Нормативно-правовая основа регулирования деятельности образовательного учреждения

🙂

Скачать текст в WORD

Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

  • Конституцией РФ[1];
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ[2];
  • иными «профильными» нормативно-правовыми документами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
  • «непрофильными» документами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. При этом Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в области высшего образования, содержатся и в других статьях Конституции Российской Федерации: так, в ст. 72 (п. 1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования[3].

Статья 69 закона посвящена основам высшего образования как одного из образовательных уровней в системе подготовки профессиональных кадров. Как следует из положений закона, цель высшего образования представлена двояким образом и направлена на реализацию как публичных, так и частных интересов. К публичным целям высшего образования можно отнести подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, которая определяется потребностями общества и государства. Частные (т.е. конкретного индивида) цели высшего образования реализуются через удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Высшее образование имеет разноуровневую структуру, и получение соответствующего уровня высшего образования обусловливается наличием необходимого образовательного ценза. Так, к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. В свою очередь, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Создание университетов Правительством по Президента . Управление собственностью Правительство (ст. 114 Российской ), которое уточнять собственности части федеральным между учреждениями. РФ функции вузов, передаются ведение федеральных исполнительной . Полномочия РФ создании связываются всего функциями распоряжению имуществом. положение п. 2 . 5 Федерального «Об учреждениях»[4], , что о автономного на имущества, в собственности, Правительством , но образовательному , где решение Президент , а реализация, сути, на РФ. федеральных строится основе развития, предусматривают: осуществления критерии эффективности процесса; образовательной научно- деятельности; и материально- базы социально- инфраструктуры; в образовательное [5].

Федеральные представляют весьма образовательные , имеющие систему связей. , что таких -научных центров лишь базе образовательных , в очередь их либо (реорганизация путем слияния практикуется западных образования, качестве институциональной выступают и потребности) порядке, гражданским [6].

Также к основным документам, регламентирующим деятельность дошкольного образовательного учреждения относятся документы министерства образования Новосибирской области  мэрии.

По вопросам квалификации педагогических работников работает Приказ Министерства образования Новосибирской области от 08.05.2019 № 1061 «Об установлении квалификационной категории».

Приказ «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субвенции местному бюджету на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях» регламентирует долю педагогических работников с высшим образованием, в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (%); доля педагогических работников с высшей квалификационной категорией, в общей численности педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (%); доля педагогических работников в возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (%).

Проанализировав систему нормативно-правовых актов регулирующих деятельность федеральных вузов, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сформирована обширная нормативно-правовая база. В активизировавшихся в последнее время дискуссиях о путях и формах систематизации российского образовательного законодательства предлагаются различные варианты — принятие Кодекса об образовании РФ, включение норм Закона о высшем образовании в действующий Закон РФ «Об образовании» и др. Вхождение России в Болонский процесс и необходимость имплементации соответствующих международно-правовых норм во внутреннее законодательство Российской Федерации позволяют по-новому взглянуть на будущее Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» как на своего рода адаптер российского законодательства к новым международно-правовым реалиям, обусловленным участием России в формировании единого европейского образовательного пространства.


[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», N 303, 31.12.2012.

[3] Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд. М. Ю. Тихомирова, 2017. — С. 191.

[4] Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // «Парламентская газета», N 185-186, 09.11.2006.

[5] Каплюк М.А. Органы управления высшим учебным заведением: проблемы разграничения полномочий и ответственности/М.А. Каплюк // Право и образование. -2017. -N 5.-С.26-29.

[6] Кирилловых А.А. Правовой статус президента в структуре управления вузом / А.А. Кирилловых// Юрист вуза. -2018.-N 6.-С. 37-41.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *