Налоговая нагрузка: понятие и сущность

🙂

Скачать текст в WORD

Глубокое и всестороннее рассмотрение сущности налогов требует раскрытия содержания различных понятий: определения социально-экономической природы налогов, их места и роли в воспроизводственном процессе, тем более, что дискуссия по поводу сущности, функций, принципов этой важной экономической категории продолжается до сих пор. К определению понятия «налог» ученые подходят с различных позиций.

Как справедливо подчеркивается в известном учебнике по налогам и налоговому праву под редакцией А. Брызгалина, «налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение».

По мнению Т.Ф. Юткиной, «налог – это не только правовая, но и фискальная, финансовая, экономическая и философская категория».

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В настоящее время целью налоговой политики становится повышение роли налогов для регулирования и развития субъектов хозяйствования. Одно из главных требований к налоговой системе — ее оптимальный характер, способность не только финансировать потребности государства, но и не уменьшать стимулы субъектов хозяйствования к поиску путей повышения продуктивности и прибыльности их деятельности. Важным индикатором определения качества системы налогообложения в стране являются показатели налогового бремени и налоговой нагрузки.

В экономической литературе различных авторов отражаются различные определения налоговой нагрузки. По мнению Лаффер А. налоговая нагрузка – уровень предельно допустимой величины налоговых изъятий у организаций в бюджет государства. По мнению Архипцева Р.М. налоговая нагрузка – отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией фискальным органом, к показателям ее деятельности при этой налоговой нагрузке.

Такие авторы как Архипцева Л.М., Богачева О.В., Корнус В., Квасов В. определили налоговую нагрузку как самостоятельную экономическую категорию. Паскачев А.Б., Садыгов Ф.К., Саакян Р.С. считают, что понятие «налоговая нагрузка» уже, чем «налоговое бремя». Колчин С.П. отожествляет эти термины, и обозначает их как «объем налоговых изъятий».

Налоговую нагрузку Федеральная налоговая служба (ФНС) Российской Федерации использует в качестве критерия оценки налогоплательщиков во время отбора кандидатов для выездной налоговой проверки.

С целью сокращения налоговой нагрузки на предприятиях используют налоговое планирование. Анализ имеющихся позиций позволяет сделать вывод о том, что по налоговому планированию подготовлено множество определений как экономического, так и правого характера. При этом отсутствует единая точка зрения в определении налогового планирования, и недостаточно полно отражается его сущность.

Так по мнению Г. Химченко налоговое планирование – это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений, прямым образом влияющий на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Е. Вылкова считает, что налоговое планирование является неотъемлемой частью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, предусматривающей применение законных способов и методов улучшения финансового состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Налоговая нагрузка организации показывает степень влияния налоговых отчислений на ее финансовое положение.

Налоговая нагрузка – это общая сумма налогов, которые компания должна уплатить в бюджет [44, с. 241]. Низкие показатели налоговой нагрузки могут стать причиной выездных налоговых проверок со стороны контролирующих органов.

Одной из актуальных, пока не решенных проблем, является проблема оптимизации налоговой нагрузки, которая основывается на анализе зависимости экономического поведения агентов от изменения налогового давления и обязательно должна учитывать возможность оппортунистических действий с их стороны, решение которой позволит повысить эффективность выполнения доходной части бюджетов [1, c. 126].

Налоговая нагрузка для конкретного субъекта определяется как доля налогов в выручке от реализации. Основные трудности в оценке уровня налоговой нагрузки на предприятие обусловленные неоднородностью налогов и уровня их влияния на экономику [2, c. 33]. Во-первых, бремя налоговой нагрузки по налогам, уплачиваемых за счет себестоимости, надо измерять удельным весом этих налогов в составе себестоимости. Во-вторых, налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия, целесообразно сравнивать с прибылью от реализации по основной деятельности.

Налоговая нагрузка является объектом регулирования деятельности предприятия и используется в процессе налогового контроля предприятий с учетом показателя налогового риска [3, c. 5]. Реформирование налоговой системы Российской Федерации осуществляется путем:

— выравнивания условий прямого налогообложения доходов (прибыли) юридических лиц и доходов, на которые начисляется налог с доходов физических лиц, с целью постепенного приближения ставки налога на прибыль предприятий к ставке налога с доходов физических лиц;

— устранение двойного налогообложения доходов;

— создание равных условий хозяйствования для субъектов разных форм собственности, организационно-правовых форм и видов экономической деятельности;

— обеспечение административной простоты, экономичности и стабильности системы налогообложения;

— гармоничное сочетание интересов государства и налогоплательщиков.

Создание модели налоговой системы, соответствующей этим условиям, позволит обеспечить сбалансированность бюджета в условиях проведения налоговой реформы со снижением налоговой нагрузки без потерь бюджетных поступлений.

В настоящее время существуют различные методики, позволяющие определить уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности [34, с. 67]. Наряду с существованием различных методик, есть различные подходы к определению самого понятия «налоговая нагрузка». Так, одни авторы ставят знак равенства между понятиями «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя», другие видят между ними существенную разницу.

Чаще всего термин «налоговая нагрузка» применяется на микроуровне, «налоговое бремя» — на макроуровне. По мнению д.э.н. А. В. Боброва: «налоговая нагрузка» — это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, абсолютная величина, а «налоговое бремя» — относительная величина, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия».

Исходя из определения А. В. Боброва, очевидно, что «налоговая нагрузка» не характеризует тяжесть налогообложения, так как является лишь абсолютным показателем, не предполагает сравнение с конечным финансовым результатом предприятия. Более информативным показателем выступает налоговое бремя, т. к. отражает соотношение уплачиваемых налогов и финансового результата.  Налоговая нагрузка подразделяется на относительную и абсолютную.

Налоговая нагрузка в абсолютном исчислении – это общая сумма платежей, которые предприятие должно уплатить в государственную казну [46, с. 90]. В относительном исчислении налоговая нагрузка – это общая сумма уплаченных предприятием налогов, отнесенная к сумме выручки, полученной предприятием за определенный период в процентном соотношении.

Именно вторым показателем пользуется Федеральная налоговая служба (ФНС) для формирования плана выездных проверок на следующий год, сравнивая показатель в сданной финансовой отчетности со среднестатистическим по отрасли. Те компании, чьи показатели ниже нормы, попадают в список подозрительных. У инспекторов возникают сомнения, не использовала ли компания противозаконные налоговые схемы, ведь в рамках закона получить столь позитивный результат теоретически невозможно.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *