Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая – двумя годами позже.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи Адама Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:
- принцип справедливости: предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности: заключается в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства: налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии: подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Основными целями налогообложения являются пополнение государственного бюджета и воздействие на поведение экономических агентов. [13, 13]
Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот. Для совершенствования налоговой системы определяют критерии ее оценки.
Люди находятся в разном экономическом положении, и их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог. Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).
Выделяют три вида налогов по их влиянию на экономических агентов.
- искажающие
- неискажающие
- корректирующие
Искажающими являются налоги, влияющие на мотивацию экономических агентов и побуждающие их принимать решения, иные от тех, которые были приняты при условии отсутствия данного налога. Почти всем налогам , существующим в настоящее время, присущи искажающие эффекты. Такими эффектами являются:
- сигналы рынка (цены, размеры прибыли)
- налоговые сигналы ( ставка налога, налоговая база)
Примеры искажающих налогов: акцизы, НДС, таможенные пошлины, подоходные налоги.
Неискажающими являются налоги, не влияющие на поведение экономического агента. Примером неискажающих налогов служит подушная подать – налог долгое время практиковался в российской истории. Он взимался с каждого, подлежащего обложению, человека исходя из результатов переписи. В настоящее время неискажающие налоги не используются.
Корректирующими называются налоги, которые снижают негативные внешние эффекты – экологические налоги, например : водный налог – плата взимается за использование водных объектов и забор воды ; налог на добычу полезных ископаемых – плата взимается за добычу ограниченных природных ресурсов.
В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
Для существования эффективной налоговой системы необходимы гибкие налоги, способные адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации и фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются на следующие виды:
- Федеральные налоги и сборы;
- Региональные налоги;
- Местные налоги;
- Специальные налоговые режимы
Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России. Данный вид налогов составляет основную долю налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Согласно ст. 13 Налогового кодекса, к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог а добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- государственная пошлина.
Региональные налоги – налоги, устанавливаемы Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам, согласно ст.14 Налогового кодекса, относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местные налоги – это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам, согласно ст. 15 Налогового кодекса относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения
Потребность в организациях, осуществляющих различные денежные операции, появилась еще в древнейших государствах, где в роли банков выступали храмы. По мере развития банковской системы, возникает необходимость в концентрации денежных средств и создания «торговых домов». Развитие мировых торговых отношений, низкая экономическая эластичность и невозможность обеспечения полной потребности в деньгах, все эти факторы приводят к постепенному исчезновению из оборота монет из драгоценных металлов и созданию векселей и банкнот.
Наиболее ранняя из современных банковских систем- банковская система США, характеризующаяся большим количеством небанковских финансовых институтов, развитостью в области компьютерных технологий и ориентированностью банков на обслуживание внешней торговли и электронных банковских услуг.
На современном этапе в России происходит процесс сокращения количества банков и у этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны, выражающиеся в одновременном усилении контроля в банковском секторе и снижении конкуренции, что приводит к росту цен на банковские продукты.
Налоговая система является одним из важнейших инструментов банковской системы. Для достижения своей максимальной эффективности, она должна быть гибкой и прозрачной.
Банки, являясь экономическими агентами, также обязаны уплачивать налоги, тем самым выполняя фискальную функцию государства.