МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЕГО ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ

УДК 331.103.6

Новосельский Святослав Олегович, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ Курский государственный университет

e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru

Власенко Виктория Витальевна, бакалавр, магистр 1 курса направления экономики ФГБОУ Курский государственный университет

e-mail: svitenko.viktoria@yandex.ru

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЕГО ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ

Аннотация. В статье затрагиваются актуальные вопросы мотивации персонала транспортных предприятий, а именно, водителей данной отрасли предприятий. Руководители предприятий должны осмысленно подходить к данному вопросу, потому что водитель — это человек, который отвечает за жизни других людей, в частности, пассажиров. Водители организаций относятся к категории работников, труд которых подлежит особому правовому регулированию: работник должен проявлять повышенное внимание на дороге, а это приводит не только к физической, но и к быстрой психологической усталости. Поэтому рабочее время водителей строго должно быть нормировано законом. Кроме того, для водителей обязательно должны быть установлены различные гарантии и компенсации.

Ключевые слова: мотивация водителей, заработная плата, водитель, премирование, график работы водителя.

Novoselsky Svyatoslav Olegovich, candidate of economic Sciences, associate professor federal state budgetary educational institution Kursk state University

e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru

Victoria Vlasenko Vitalevna, bachelor, master course 1 chair of Kursk state University

e-mail: svitenko.viktoria@yandex.ru

MOTIVATIONAL ASPECTS OF PERSONNEL MANAGEMENT OF THE COMPANY BASED ON ITS INDUSTRY SPECIFIC FEATURES

Abstract: the article touches upon topical issues of motivation of personnel of transport companies, namely, drivers of the industry enterprises. Business leaders need meaningful approach to this issue, because the driver is the person who is responsible for the lives of others, particularly passengers. Drivers organizations belong to the category of employees whose work is subject to special legal regulation: the employee needs to be more attention on the road, and this leads not only to physical but also to psychological fatigue fast. Therefore, the working time of drivers has to be strictly regulated by the law. In addition, drivers have to be installed various guarantees and indemnifications.

Keywords: motivation drivers, labor, driver bonuses, schedule drivers.

Каждому человеку свойственно иметь возможность научиться влиять на людей и добиваться своих целей, избавляться от пассивности, узнавать секреты влияния, самоутверждения и целеустремленности. Этой возможности добивается не каждый, а лишь тот, кто хочет добиться успеха и занимать руководящую должность, где, в свою очередь, свойственно изучать и применять мотивирующие действия по отношению к персоналу предприятия.

В данной статье обосновывается необходимость мотивации подчиненных руководителями транспортных предприятий. Исследуя ряд научных статей, изучив, в частности, мотивацию персонала на отдельных транспортных предприятиях, можно сделать вывод о том, что для удовлетворения в оплате труда каждого сотрудника, а именно, водителя транспортной компании, руководители транспортных предприятий должны адекватно расценивать труд своих подчиненных и устанавливать достойную оплату труда для данной категории сотрудников. Как всем известно, должность водителя — это труд не из легких. Чтобы соответствовать должности водителя, учитываются многие качества человека, такие как, например, здоровье, внимательность, усидчивость и другие. Каждый руководитель, в первую очередь, должен определить минимальную ставку оплаты труда независимо от загруженности водителя. В любом случае, минимальный объём выполняемых работ устанавливает само предприятие и водитель не должен в данной ситуации пострадать в отношении оплаты труда. Также руководители должны рассмотреть максимальную планку оплаты труда. По нашим исследованиям, эта планка должна зависеть не от объёма выполняемых работ, а от количества отработанного времени, степени ответственности и другое. В достижении высокой производительности труда больше всего заинтересованы водители, использующие личный транспорт. Данная категория работников наиболее внимательней относится к системе мотивации и адекватно оценивают принципы оплаты своего труда.

В данном аспекте целесообразно рассмотреть мотивацию водителей на примере транспортного предприятия по перевозкам населения. На транспортных предприятиях водители работают как на транспорте, принадлежащем компании, так и на личном транспорте. Прежде чем руководители установят минимальный оклад оплаты труда, им, в первую очередь, необходимо разделить всех водителей на категории: перевозки по городу, области, междугородние и международные перевозки. Выделив эти категории, можно сказать о том, что наиболее высокий минимальный оклад должен быть у водителей, которые работают на маршрутах дальнего следования. Также должен учитываться такой критерий, как тип транспортного средства: чем больше автомобиль, тем больше ответственность, и, соответственно, должен быть больше оклад по отношению к другим водителям на менее габаритном транспорте. Следующим этапом исследований является изучение премирования сотрудников за выполнение обязанностей. Исходя из положений об оплате труда, сумма премирования должна составлять не менее 40% от установленного оклада. Проведем анализ динамики мотивации работников на транспортном предприятии ОАО «Автохозяйство» за 2012 — 2014 гг.

Таблица 1 Анализ динамики мотивации работников на транспортном предприятии ОАО «Автохозяйство» за 2012 — 2014 гг.

Показатель,

2012 г. 2013 г. 2014 г. Абсолютное отклонение, +-2013 г. к 2012 г. Абсолютное отклонение, +-2014 г. к 2013 г. Темп роста,%

2013 г. к 2012 г. Темп роста, % 2014 г. к 2013 г. Численность персонала, чел 577 477 400 -100 -77 83 84 Среднемесячная з/п, т.р. 5087 5974 7072 887 1098 117 118 Премии, 40% от з/п, т.р. 3052 3584 4243 532 659 117 118

Анализируя данную таблицу можно сказать, что численность персонала к 2014 году уменьшилась на 177 человек от 2012 года. Среднемесячная заработная плата увеличилась в к 2014 году в 1,4 раза по отношению к 2014 году. На предприятии ОАО «Автохозяйство» оплата премий составляет 40% от заработной платы. Премии также увеличились к 2014 году в 1,4 раза, что в абсолютном отклонении составило на 1191 тыс. руб. больше, чем в 2012 году.

В ходе исследований, проанализировав мотивирующие действия конкретных транспортных предприятий, можно сделать вывод, что сумма премирования будет зависеть:

– от графика работы каждого водителя — чем больше водитель работает, не нарушая Трудовой Кодекс, тем больше он получит денежных средств за работу. В данной ситуации учитываются прогулы, неоплачиваемые отпуски и другое;

– от качества и культуры перевозок — вежливое и внимательное отношение к пассажирам, корректное поведение при возникновении конфликта (неумение избегать конфликтных ситуаций грозит жалобой от пассажира к руководителям предприятий на конкретного водителя);

– степени безаварийности — руководители также могут присвоить водителю классность, что влечет за собой дополнительный процент оплаты труда от оклада;

– положительных отзывов пассажиров о водителях.

Также руководители предприятий используют такой вид мотивации как нематериальное поощрение сотрудника за его личные достижения в работе. Таковыми могут являться: личная благодарность, рукопожатие, подчеркивание значимости труда водителя, награждения грамотами с занесением о достижениях записи в трудовую книжку и другое [4].

Каждый водитель должен чувствовать ответственность за выполняемую им работу. Водитель должен понимать, что ему могут не выплатить премию или вообще может быть лишен большей части заработной платы вплоть до увольнения, если совершит следующие действия:

– нарушит правила эксплуатации транспортного средства;

– необоснованно «сорвет» рейс по маршруту;

– нарушит правила обращения с пассажирами и прочее.

В завершении изложения информации в статье, можно сделать вывод о том, что каждый руководитель предприятия построит мотивацию водителей так, как будет более выгодно для предприятия в целом, но при этом не ущемляя права и потребности каждого сотрудника в оплате его труда. Каждый водитель так же может выдвигать свои условия по оплате труда, но при этом не переходя границы установленных норм на конкретном предприятии.

Список литературы:

  1. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? // Иванова С. // — Изд. Альпина Паблишер, 2012 — 285 с.
  2. Минасян С. С. Мотивация персонала [Текст] / С. С. Минасян // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 401-403.
  3. Крячко К. С. Эффективная мотивация персонала [Текст] / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65-71.
  4. Подосинников Е.Ю. Мотивация трудовой деятельности инженерно-технического персонала предприятия: измерение и анализ / Е.Ю. Подосинников, А.С. Кулешов, С.С. Железняков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск: Изд-во КГУ, 2015. – №3 (35). – 7 с. – ISSN: 2074-1774. – URL: http://scientific-notes.ru.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *