Нормативно-правовое регулирование организации поддержки и развития малого предпринимательства

🙂

Скачать текст в WORD

Ниже приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, а также регламентирующих мероприятия по их поддержке и развитию:

1. Юридический институт малого предпринимательства базируется на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1] (ч. 1 ст. 34).

2. Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере малого бизнеса, в частности акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого бизнеса в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малого бизнеса. В Модельном налоговом кодексе для государств-участников СНГ имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого бизнеса [34, с. 189].

3. Одним из основополагающих законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Гражданский кодекс РФ, в ст. 2 которого содержится понятие предпринимательской деятельности [2]. Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

4. Ведущим документом, регулирующим порядок осуществления предпринимательской деятельности, является федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малых предприятий, понятие субъектов малых предприятий, инфраструктуры поддержки субъектов малых предприятий, виды и формы такой поддержки [8].

Необходимо отметить, что федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [6], более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого предпринимательства. Кроме того, закон закрепляет возможность получить статус субъекта малого предпринимательства для одной из форм некоммерческих организаций — потребительского кооператива, что в федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено [58, с. 57]. Следовательно, можно констатировать, что федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства.

В федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Также, в федеральном законе № 209-ФЗ закреплены основные принципы по разграничению полномочий органов власти разных уровней по развитию малого предпринимательства, гармонизированы критерии сектора малых компаний, обеспечен равный доступ субъектов малого предпринимательства к государственной поддержке, и создан механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов [47, с. 110].

5. Значимые для субъектов малого предпринимательства меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на федеральном законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9]. Помимо общих положений, связанных с основными гарантиями для бизнеса при проведении проверок, данный закон содержит специальные нормы, касающиеся только субъектов малого предпринимательства. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.

6. В соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [11] государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. В этих целях должны проводиться конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, в которых участниками закупок могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцати миллионов рублей. Кроме того, заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отдельные виды юридических лиц (государственные корпорации, государственные компании, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, и т.п.) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны соблюдать требования федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [10] в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 1352 [14] утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Установлено, что годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных только с субъектами малого и среднего предпринимательства, должен быть не менее 10%.

Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ также установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утверждается Правительством Российской Федерации. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего бизнеса [10].

7. Межотраслевым документом стратегического планирования в сфере развития малого предпринимательства и основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства является Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 г. № 1083-р.

Реализация стратегии развития предприятий малого и среднего производства разделена на 3 этапа: 2016–2018 гг., 2019–2025 гг. и 2026–2030 гг., каждый из которых имеет свои задачи. На первом этапе поставлена задача обновления всех инструментов государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Второй этап запрограммирован на создание новых рыночных ниш и обеспечение устойчивой динамики субъектов малого предпринимательства. Третий этап нацелен обеспечить лидерство в отдельных отраслях деятельности на мировом уровне, в соответствии с долгосрочными научно-технологическими приоритетами России [16].

Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Для реализации стратегии правительством были разработаны целевые индикаторы:

–             увеличение в 2,5 раза оборота малого предпринимательства по отношению к 2014 году;

–             увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе малого предпринимательства по отношению к 2014 году;

–             увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте малого предпринимательства с 11,8 до 20% и др. [16].

Стратегия призвана снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты малого предпринимательства, расширить программы субсидирования, увеличить финансовые ресурсы и обеспечить предприятия малого бизнеса квалифицированными кадрами что, несомненно, положительно отразится на экономике всех регионов и страны в целом.

8. Ключевым программным документом, регулирующим развитие малого предпринимательства, является государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», а именно подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» указанной программы.

Основная цель программы в контексте изучаемого вопроса заключается в обеспечении благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства. Задачи подпрограммы в контексте изучаемого вопроса:

1)            сокращение издержек субъектов малого предпринимательства, связанных с государственным регулированием;

2)            обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого предпринимательства;

3)            совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства [13].

Мероприятия, запланированные в рамках выполнения подпрограммы 2 [13], представлены на рис. 1.12.

Рис. 1.12. Мероприятия подпрограммы 2 государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

–             повышение доступности финансирования (в том числе доступности кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов) для субъектов малого предпринимательства;

–             создание системы организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, основанной на единых требованиях к их деятельности;

–             упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности;

–             подготовка молодых людей в возрасте до 30 лет (включительно), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых предприятий;

–             обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к услугам, сервисам, мерам поддержки, необходимым для начала и ведения предпринимательской деятельности и др. [13].

Во исполнение федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в целях оптимизации системы государственной поддержки и обеспечения условий развития малого предпринимательства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований разработали региональные и муниципальные правовые акты, направленные на развитие малого предпринимательства.

Исключениями не стали Правительство Нижегородской области и администрация г. Нижнего Новгорода. Первое в целях развития малого предпринимательства на территории Нижегородской области разработало и утвердило:

1)            закон Нижегородской области от 05.12.2008 г. № 171-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» [20];

2)            государственную программу «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2017 г. № 290) [21] и др.

Тогда как органы местного самоуправления г. Нижнего Новгорода разработали, утвердили и исполняют следующие муниципальные правовые акты, регулирующие организацию поддержки и развития малого предпринимательства:

1)            постановление городской Думы г. Нижнего Новгорода от 25.06.2008 г. № 115 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Нижнего Новгорода» [22];

2)            муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2019-2024 годы (утвержденную постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 29.01.2019 г. № 130) [24] и др.

Таким образом, на сегодняшний день разработана существенная нормативно-правовая база организации поддержки и развития малого предпринимательства в России. Однако для эффективного функционирования малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что позволит создать условия, способствующие свободе малого предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *