НЕОБХОДИМОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарождение общества потребления обусловило необходимость в гражданах,
обладающих высокими уровнем потребительской культуры. Поэтому внедрение
потребительского образования и повышение уровня потребительской культуры граждан
являются значимыми целями государства.
По мнению Л.И. Ростовцевой, потребительская культура представляет собой
совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм
потребительского поведения, функционально полезных и закрепившихся в общественной
практике [1, с. 4]. Под потребительским образованием понимается приобретение знаний,
умений, навыков, которые необходимы потребителю для разумного осуществления
действий на рынке.
Сейчас остро ощущается необходимость внедрения потребительского образования:
уровень развития потребительской культуры у россиян недостаточно высокий, об этом
говорят значимые особенности их потребительского поведения: демонстративность,
потерянность в большом количестве информации и иррациональный характер потребления
[2].
Формирование потребительской культуры происходит, в первую очередь, в семье,
однако полученные таким образом знания могут не удовлетворять уровню социально —
экономического развития общества. Поэтому существует необходимость обращения и к
иным источникам потребительских знаний. Таковыми являются: учебно — методические
пособия, нормативно — правовые акты, образовательные интернет — ресурсы, СМИ. Но
важнейшим агентом потребительской социализации являются образовательные
учреждения.
Современная система образования оказывает не так много внимания повышению
потребительской культуры обучающихся. Однако она может значительно повлиять на
уровень культуры потребления учащихся через введение в образовательные программы
уроков, дисциплин, отдельных факультативов по повышению потребительской
грамотности. Проведение классных часов, внеклассных мероприятий и отдельных лекций
также может способствовать усвоению важной информации. Внедрение потребительского
образования в школы способствует качественному усвоению потребительских ценностей.
Молодое поколение учится ориентироваться в товарах, рекламе; учится разумно
удовлетворять свои потребности.
Просвещение и образование в сфере потребления необходимо для избежания
иррационального поведения индивидов. Это связано с тем, что модель общества
потребления приводит к морально — этической деградации общества: потребление
становится образом жизни, а моральные ценности и всестороннее развитие человека уходит
на второй план. Сейчас более важно то, чем ты обладаешь, какими товарами и услугами
пользуешься, а не твое личностное развитие. Упадок массовой культуры, к которому
неизбежно ведет модель общества потребления, является одной из основных проблем
общества.
Современный потребитель характеризуется некритичностью и несамостоятельностью
мышления, низкой способностью к самоограничению[3, c. 85 ]. Люди зачастую не
осознают свои реальные потребности и тратят свои средства на вещи, от которых получают
минимум пользы и удовлетворения. Отсутствие рационального потребительского
мышления приводит к тому, что человек покупает то, что ему не нужно снова и снова.
Бесконтрольное потребление влечет за собой увеличение масштабов производства, что
способствует к истощению ресурсов планеты.
Внедрение потребительского образования в российскую систему образования позволит
создать слой цивилизованных, экономически грамотных потребителей. Получение основ
потребительских знаний в школе требуется для того, чтобы обучающиеся:
1. осознавали свои реальные потребности и принимали на их основании рациональные
решения;
2. знали и понимали сущность современного рынка и особенности процессов,
происходящих в нем;
3. вели осмысленный здоровый образ жизни;
4. владели знаниями, умениями и навыками цивилизованного потребления;
5. знали свои права как покупателя, а также умели их защищать.
Современное общество характеризуется высокими темпами развития. Новый тип
общества требует наличия у людей определенного набора умений и навыков, для того,
чтобы они успешно функционировали в обществе как потребители. Потребительское
образование оказывает влияние на развитие знаний, ценностных ориентаций и качеств
личности. Получение потребительского образования, формирование соответствующего
типа мышления и стереотипов поведения поможет людям быть более бережливыми и
разумными в своих желаниях.
Список использованной литературы
1. Неуемная Россия / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гузева, Е.С.
Зотовой: В 2 т. Т. 2. — М.; Волгоград: Издание Волгоградского государственного
университета, 2000. — 496 с
2. Заболотнов А.Ю. Общество потребления в современной России // Экономика и
менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http: //
ekonomika.snauka.ru / 2014 / 09 / 5901 (дата обращения: 28.09.2017).
3. Хагуров, Т. А. Массовая культура в обществе потребления. [Текст] // Вестник РУДН,
серия Социология, 2007, №1 (11). – С. 81 — 86.
© Д.И.Туркменова, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *