Политика развития малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде практически полностью регулируется на федеральном уровне. Поэтому в целях совершенствования развития малого предпринимательства в муниципальном образовании реформирование следует, прежде всего, провести на уровне страны:
1. Подготовить законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации предпринимательской деятельности, преодоление других административных барьеров (в том числе в форме различного рода согласований, дополнительных лицензий, патентов, свидетельств и др.) при создании и функционировании малых предприятий. При этом имеется в виду не только подготовка и принятие самих нормативных актов, но и выработка реального механизма их исполнения.
Расширение и дальнейшее упрощение уведомительного порядка открытия собственного дела в малом бизнесе, т. е. внесение соответствующих уточнений и изменений в федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Проводить обсуждение проектов законов, касающихся предпринимательской деятельности, с привлечением предпринимателей, общественных организаций предпринимателей и общественности. Принимать такие законы необходимо только после серьезного анализа мнений самих предпринимателей, общественных организаций предпринимателей и тех, кого непосредственно затрагивают эти законы.
3. Принятие действенных мер по стимулированию муниципалитетов в развитии на своей территории предпринимательства. Для этого предлагается законодательное перераспределение налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальные бюджеты, т. е. на перечисление почти в полном объеме ряда налогов субъектов малого предпринимательства в бюджет муниципального образования по месту регистрации и функционирования этих субъектов хозяйствования.
4. Развитие института социального предпринимательства и введение льгот для некоторых категорий бизнесменов. К этому виду деятельности относится предпринимательство женщин, выходцев из детских домов, бывших военных и других незащищенных слоев населения.
5. Внедрение зарубежной практики успешной деятельности малого бизнеса и его государственной поддержки. Для этого рекомендуется изучение этого опыта в Китае, Японии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
На уровне муниципалитета помимо реализуемых мероприятий в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2019-2024 годы целесообразны преобразования в следующих направлениях (рис. 3.1):
Рис. 3.1. Направления совершенствования развития малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде
1. Совершенствование правовых аспектов развития малого предпринимательства:
1.1. Устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого предпринимательства с вынесением их на рассмотрение на федеральный и региональный уровни.
1.2. Анализ обращения субъектов предпринимательства по вопросам нарушения их прав и законных интересов, предложений по созданию более благоприятных условий деятельности.
1.3. Подготовка предложений, направленных на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
2. Совершенствование условий развития малого предпринимательства:
2.1. Прогнозирование экономического развития малого предпринимательства, разработка предложений по его развитию.
2.2. Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства в рамках полномочий муниципалитета по минимизации административно-разрешительной и контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий.
2.3. При формировании местного бюджета закладывать на поддержку малого предпринимательства большие ресурсы, вместе с тем начать работу по поиску меценатов из уже состоявшихся представителей бизнеса в городе.
2.4. Заключение и подписание Соглашений о социальном и экономическом партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве.
2.5. Разработка и представление для общественного обсуждения принципов и механизмов взаимоотношений с бизнес-ассоциациями, общественными организациями бизнеса, консалтинговыми и инжиниринговыми компаниями региона.
3. Информационная поддержка малого предпринимательства и содействие формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности:
3.1. Создание удобного единого портала города в сети Интернет, обеспечивающего информационную поддержку предпринимателей в простом формате, объясняющий все важные вопросы понятным языком, а не просто содержащий перечень нормативно-правовых актов, трудных для восприятия.
3.2 Внедрение в практику управления разработку годовых планов работы Управления, а также подготовку периодической отчетности об их выполнении, обеспечивая доступ к ним.
3.3. Внедрение в практику управления публикацию ежегодных аналитических отчетов о деятельности каждого подразделения Управления.
4. Образовательная поддержка субъектов малого предпринимательства.
4.1. Проведение образовательных краткосрочных курсов «Азбука предпринимательства» совместно с «Центром развития предпринимательства», целесообразность и особенности создания которого будут рассмотрены далее.