Мягкая сила во внешнеполитической стратегии США

На примере США еще с момента начала 1990-х гг. замечается колоссальная роль пассивной «мягкой силы». После распада СССР и социалистической мировой системы большинство переходящих от социалистической к иным моделям государственного устройства страны, обратили свое внимание на США как на давнего и лавного защитника ценностей, обозначенных Фукуямой в качестве либеральной демократии.

Однако привлекательность США не была ограничена только лишь идеологической составляющей. Значимое большинство привлекала американская культура, быт населения, уровень доходов и широкие профессиональные возможности. Развитие американской культуры в ХХ столетии часто обсуждалось в свете таких понятий как «американский характер», «американский дух», «американская мечта» и т.д.

Ситуация начала меняться после террористических актов 11 сентября 2001 г., объявленной войны с терроризмом, военных операций в Ираке, Афганистане. Первое время после этих событий США придерживались мнения, что «жесткая сила» все равно наиболее эффективное средство противостояния угрозам постбиполярного мира. Начало президенства Дж. Буша мл. охарактеризовалось сокращением финансирования и приостановлением множества культурно-образовательных программ, существовавших ранее.

Однако, начиная со второго президенсткого срока Дж. Буша мл., власти Соединенных Штатов активно и публично поддерживают идеи «мягкой силы» в качестве основной внешней политики страны. На тот момент она понималась достаточно узко: госсекретарь К. Райс и министр обороны Д. Рамсфелд ставили идею распространения демократии и свободы в основу политики «мягкой силы».

Необходимость усиления финансирования «мягкой силы» было отмечено в 2007 г. и новым министром обороны Р. Гейтсом, который подчеркивал, что бюджет Госдепартамента на тот момент был меньше, нежели расходы Пентагона на здравоохранение.

Своей актуальности концепция «мягкой силы» не растеряла и при президентстве Б. Обамы. Б. Обамой была сформирована мощная команда профессионалов в области внешнеполитической пропаганды. США уводили свою позицию на официальном уровне от силовых методик решения конфликтов, стараясь по возможности избегать участия в военных операциях (тому примером стал отказ Б. Обамы в 2013 г. от вторжения в Сирию), которые губительны для международного авторитета США, ставя акцент на дипломатических средствах.

На данном этапе США является единственной страной, имеющей практику глобального целеполагания. В качестве своей базовой миссии Госдепартамент, как основное внешнеполитическое ведомство, рассматривает «обеспечение свободы во благо народа Америки и международного сообщества посредством создания и развития более демократичного, безопасного и процветающего мира, который состоит из грамотно управляемых государств, отвечающих потребностям их граждан, способствуя сокращению бедности, проводя отечественную политику в пределах международной системы».

Так, можно констатировать, что к началу ХХI в. Соединенные Штаты исчерпали потенциал глобального военного доминирования, американское руководство расставляет акценты на формировании обновленных высокоинтеллектуальных управленческих стандартов, включая и управление внешней политикой. Так зарождаются новые высокотехнологичные системы знания, являющиеся одним из основных аспектов «мягкой силы» США, превращая ее в систему манипуляции сознанием, что призвана усиливать поддержку американских инициатив за рубежом. Миссия сформулирована во многом в качестве миссии именно «мягкой силы», и из утверждения вытекает, что «мягкая сила» США ставит своим приоритетом идею защиты ценностей демократии и свобод.

Примечателен также и тот факт, что в официальных документах Вашингтона крайне редко упоминается непосредственное понятие «мягкая сила». Однако ее принципы можно найти, например, в Стратегии национальной безопасности США 2010 и 2015 гг., которые, в том числе, указывают на поддержку и правительственных, и неправительственных институтов, поддержку институтов гражданского общества других стран, а также всецелую поддержку распространения ценностей, что присущи американскому обществу и обладают универсальным характером.

Так, если в Соединенных Штатах термин «мягкая сила» был изобретен в академическом сообществе и затем целенаправленно введен в политический оборот на самом высоком уровне, то в России события шли обратным чередом. Первоначально идея о необходимости применения инструментов «мягкой силы» стала активно обсуждаться ведущими политиками, а затем уже превратилась в одну из центральных тем в академическом сообществе. Данное положение подтверждается Е. Борисовой, которая указывает, что интерес политиков к понятию «soft power» на современном этапе вызвал всплеск активности в научной сфере.

В США же основными институтами, занимающимися политикой мягкой силы, являются Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США что занимаются непосредственным проведением в жизнь политики «мягкой силы» выступает Бюро по образованию и культуре Госдепартамента США (основные направления деятельности: развитие программ изучения английского языка, гранты Фулбрайта, обеспечение стипендий для граждан СНГ, увеличение уровня престижа американского образования, развитие программы защиты культурного достояния и гражданских обменов, распространение американских произведений искусства и пр.), а также Информационное агентство США, гуманитарные и спонсорские организации. Также действует масса неформальных институтов по распространению «мягкой силы», к которым стоит относить Голливуд, СМИ, музыку и т.п.

Важное внимание привлекают составляющие модернизационной дипломатии: создание международных университетов, привлечение иностранных ученых, иностранных студентов, в том числе, реализация международной научно-технической кооперации. Так, Государственный Департамент США осуществляет финансирование инициативы GIST («Глобальные инновации в науке и технике») – в рамках программы, совместно с Американской ассоциацией содействия развитию науки проводится конкурс технических идей Tech-I. Кроме того, в научной дипломатии США принимает достаточно активное участие и корпоративный сектор.

«Мягкая сила»: определение, подходы и роль

К примеру, еще в 2013 году корпорация Microsoft заявила о создании своего глобального венчурного фонда под названием Microsoft Ventures. Планировалось, что данная структура будет заниматься финансированием и поддержкой перспективных проектов по всему миру с помощью взаимодействия с зарубежными венчурными компаниями. В 2009 году Соединенные Штаты также объявили о реализации Программы посланника по вопросам науки. Также, значимым элементом научной дипломатии США являются программы, которые реализуются специализированными американскими фондами.

В целом, анализ политики модернизационной дипломатии США явно показывает, что США системно заинтересованы в развитии кооперативных связей в сфере науки и образования. США выстраивает свои кооперативные связи и на региональном, и на глобальном уровне. Кроме того, в рамках политики модернизационной дипломатии, США использует сходные с другими государствами инструменты: создание совместных фондов, межгосударственные программы, объявляют премии, гранты, проводят совместные годы науки. Тем самым, США поддерживают определенный запас прочности для сохранения первенства в данной сфере, хотя и сталкиваются с все возрастающей конкуренцией.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетом и тот факт, что для внешнеполитического курса Соединенных Штатов, и для всей внешнеполитической стратегии США в целом, характерна преемственность в стремлении удержать лидерство на международной арене и диктовать свою волю тем, или иным способом другим государствам. Как результат, в Соединенных Штатах работает сразу несколько достаточно влиятельных центров, которые принимают активное участие в разработке глобальной стратегии США. В данных условиях, это вашингтонский Брукингский институт, Совет по международным отношениям, Фонд Каргеги за международный мир, корпорация РЭНД, Фонд «Наследие», Центр стратегических и международных исследований.

Отдельно стоит сказать и про электронную дипломатию, которая является важным инструментом современных стратегий США на международной арене. Так, офис по электронной дипломатии в рамках Государственного департамента США был создан еще в 2003 году. Последующая активизация дипломатии была связана с инициированием в 2009 году программы обновления внешней политики США, которая получила название «Государственное управление в XXI веке».

Как результат, Соединенные Штаты уделяют достаточно большое внимание собственному позиционированию в глобальных социальных сетях, которые задействованы в реализации электронной дипломатии.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что для современной глобальной политики, в большинстве своем, остается характерным ситуативное использование государством подходов и возможностей различных стратегий. Важно отметить стремление США использовать отдельные элементы «мягкой силы», которые достаточно хорошо интегрируются в современную мировую ситуацию.

Культурная политика США

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *