Необходимость контроля над трансфертными ценами

Настоящая глава базируется на положениях, содержащихся в Руководстве по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries), так как в этом документе изложены рекомендации и обобщение опыта по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран. А также на положения Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations OECD Committee on Fiscal Affairs), содержащего в себе рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами.

Итак, в Практическом руководстве по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН указаны факторы, которые наиболее часто применяют страны, в частности их налоговые органы, при определении объекта для проверки по трансфертному ценообразованию. Среди них можно назвать следующие:

Субъект налогообложения заявляет налоговые убытки в течение нескольких лет подряд. Особенно показатель, если убытки возникают после завершения налоговых каникул (временного освобождения от налогового бремени).

Налоговый субъект имеет высокую по стоимости долю операций с взаимосвязанными с ним лицами, по отношению к выручке от реализации и операционной прибыли данного субъекта.

Налогоплательщик имеет подозрительно высокое, значительное количество операций с контрагентами, зарегистрированными в низконалоговых или оффшорных юрисдикциях, в государствах, с которыми не заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, в государствах, от которых налоговые органы не могут получать информацию о налогоплательщиках.

Субъект налогообложения показывает динамику прибыли либо динамику убытка, существенно отличающиеся от среднеотраслевых показателей и не имеет на это очевидные причины.

Имеется существенное противоречие между внутрифирменными договорами, политикой в области трансфертного ценообразования и первичными документами, такими, как счета на оплату и таможенными документами.

Субъект имеет существенную долю расходов в виде лицензионных платежей за использование объектов исключительных прав в пользу взаимосвязанных с ним лиц, особенно, если эти права не зарегистрированы юридически.

Обратимся к странам, которые принято считать низконалоговыми или оффшорными юрисдикциями.

Следует отметить, что существует ряд стран, относящихся к безналоговым юрисдикциям («офшорные зоны» или «офшоры»), то есть налогообложение в них нулевое. Как правило, оно либо отсутствует вовсе, либо не распространяется на доход, полученный за пределами территории такого государства. Взаимен общепринятой системы налогообложения может быть предусмотрена фиксированная пошлина, которая носит, как правило, ежегодный характер, и ее размер невелик по сравнению с налоговым бременем, ложащимся на компанию, действующей за пределами такой юрисдикции. К таким странам относятся Британские Вергинские острова, Белиз, Сейшельские острова. В большинстве своем это небольшие государства в Карибском регионе Тихого океана (Невис, Сент-Киттс, Панама, Маршалловы острова, Доминиканское содружество).

Как правило, одним из условий регистрации организации в таких государствах является запрет на ведение хозяйственной деятельности на территории данных государств. Таким образом, в основном государства прибегают к подобной системе взимания налога с юридических лиц по причине невозможности получения достаточной прибыли при осуществлении хозяйственной деятельности на их территории для пополнения государственного бюджета в виду территориальных и иных особенностей данных территорий.

Кроме того, существует немало государств, которые нельзя отнести к безналоговым юрисдикциям, но, тем не менее, они обладают привлекательнейшими условиями в области налогообложения для многих организаций. Их называют низконалоговыми юрисдикциями.

К низконалоговым юрисдикциям относят государства, которые предусматривают регистрацию компаний с нулевым налогообложением, так и с низконалоговым статусом. Отличие налоговых режимов в таких государствах от государств-офшоров заключается в необходимости предоставлять ежегодную финансовую отчетность.

Компании при принятии решения в пользу регистрации в странах-низконалоговых юрисдикциях имеют в обоснование более высокую репутацию данных компаний, чем зарегистрированными на территориях с нулевым налогообложением.

Дополнительным критерием отнесения стран к государствам с льготным режимом налогообложением является непринятие ими международных правил трансфертного ценообразования, индивидуальный подход к установлению уровня налогообложения, низкая публичность налоговой и банковской систем.

По данным организации Global Financial Integrity (GFI) в 2014 году незаконные потоки в развивающихся странах составили более 1 триллиона долларов США.

При этом незаконный отток составляет до 6,6% от общего объема торговых операций в развивающихся странах. Данный доклад иллюстрирует, что высокий уровень незаконных финансовых потоков в развивающихся странах (среди которых значится и Россия) сохраняется на всем периоде проведения мониторинга с 2005 по 2014 годы на отметке 14,1% до 24%.

Это хорошо иллюстрирует острую необходимость развивающихся стран в совершенствовании налогового законодательства с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов и снижения уровня незаконных финансовых потоков.

Тем не менее, в рамках настоящей работы изучению подлежит непосредственно налоговое регулирования трансфертного ценообразования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *