Неофициальные механизмы реализации «мягкой силы» США

Кроме официальной культурной политики, существует еще и неофициальная культурная политика США, которая также занимает весьма важное место в рамках данной работы. Так, если официальное направление культурной политики предполагает достаточно привычный механизм государственного регулирования политики (органы, которые курируют тот или иной сегмент, негосударственные рычаги управления, финансирования – спонсорские организации, филантропические фонды), то что же касается неофициальной культурной политики, то под ней в большинстве своем подразумевается именно массовая культура и Голливуд – как основной инструмент современной американской культурной политики, главный продукт, идеологическое оружие и важное средство формирования имиджа данного государства на мировой арене. Сюда следует отнести СМИ, которые являются проводниками официальной и неофициальной внешней политики (ТВ, радио, интернет, шоу-бизнес). Одновременно с этим, говоря о влиянии неофициальной культурной политики США в контексте действия за пределами самого США, важно отметить масштабность воздействия на уровне субкультур. В целом, термин «неофициальная» подразумевает несколько неконтролируемый поток популярной американской культуры, который направляется США при помощи СМИ фактически на весь мир. Следует добавить, что относительная «неконтролируемость» экспорта массовой американской культуры означает невозможность проконтролировать все содержание продукции, в том числе и некую стихийность ее распространения.

Так, говоря о «неофициальных» инструментах, первым следует упомянуть кинематограф. Так, между федеральными властями и голливудскими кинорежиссерами всегда существовали определенные противоречия, поводом для которых служили периодические нападки на Голливуд со стороны политиков, за демонстрацию насилия, откровенных сцен и вульгарности. Одновременно с этим, весьма известная работа американской цензуры, сегодня демонстрируемая всему миру политкорректность, идеологизированность. Несмотря на то, что Голливуд за пределами США часто подвергается критике за определенную бездуховность и коммерциализированность, опору на массовый спрос, именно продукция Голливуда, которая несет в себе заряд американских ценностей, видения США определенных аспектов жизни, пользуется огромным спросом по всему миру. Голливуд смог в короткие сроки адаптироваться к современным реалиям. Стоит отметить, что на протяжении всего существования Голливуд является неоспоримым лидером в мировом кинематографе и активно распространяет свое влияние на весь мир. Так, кассовые фильмы смотрит огромное количество людей по всему миру, что так или иначе будет формировать их представление о США по этим фильмам и воспринимающих их как неотъемлемую часть американской культуры, которая усиленно экспортируется и транслируется по всей планете. Также, с помощью кинематографа США смогли опоэтизировать свою страну, создать имидж и постарались влюбить в эту картину население планеты. Таким образом, вместе с демократическими ценностями и идеалами, которые пропагандируются США во всем мире, вместе со свободой слова и мысли, в том числе и с заявлениями о приверженность культурной демократии и демократической политике, можно сказать о достаточно жесткой цензуре и идеологическом контроле.

Официальные институты, осуществляющие внешнюю культурную политику США

Стоит все же выделить ряд ключевых факторов, благодаря которым Голливуд достиг такого успеха:

— глобализационные процессы (Кинематограф Голливуда благодаря использованию новейших технологии и достижениям научно-технического прогресса смог первым подарить зрителю цифровое изображение, качественный звук и трехмерное измерение);

— кинозвезды (они являются своеобразной рекламой Америки и Голливуда);

— мерчендайзинг (помимо выпуска фильмов Голливуд также активно занимается производством сопутствующей продукции, такой как сувениры, книги, одежда и т.д.)

Голливуд можно назвать отличительным знаком США и главным рекламным агентством государства. Во многом благодаря успешному продвижению своих фильмов заграницу был создан так называемый бренд «Америка». Голливуд экспортирует не только блокбастеры собственного производства, но и американские ценности и образ жизни народа.

Еще одним, весьма важным и эффективным инструментом реализации неофициальной культурной политики США является американское телевидение, которое также популярно по всему миру и продает свои фильмы, сериалы и программы телеканала в самых разных странах. Телевидение для американцев представляет некий идол – именно посредством телевидения формируется общественное мнение, представление американцев об окружающем мире и происходящих события. Даже военные операции ВС США преподносятся как некое шоу, для чего отводится существенное количество эфирного времени. Большинство телесериалов, имеющих огромный успех по всему миру, американского производства. Стоит также упомянуть CNN, за новостными репортажами которого следят около миллиарда людей по всему миру.

Особую роль занимает музыка, которая распространяется по всему миру по средствам СМИ, Интернета и конечно же радиовещания. Джаз, рок-н-ролл, рок, хип-хоп – все эти музыкальные стили родом из США стали в настоящее время общемировыми.

Особый информационный и культурный пласт представляет собой Интернет: его роль в жизни американцев и использование интернета в качестве инструмента культурного экспорта и влияния является отдельной темой изучения для многих специалистов. Распространение культурных ценностей США происходит через знаменитую социальную сеть Facebook, в которой зарегистрировано свыше 700 млн. пользователей по всему миру, а также через браузер Google, которой пользуется свыше 300 миллионов людей.

Все изложенное в данном пункте, лишь подтверждает тезис о том, что СМИ являются достаточно эффективным средством трансляции американских культурных ценностей, наряду с молодежными субкультурами и шоу-бизнесом, и тем самым, являются неотъемлемой частью американской и глобальной культуры в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *