Нормативно-правовые требования к обучению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях

Каждый ребенок от рождения имеет право на образование, которое гарантировано государством в соответствии с конституцией РФ (статья 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ) и общепризнанными нормами международного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др.). Более того, реализация права на получение общего и профессионального образования является одним из решающих факторов, влияющих на социализацию и общее развитие детей с особыми образовательными потребностями. В каждой категории детей с ОВЗ есть некоторое количество учащихся, которые довольно успешно могут обучаться совместно со здоровыми детьми, однако количество детей, нуждающихся в предоставлении особых условий и адаптированных программ крайне велико. Так, обязательным критерием реализации программы инклюзивного образования является нормативно-правовая база.

Одним из основных законодательных актов международного уровня является Декларация прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН 1959 года, где в соответствии с принципом 2 ребенку должны быть предоставлены возможности и благоприятные условия для социального, физического, умственного и нравственного развития; в принципе 7 подчеркивается бесплатная основа получения образования на начальных этапах, а также равенство возможностей, необходимых для развития способностей каждого ребенка в независимости от его индивидуальных особенностей.

В Конвенции по борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года провозглашаются принципы равенства, исключающие следующие аспекты: «a) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; b)ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц с низшим уровнем образования». В статье 5 п.1 того же документа указано, что целью образования должно быть формирование взаимопонимания, терпимости и уважения, что особенно важно в современном обществе для успешного интегрирования детей с ОВЗ в образовательный процесс.

Государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года признают, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь». Таким образом, в документе закреплено право на получение доступа к образовательным услугам, который способствует вовлечению ребенка в общественную жизнь и развитию его личности .

В 1994 году РФ подписала Саламанкскую Декларацию ЮНЕСКО «О принципах ,политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» ,в которой провозглашается необходимость формирования образовательной системы и образовательных программ с учетом особых потребностей детей, которые заключаются в предоставлении необходимых условий и психолого-педагогической поддержки.

Другим правовым актом ,регулирующим вопросы образования детей с ОВЗ является Федеральный закон №3266-1-ФЗ «Об образовании» от 10.07.1996 г., где основой осуществления политики в области образования является общедоступности и адаптивный характер образовательных программ. «Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение и социальную адаптацию…» — указано в ст. 50.

Еще одним важным документом, защищающим права детей с особыми образовательными потребностями является «Положение о психолого-педагогической комиссии» №95, главной задачей которой провозглашается своевременное выявление отклонений в развитии детей и оказание необходимой помощи при подготовке к организации учебно-воспитательного процесса.

Итак, обеспечение условий реализации права на получение образования детьми с особыми образовательными потребностями является одной из ведущих задач в сфере государственной политики. Многоуровневая нормативно — правовая база претерпела ряд изменений после включения РФ в проект инклюзивного образования, однако, в настоящее время вносятся многочисленные поправки, структурирующие законодательные акты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *