НАГЛЯДНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ

Говоря о роли геометрических знаний в формировании логических рассуждений, в
развитии дедуктивного мышления, следует постоянно помнить о наглядности изучаемого
материала, о практической и теоретической целесообразности его изучения. Курс
геометрии выдвигает эти положения на первое место. Логика выступает как средство
подтверждения наглядности и практической значимости, а не наоборот. Вместе с тем, как
уже указывалось, логика составляет основу рассуждений и практических действий.[1]
Реализацией этого принципа изложения учебного материала является наличие большого
числа рисунков, помогающих усвоению материала, а также показ динамики развития
построения, наблюдения, рассуждения, так как один рисунок, на котором изображены все
этапы решения (построения шли доказательства), не дает нужного эффекта.
Традиционно в систематическом курсе геометрии не принято говорить об объекте, не
определив его. Начиная изучение геометрии в пятом классе, часто говорим такие слова:
этого еще не знаем, этого вообще никто не знает, это доказать сейчас невозможно, это
изобразить нельзя и т.д. Данные проблемы и вопросы не замалчиваются, а наоборот, явно
формулируются, обсуждаются и по возможности решаются. Как правило, в этих случаях
учащимся рекомендуется соответствующая литература и даются различные наглядные
иллюстрации.
Курс геометрии спланирован (особенно в первых главах), исходя из естественных
случаев взаимного расположения основных геометрических фигур: сначала изучается
взаимное расположение точек и прямых, точек и плоскостей,затем взаимное расположение
прямых, прямых и плоскостей, взаимное расположение плоскостей и т.д. Но несмотря на
то, что, например, параллельность прямых изучается подробно в третьей главе, в первой
главе также говорится о параллельности прямых.[2]
Можно сформулировать методическую линию нашего курса: обсуждаю то, что вижу,
понимая, что не сразу будут получены полная ясность и информация об увиденном.
Таким образом, наглядность в изложении курса является приоритетной. Вместе с тем
наглядность должна рождать потребность в обоснованности предлагаемых выводов.
Необходимо сразу приступить к изготовлению и накоплению средств наглядности
(моделей фигур, таблиц, диапозитивов, фильмов, магнитных носителей, компьютерных
программ и т.д.).
Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей
действительности, действия учителя и учеников изображения реальных предметов,
процессов ( рисунков, картины ), модели предметов ( игрушки, вырезки из картона ),
символические изображения ( карты, таблицы, схемы ).
Чтобы организовать наблюдения учеников, от учителя требуется известная
осторожность. Распространенная ошибка — применение очень яркой наглядности, когда ее
учебная сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает
внимание детей к второстепенным деталям . Излишне разукрашивается раздаточный
материал. Схема, таблица содержат цвет только для выделения смысла, но не для
украшения.
Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль
обеспечение всесторонних, образное восприятие, дать опору на мышление.
Каждый учитель постоянно должен понимать, что прочные знания у детей будут в том
случае, если он будет опираться на жизненный опыт ребенка.
Постоянно должна проводится работа, связанная с наблюдением, сравнением групп
предметов. Широко должна использоваться наглядность, дидактический материал. При
изучении нового материала рекомендуется такое построение урока, при котором работа
начинается с разнообразных демонстраций, проводимых учителем или учеником.
Применение наглядности на уроках математики при изучении геометрического материала,
позволяет прочно и сознательно усвоить детям все программные вопросы.
Язык математики – это язык символов, условных знаков, чертежей, геометрических
фигур, схем. Дети, начиная с первого класса, пользуются при счете геометрическими
фигурами (квадраты, прямоугольники, круги, отрезки и т.д.) Геометрический прием
условного обозначения вещей и их отношения рисункам, чертежам и т. п. является
средством более легкого представления и запоминания изучаемого. Простейшим
геометрическим изображением величины и ее частей является так называемое одномерное
или линейные диаграммы.
Список использованной литературы:
1. Малинин А. Руководство геометрии и собрание геометрических задач. Для уездных
и городских училищ. — М., 1882.
2. Маслова Г. Г. Третий международный конгресс по математическому образованию //
Математика в школе. — 1977. — No 4.
3. Маслова Г. Г. Совет учителей математики США о путях совершенствования
математического образования в 80 — е годы // Математика в школе. — 1981. — No 5.
4. Марюкова Н. Е. Фузионизм в школьной геометрии: исторический математический,
реальный аспекты. — Брянск: Изд — во БГПУ, 2002.
5. Никитин Н.Н.Геометрия: Учеб. для 6 — 8 классов. — М.: Просвещение, 1969.
6. Крыговская 3.Геометрия: Основные свойства плоскости. — М.: Просвещение, 1971.
© Б.А. Аманова, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *