Нормативно-правовая база ЕС в сфере энергетики и энергобезопасности

Нормативно-правовая база ЕС в сфере энергетики и энергобезопасности включает в себя множество документов и упомянуть их все в данной подглаве не получится, но постараемся разобраться с наиболее значимыми. Мы рассмотрим «Договор Энергетической Хартии», «Европейскую стратегию использования стабильной, конкурентоспособной и безопасной энергии» (Зеленая книга ЕС), «Европейскую стратегию энергетической безопасности ЕС», «Стратегию конкурентной, устойчивой и безопасной энергетики на 2020 г. », «Общую политику в области климата и энергетики с 2020 на 2030 гг.», «Энергетическую дорожную карту на 2050 г. ».

Начнем с Декларации Энергетической Хартии, которая была выработана в 1991 г. изначально в качестве инициативы, направленной на поощрение сотрудничества в области энергетики и диверсификации внешних поставок энергоресурсов в Европу. Вслед за декларацией последовал и тот самый Договор Энергетической Хартии 1994 г., вступивший в свою законную силу в 1998 г. Договор установил некую систему правил и соглашений, которая преследовала своей главной целью международное сотрудничество в сфере энергетики.

Один из важнейших пунктов Договора Энергетической Хартии — это создание единого поля правовых норм в сфере энергетики. Единая энергетическая правовая база должна быть направлена на:

  • поощрения иностранных инвестиций в энергетику;
  • создание условий свободной торговли энергоносителями, продуктами и оборудованием;
  • свободу транзита энергетических материалов по трубопроводам и энергетическим сетям;
  • повышение эффективности механизмов решения разногласий в сфере энергетики.

В теории данный Договор должен сводить к минимуму риски в системе энергетических инвестиций и торговли энергоносителями.

Также, важнейшим пунктом Договора является обязательство государств облегчить транзит энергоресурсов через свою территорию в связи с действующим в Договоре принципом свободы транзита. В этом же пункте закреплено обязательство государств обеспечивать уже сложившиеся потоки энергетического транзита. Вместе с тем, в Договоре указано разъяснение, что положения Договора «не обязывают никакую Договаривающуюся Сторону открывать обязательный доступ для третьих сторон».

В соответствии со ст. 18 Договора, Энергетическая Хартия основана на идее взаимовыгоды международных инвестиций и технологий в секторе энергетики, а также, в данной статье закреплен основополагающий принцип национального суверенитета над собственными энергетическими ресурсами. То есть, каждая страна-участник Договора суверенна в своем праве окончательного решения вопроса разработки или не разработки своих энергетических ресурсов, a также государство способно само устанавливать рамки открытости национальной энергетики для зарубежных инвесторов.

Если говорить о России, то она подписала Хартию и Договор к хартии, но не ратифицировала Договор. Официальная позиция правительства такова, что ратификации Договора Энергетической Хартии препятствует неурегулированность вопросов, касающихся транзита энергоресурсов между Россией и ЕС. Прежде всего, речь идет об условиях, при которых российский газ будет транзитирован через Восточную Европу. Выходит так, что неприсоединение к данному документу ставит Россию в худшие условия. Ратификация Договора может дать России некоторые правовые инструменты, которые могли бы влиять на партнеров России в энергетическом секторе, в том числе и на транзитные государства, такие как Украина и Белоруссия. Плюс к этому, Россия после подписания и ратификации Протокола смогла бы привлечь значительное количество инвестиций, а Западная Европа могла бы рассматривать Россию в качестве стабильного импортера энергетических ресурсов и как надежную транзитную территорию. С другой стороны, подписание и последующая ратификации Протокола значила бы принятие на себя юридических обязательств перед подписантами этого документа. Хоть и Договор Энергетической Хартии не требует в дальнейшем принятия государством-подписантом новых обязательств, он юридически закрепляет положение государства в сфере энергетики и фиксирует неизменение в худшую сторону существующих условий энергопоставок. Тем самым, ратифицировав подобный договор, Россия бы потеряла важнейший рычаг ценового давления на ЕС. То есть, можно предположить, что отказ Российской Федерации от ратификации Договора Энергетической Хартии все-таки связан не с формальными энергетическими разногласиями, а с серьезным влиянием крупнейшего игрока на российском энергетическом рынке — «Газпрома», руководство которого не раз выражало свое недружественное отоношение к этому документу. Правительство Российской Федерации в августе 2009 г. окончательно отказалось от ратификации Энергетической Хартии. Таким образом, ЕС не смог договориться об участии ключевого актора в ключевом документе для его энергетической безопасности.

Следующим документом мы рассмотрим «Европейскую стратегию использования стабильной, конкурентоспособной и безопасной энергии» или Зеленая книга ЕС. В этой стратегии отношения ЕС в энергетическом секторе были названы основополагающими для энергетической безопасности и стабильности Европейского Союза. В этом документе основной упор был сделан на расширение внутреннего энергетического рынка Европейского Союза на соседние государства, что и стало одной из главных целей стратегии. На пути достижения данной цели, ЕС выработал разноуровневые формы энергетического сотрудничества, заключающиеся в подписании с соседними странами соглашений о партнерстве и сотрудничестве, соглашений об ассоциации, меморандумов взаимопониманияи других механизмов в рамках Европейской политики добрососедства.

Зеленая книга ЕС призывает страны-члены на концентрации своих сил для достижения повышения энергетической эффективности, развития возобновляемых источников энергии, использования исключительно экологически чистого топлива и снижение уровня выбросов парниковых газов.

Основные пункты Зеленой книги ЕС коснулись следующего:

  • повышение энергетической безопасности импорта энергоресурсов;
  • достижение высокого уровня конкурентоспособности экономики ЕС на базе доступной энергии;
  • устойчивое развитие европейского энергетического сектора;
  • повышение эффективности экологической политики в ЕС.

Зеленая книга – это первый документ ЕС, который должен стать основой нового подхода к энергетике и который должен стать основополагающим для проведения единой энергетической политики.

Зеленая книга ЕС базируется на следующих принципах:

  • единство действий стран-членов ЕС;
  • солидарность действий;
  • интеграция национальных рынков в общеевропейский (в том числе имеется ввиду интеграция национальных энергетических рынков в единый европейский);
  • устойчивость развития энергетического сектора и разнообразие источников энергии;
  • энергоэффективность и научно-технический прогресс;
  • создание устойчивого, конкурентоспособного и надежного энергетического рынка.

«Европейская стратегия энергетической безопасности ЕС 2014 г.» направлена на обеспечение стабильного энергоснабжения Европейского Союза в нынешнем геополитическом контексте зависимости от импорта энергоресурсов. Эта стратегия носит краткосрочный характер в отличие от предыдущих документов и является по своей сути инструкцией по обеспечению энергетической безопасности стран-членов. Эта стратегия включает в себя 8 ключевых пунктов:

  1. Непосредственные действия во избежание сбоев в поставках энергии в зимний период времени: особенно важно для стран, зависящих от одного поставщика газа, это включает в себя увеличение емкости хранилища, разработку планов обеспечения поставок и более широкое использование потенциала сжиженного природного газа;
  2. Укрепление механизмов чрезвычайных ситуаций и солидарности стран ЕС, включая координацию планов оценки рисков и действий в чрезвычайных ситуациях, защиту стратегической инфраструктуры (трубопроводы) и обзор безопасности регулирования поставок газа;
  3. Умеренное энергопотребление: такие законы как директива по энергоэффективности и энергетическая эффективность зданий должны строго соблюдаться. Необходимо принять меры для дальнейшего выявления потенциальных достижений в области повышения энергоэффективности. Для привлечения дополнительных инвестиций частного сектора в энергетическую инфраструктуру, европейские структурные и инновационные фонды выделят 27 млрд. евро для инвестиций в низкоуглеродную экономику, включая энергоэффективность;
  4. Обеспечение эффективного и интегрированного внутреннего рыночного потенциала: устранение пробелов в энергетической инфраструктуре ЕС и расширение целевого показателя для объединения электроэнергетической мощности с 10% в 2020 году до 15% к 2030 году;
  5. Увеличение производства энергии, включая более широкое использование возобновляемых источников энергии и устойчивое производство ископаемых видов топлива;
  6. Развитие энергетических технологий, дальнейшее сокращение спроса на энергию, диверсификация и консолидация вариантов поставок и оптимизация энергетической инфраструктуры;
  7. Диверсификация внешних поставок и сопутствующей инфраструктуры. Для газа жизненно важно иметь доступ к диверсифицированным источникам, а также поддерживать импорт у надежных поставщиков. Следует обратить внимание на инвестиции в новые АЭС, чтобы обеспечить диверсификацию портфеля поставок ядерного топлива, уменьшая зависимость от России;
  8. Улучшение координации национальной энергетической политики и коммуникации по внешним вопросам. Хоть это и национальная прерогатива, решения в отношении энергетического баланса, прогрессивная интеграция энергетической инфраструктуры и рынков, общая зависимость от внешних поставщиков и необходимость обеспечения солидарности во время кризиса — все это подразумевает, что ключевые политические решения в области энергетики должны быть скоординированы.

Этот документ стал первым в области энергетической безопасности, где был прямо высказан тезис об уменьшении зависимости от России. В предыдущих документах это было не так ярко выражено, этот тезис был лишь в контексте уменьшения зависимости от поставщиков. Очевидно, что подобная риторика связана с обострением сначала политического, а затем и военного конфликта на Украине, что привело в итоге к серьезнейшему конфликту Запада и России.

Смотрите так же:

Цели ЕС в энергетической безопасности и перспективы их достижения
Конкуренты России на энергетическом рынке ЕС
Перспективы решения проблем энергетической безопасности ЕС и участие России. Обеспеченность ЕС энергоресурсами
Проблемы энергетической безопасности ЕС и место России в энергетической безопасности ЕС
Современные проблемы энергетического диалога Россия-ЕС
Проблемы энергетической безопасности
Понятие энергетической безопасности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *