Направления фискальной политики: сдерживающая и стимулирующая политика

От фазы экономического цикла зависит и вид фискальной политики. В связи с этим выделяют два вида политики: стимулирующую и сдерживающую (рис. 1).

При экономическом спаде применяются меры стимулирующей политики. Она направлена на увеличение экономической активности, рост совокупного спроса. Среди мер стимулирующей политики различают снижение ставок налогообложения, увеличение социальных выплат населению и субсидий предприятиям для расширения их производства, а также рост числа государственных закупок. Также проводятся меры по борьбе с безработицей.

Сдерживающая политика применяется соответственно при краткосрочном экономическом «буме», чрезмерной экономической активности. Она ставит своей целью сократить совокупные расходы, снизить инфляционный разрыв выпуска, снизить инфляцию.

К мерам сдерживающей политики относят меры, обратные по своему содержанию мерам стимулирующей политики. А именно: увеличение налоговых ставок, сокращение выплат населению и фирмам, уменьшение числа государственных закупок.

Рис. 1. Сдерживающая и стимулирующая фискальная политика.

Помимо этих двух видов различают также дискреционную фискальную политику и автоматическую. Дискреционная политика – это официальная, законодательная политика государства. Правительство официально устанавливает нормы налогообложения и регулирует объем государственных закупок и социальных выплат.

Автоматическая фискальная политика связана с работой «встроенных стабилизаторов». Среди них: процент подоходного налога (налог на доход физических лиц и на прибыль предприятий), косвенное налогообложение (например, налог на добавленную стоимость), социальные пособия по безработице и бедном положении. Наличие выплат изменяется автоматически в связи с действительной ситуацией в экономике.

С помощью инструментов фискальной политики оказывается влияние также на совокупное предложение. Например, в период экономического спада уменьшение ставок налогообложения и увеличение числа социальных выплат позволяют повлиять на борьбу с безработицей и увеличить экономическую активность. Однако, в соответствии с кейнсианской моделью данные меры приводят также к увеличению цен, а это провоцирует инфляцию, с чем и так борется правительство во время спада. Однако во время состояния «перегрева» экономики для стабилизации экономики трансферты снижаются и увеличиваются налоги.

Предприятия подразумевают под налогами издержки производства, и как следствие мер сдерживающей политики производство фирмы снижается, то есть сокращается объем совокупного предложения. Подробно эта ситуация рассматривается в работе американского экономиста, Артура Лаффера.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность, вызывает появление теневой экономики. Эти доводы опираются на эффект Лаффера, которая графически отображается на кривую Лаффера. Экономист обосновал свою теорию в 1974 году. (рис. 2)

.

Рис. 2. Кривая Лаффера.

Перспективы развития фискальной политики в России и ее недостатки

Тенденции и эффективность фискальной политики

Цели и инструменты фискальной политики

Государственный бюджет и понятие фискальной политики

В кривой Лаффера показана зависимость между получаемыми государством сумм подоходного налога от процентных ставок налога. По мнению Лаффера при уменьшении налоговых ставок доходы государства также сокращаются, однако это недолговременный процесс. В длительном периоде это будет вызывать рост занятости и сбережений.

Однако на практике теория оказалась не точной. Доля сбережений и уровень предложения труда не увеличились. Эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *