Некоторые проблемы противодействия преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Логвин Р.Б.

Некоторые проблемы противодействия преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Мировая практика свидетельствует о том, что система государственных закупок во всем мире является наиболее коррумпированной.2
Так и в России одной из наиболее острых проблем реализации государственной политики в области противодействия коррупции является противостояние так называемым «откатам».
Вполне очевидно, что функционирование контрактной системы сопряжено с формированием благоприятных условий для совершения коррупционных преступлений. Высокая степень рентабельности участия в государственных
1 Там же.
2 Скосырская Ю.В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 15.
419
контрактах, тесная взаимосвязь бизнеса и государственных органов, а также взаимовыгодная латентность совершаемых преступлений обеспечивают непрерывный рост коррупции. Несмотря на антикоррупционный потенциал контрактной системы, осуществление государственных закупок часто сопровождается совершением преступлений коррупционной направленности, большая часть которых в силу отсутствия надлежащего контроля остается невыявленной.
Это подтверждается данными судебной статистики по делам коррупционной направленности. Так, в 2015 году за преступления, совершенные при заключении и исполнении государственных контрактов осуждено всего 85 человек.1 Между тем, в целом по стране зарегистрировано свыше 32 тыс. преступлений коррупционной направленности.2 Вполне очевидно, что доля преступлений в рассматриваемой сфере в числе всех преступлений коррупционной направленности остается ничтожно малой.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что подавляющая часть преступлений коррупционной направленности в рассматриваемой сфере остается латентной, а нарушения «закупочного» законодательства не влекут за собой возбуждения уголовных дел.
Повышение степени эффективности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых при осуществлении государственных закупок, может быть достигнуто посредством усиления контроля и межведомственного взаимодействия.
Так, профессором Академии Генеральной прокуратуры РФ Тимошенко А.А. предложено учреждение специальной межведомственной комиссии по противодействию коррупции в сфере государственных закупок с подчинением ее Президенту РФ.3 Примером реализации указанной инициативы может служить зарубежный опыт. Так, с 1991 года в системе Министерства экономики и финансов существует отдел по борьбе с отмыванием денег, полученных незаконным путём, а также по проверке соблюдения правил подписания госзаказов с частными фирмами для проведения общественных работ.4
Усиление же межведомственного взаимодействия предполагает, что органам, осуществляющим контроль и аудит в сфере закупок, при выявлении нарушений действующего законодательства, при установлении взаимозависимой связи между заказчиком и поставщиком, обнаружении афилированности, а равно
1 ГАС ПРАВОСУДИЕ. URL: http://sudrf.ru (дата обращения 18.09.2016).
2Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки Совету Федерации ФС РФ «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» // Генеральная прокуратура РФ. URL: http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1078222/ (дата обращения 18.09.2016).
3 Тимошенко А.А. Коррупция в сфере закупок для государственных нужд как следствие неэффективного применения профильного законодательства // Российский журнал правовых исследований, 2016, № 1, с. 181-188.
4 Рубинский Ю. Франция: коррупция и борьба с ней // Современная Европа, 2010, № 2, с. 76-88.
420
при возникновении сомнений в добросовестности действий заказчика и поставщика на рынке следует незамедлительно направлять сообщения в органы внутренних дел, а также в органы Следственного комитета РФ с целью инициации проведения доследственной проверки, по результатам которой факты изложенные в сообщении будут подтверждены или опровергнуты.
Положительным примером реализации приведенной инициативы может служить пример взаимодействия Счетной палаты РФ и Следственного комитета РФ, осуществляемого в рамках заключенного в 2014 году соглашения о взаимном сотрудничестве. Формирование специальной межведомственной рабочей группы для обеспечения сотрудничества сторон соглашения является качественно новой мерой предупреждения, пресечения и противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Заключение данного соглашения также предусматривает проведение совместных научно-практических мероприятий, а также совместных исследований проблем выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в бюджетной сфере.
Однако, стоит отметить, что даже в рамках тесного взаимодействия Счетной палаты РФ и следственных органов количество уголовных дел, направленных в суд, в отношении лиц, совершивших преступления при заключении и исполнении государственных контрактов остается незначительным.
Это объясняется отсутствием единообразного понимания и применения права. Большая часть материалов, направляемых аудиторами Счетной палаты в органы предварительного следствия, не трансформируется в уголовные дела. В ходе осуществления контрольных мероприятий аудиторами не учитываются особенности уголовного законодательства, а следователями не производится полный анализ обстоятельств, установленных в ходе контрольных мероприятий, доследственные проверки вследствие сложности складывающихся в контрактной сфере экономических отношений проводятся поверхностно, преступления коррупционной направленности остаются латентными.
В этой связи, на основе научных исследований и аналогичных следственных ситуаций предлагается разработать единые методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ по фактам выявленных нарушений Закона о контрактной системе. Обобщение правоприменительной практики и определение наиболее распространенных способов нарушений закупочного законодательства с целью хищения бюджетных средств, положительно скажется на уровне квалификации следователей.
Таким образом, успешное функционирование механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности сегодня немыслимо без эффективного контроля в сфере закупок для государственных нужд. Формирование нового, комплексного подхода к выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, совершаемых при заключении и исполнении государственных контрактов, приведет к искоренению устоявшейся
421
системы «откатов». Законность, эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является залогом отсутствия социальной напряженности и высокого уровня доверия к государству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *