Необходимость экономико-математических методов при анализе деятельности кредитных организаций

Отношение совокупной величины банковских активов к ВВП Российской Федерации в 2016 году составило 96%, а доля розничного кредитования – 13%.

Рис. 1 Структура активов банковского сектора Российской Федерации.

Источник: прогноз и расчёт на основании данных ЦБ РФ

Учитывая масштабы деятельности банковского сектора и его высокую чувствительность к рискам разной природы, необходимость в постоянной аналитике финансовой устойчивости кредитных организаций становится очевидной.

Ещё до того, как банк начнет свою деятельность, главный государственный регулятор в лице Центрального Банка начинает проверку кредитной организации с анализа ее бизнес-плана. Последний представляет собой официальный документ, который в деталях рассказывает об особенностях функционирования банка, его специализации, источниках финансирования, предполагаемой структуры активов и пассивов, процентной политике, составе управляющего звена и прочих ключевых аспектов деятельности кредитной организации.

Центральный Банк издал специальное указание по требованиям к предоставляемым ему бизнес-планам, в котором наиболее важными моментами, на мой взгляд, являются:

Обязательный с исполнению SWOT-анализ

Планируемые ключевые операционные и финансовые показатели кредитной организации

Маркетинговая политика, в рамках которой банк должен провести анализ рынка и объяснить как, в какой срок и какую долю он собирается занять в предполагаемой сфере деятельности

Система управления риском и капиталом

Причин, по которым были выделены именно эти пункты, несколько. Во-первых, для выполнения каждого из требований, банку необходимо провести качественную аналитику с применением математико-экономических методов. Для определения планируемых ключевых показателей деятельности, кредитной организации будет необходимо построить математическую модель, повторяющую предполагаемую структуру бизнеса, и с её помощью, внеся корректные входящие данные, рассчитать запрашиваемые Центральным Банком метрики. Данное требование очень полезно не только с точки зрения регулирующего органа, но и для самой кредитной организации, поскольку во время проведения подобной аналитики и совершения расчетов, управляющие смогут увидеть значительную часть проблем и трудностей, которые им предстоит решить при осуществлении деятельности. Этот же аргумент приводит ко второй причине, по которой указанные Центральным Банком требования были вынесены отдельно: выполнение подобного анализа нужно самой кредитной организации для корректного и грамотного прогнозирования своей работы.

SWOT-анализ, способный с помощью кратких тезисов описать сильные и слабые стороны компании, помогает основателям бизнеса ответить на вопрос: почему создаваемый бизнес будет успешным?

Маркетинговая политика и анализ рынка, при условии его полноты и ответственного подхода к проведению исследования, дают понимание того, какие из существующих компаний являются ключевыми конкурентами. Также с помощью просмотра ретроспективных данных, возможно сделать вывод о том, как внешние эффекты в виде законодательных, политических и экономических инициатив влияют на участников рынка по отдельности и на весь рынок в целом. Это позволяет на раннем этапе выделить ключевые риски для бизнеса, а значит, создать либо механизмы защиты от определенных опасностей, либо способы минимизации возможного ущерба. Кроме того, при сборе данных о других участниках, аналитик способен выявить особенности структуры активов, капитала и обязательств кредитных организаций, составляющих основу целевого для банка сегмента рынка, а также рассчитать на этих данных основные метрики, финансовые и операционные показатели для установления ориентировочных значений для собственной компании.

Имея на руках готовую бюджетную (финансовую) модель банка, не составляет большого труда вычислить предполагаемые финансовые характеристики кредитной организации:

Чистый процентный доход (NIM)

Возврат на активы (ROA)

Возврат на капитал (ROE)

Величину чистой маржи (Net margin)

Объем чистой прибыль (Net profit)

Показатели ликвидности

Состав обязательств, капитала и активов

Учитывая то, что все вышеуказанные показатели могут быть рассчитаны на основе открытых и публикуемых данных, как руководство, так и аналитики создаваемой кредитной организации могут сравнить свои ожидания с фактическими результатами деятельности других банков. При значительном отклонении от средних по рынку цифр, необходимо иметь четкую и полную аргументацию, способную объективно объяснить, какие особенности бизнес-модели должны привести к отличному от прочих результату.

Помочь в понимание того, как добиться заданного финансового результата, призвана продуманная на самом раннем этапе создания бизнеса модель или система управления риском и капиталом. Сегодня Центральный Банк, пожалуй, наибольшее внимание уделяет капиталу кредитных организаций.

Ключевой и наиболее известный норматив Н1.0 — достаточность собственных средств (капитала) – первый показатель, на который смотрит как регулятор, так и любой контрагент кредитной организации, желающий удостовериться в финансовой устойчивости последней. По своей сути он представляет собой отношение собственных средств кредитной организации к общей сумме ее активов, взвешенных по коэффициентам риска (RWA — risk weighted assets), однако для точности и однозначности расчетов, Центральный Банк предоставляет формулу, каждая составляющая которой подробно описана в инструкции 139-И Банка России «Об обязательных нормативах банка» или в положении Банка России 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)», если говорить о капитале.

Большая часть решений Банка России касательно методов регулирования деятельности кредитных организаций так или иначе влияет на расчёт норматива достаточности капитала, поскольку он является основным индикатором надежности банка.

Для того, чтобы руководство при создании банка понимало, как его решения отразятся на финансовой устойчивости, создается система управления активами и капиталом, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных расчетов, учитывающих структуру средств компании. С её помощью может быть определен баланс между корпоративным и розничным кредитованием, выстроена целевая разбивка задолженности по срокам и рискам так, что при отклонение любой части портфеля от ориентировочного значения, общая достаточность капитала оставалась на необходимом уровне. Также данная система призвана помочь в принятии решений о выпуске акций, получении субординированного займа и иных способах управления собственным капиталом.

Однако финансовый и экономический анализ кредитной организации нужен не только регулирующим органам и самой компании, необходимость в нем возникает у партнеров, инвесторов и потенциальных клиентов, которым не безразлично то, кому они доверяют свои средства.

Наиболее полный анализ из перечисленных выше групп проводится, как правило, инвесторами, причем стратегическими. Во многом это объясняется тем, что в случае потенциального партнерства, союз представляется обоим сторонам взаимовыгодным, а значит, кредитная организация будет заинтересована в том, что бы предоставить инвестору полные данные и, вероятно, даже помочь с проведением анализа. Обман или недосказанность в этом случае практически исключены, поскольку при становлении собственником бизнеса, инвестор получает доступ к данным кредитной организации.

Целью экономического, а в данном случае – инвестиционного, анализа является, безусловно, определение величины прибыли или доли рынка, которую компания собирается достичь за определенный период времени.

Если же инвестор рассматривает компанию как быстрый способ получения прибыли через спекуляцию ценными бумагами эмитированными кредитной организацией, то анализ проводится менее глубокий, а основным источником данных являются, в данном случае, публикуемые формы финансовой отчетности.

Другие кредитные организации также зачастую несут значительный риск, сотрудничая с банками, расчетными центрами и платежными системами, и поэтому проводят анализ партнеров для того, чтобы предугадать возможное закрытие организации. В данном случае, контрагент имеет право запросить у банка дополнительную информацию, которая необходима ему для принятия решения. Поскольку партнерских организаций у одной компании может быть много, то анализ их финансовой устойчивости, как правило, строится на основании периодически публикуемых и открытых формах отчетности. Сегодня такие формы публикуются Банком России, что облегчает задачу аналитика по сбору данных. Сама процедура анализа сводится к агрегированию данных, их обработке и дальнейшем расчете ключевых показателей финансовой устойчивости, ликвидности и прибыльности с целью определения среднего по сегменту, «эталонного» значения и отслеживания отклонений от него метрик каждой конкретной компании-партнера.

Экономический анализ для пользователя кредитной организации должен отвечать нескольким требованиям:

Простота осуществления

Скорость проведения

Легкость интерпретируемого результата

Всем вышеперечисленным критериям может соответствовать только сравнительный метод анализа, причем первоначальную обработку данных должен провести информационный посредник. В действительности, в роли последнего выступает рейтинговое агентство или специализированный на банковской аналитике ресурс, выпускающий обзоры рынка и основных участников. Как для агентства, так и для СМИ единственным, но существенным риском при некорректном анализе является потеря репутации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *