обмен услугами будет их мотивировать на снижение непроизводительных расходов. Сбалансированные затраты невозможны без сбалансированных объемов — все внутренние услуги, а также показатели, влияющие на затраты, должны быть охвачены системой наряд-заказов. Московской дирекции связи используется автоматизированная система нормативно-целевого бюджетирования (АС НЦБ). Система АС НЦБ состоит из следующих подсистем:

— Подсистема ведения НСИ;

— Подсистема формирования плановых данных (прототипом подсистемы на первом этапе автоматизации процессов нормативно-целевого бюджетирования выступает АСБУ НЦБ);

— Подсистема формирования фактических данных;

— Подсистема формирования отчетности.

В современных  условиях развития экономики подразделения предприятия всё же не заинтересованы в снижении затрат производства, поскольку достижение такой цели является достаточно трудоемким процессом, реализация которого требует осуществления значительного объема работ по внедрению научно обоснованных норм и нормативов учета затрат и контроля за их эффективным формированием. На уровне подразделений ОАО «РЖД» достижение цели совершенствования системы затрат производства должно тесно увязываться с показателями эффективности производства и качества продукции. Именно на связь издержек производства с показателями эффективности производства необходимо обратить особое внимание при определении направлений, форм и методов управления затратами. Проблема заключается в том, что снижать издержки производства можно за счет различных факторов, которые определенным образом повлияют на конечные результаты работы предприятия.

Меры по снижению издержек производства должны обосновываться с позиций экономической целесообразности и носить конкретный характер. Основные направления снижения издержек производства в Московской дирекции связи схематически показаны на рис. 3.3.

Рисунок 3.3 – Схема направлений совершенствования системы управления затратами производства в Московской дирекции связи

Как видно, в основу совершенствования системы управления затратами производства в Московской дирекции связи должна быть положена информационная система. В Московской дирекции связи – это Автоматизированная система нормативно-целевого бюджетирования (АС НЦБ). В рамках АС НЦБ реализована подсистема ведения НСИ, состоящая из следующих компонентов: ведение иерархии подразделений; ведение справочников; ведение нормативов; компонент расчета.

Ведение иерархии подразделений предполагает ведение соответствия между производственной и экономической организационными структурами ОАО «РЖД». За соответствие таких структур отвечает система-источник плановых и фактических данных. Структура подсистемы НСИ представлена на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 – Структура подсистемы НСИ

Ведение справочников осуществляется в интерфейсе системы АС НЦБ и позволяет формировать различные справочники (с помощью ручного ввода или загрузки из Excel файла).

Ведение нормативов подразумевает формирование норм в разбивке согласно ЕКПО. Компонент расчетов должен позволять формировать единичную стоимость каждой операции.

Нормативы, в том числе локальные, должны формироваться на уровне производственных систем и передаваться в систему АС НЦБ. В случае невозможности получения норм из производственных систем, нормы могут формироваться на уровне АС НЦБ посредством ручного ввода.

Стоимостные нормативы производственных операций формируются в АС НЦБ путем загрузки данных из финансовых систем или путем ручного ведения норм в АС НЦБ.

В целевой модели процесс формирования отчетов по исполнению бюджетов и матриц взаимодействия должен быть полностью автоматизирован.

Автоматизированная система нормативно-целевого бюджетирования обеспечивает автоматизацию процесса формирования филиалами ОАО «РЖД» (на уровнях структурных подразделений, региональных дирекций и филиала в целом) детализированных бюджетных параметров по перевозочным видам деятельности по бюджету производства, бюджету затрат (детализация по статьям управленческого учета затрат), нормативно-целевого бюджета затрат (детализация статей управленческого учёта в разрезе производственных операций), а также матриц взаимодействия филиалов и их структурных подразделений.

Система АС НЦБ обеспечивает сопоставление производственных планов с бюджетами производства и затрат филиалов.

В рамках системы должны быть обеспечены следующие функции:

— Формирование детализированных параметров бюджетов производства и бюджетов затрат по статьям затрат;

— Формирование нормативно-целевого бюджета по производственным операциям;

— Формирование матриц взаимодействия;

— Ведение справочников, расчет норм и стоимости;

— Контроль исполнения нормативно-целевых бюджетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *