Модели международного сотрудничества в области образования и их потенциальные возможности

Скачать текст в WORD

Самая известная форма интернационализации высшего образования – это мобильность студентов. Современное вузовское образование дает студенту возможность во время обучения в своем вузе приобретать знания и практические навыки в зарубежном учебном заведении. Такая возможность стала реальной благодаря студенческой мобильности, которой в рамках Болонского соглашения уделяется большое внимание в ведущих российских и зарубежных вузах. Для большинства отечественных вузов студенческая мобильность является одним из важнейших направлений международной деятельности.

Принять участие в программ студенческой мобильности можно в следующих формах:

  • по собственной инициативе, получив приглашение зарубежного вуза;
  • в рамках межвузовского соглашения, приняв участите в ежегодном открытом конкурсном отборе университета;
  • в рамках международных программ академической мобильности, получив соответствующий грант организаторов программы;
  • в рамках межправительственных соглашений, приняв участие в ежегодном открытом конкурсе Минобрнауки РФ.

Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Существуют также различные формы студенческой мобильности. Рассмотрим наиболее популярные среди них:

Программа магистр делового администрирования (МВА). Программа реализуется по принципу двойного диплома. Программа предназначена для лиц, имеющих диплом бакалавра или специалиста по программам магистратуры в области экономики и менеджмента. Обучение и аттестация осуществляются дистанционно на английском языке, в период обучения предусмотрен международный семестр в одной из европейских стран.

Международный семестр в зарубежном вузе-партнёре. Программа, как правило, рассчитана на студентов 3-4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры. Программой предусмотрено обучение в течение одного семестра на языке страны или на английском языке, прохождение итоговой аттестации и получение соответствующего сертификата от зарубежного вуза. Большинство вузов-партнёров предлагают бесплатное обучение, если международный семестр проходит в рамках программ обмена. Получение стипендии возможно на конкурсной основе – конкурс проводится непосредственно в зарубежном вузе или по правилам стипендиальных программ. Вузы Германии, Финляндии и Франции активно предлагают программы стипендиальной поддержки. Все вузы, принимающие российских студентов, предлагают общежития различных уровней комфортности, а также программы активного отдыха для студентов.


 

Дуальное обучение. Баден-Вюртембергская высшая школа (Германия) предлагает специальную программу обмена для студентов российских вузов в тандеме со студентами из Германии, которая предполагает один семестр обучения студента из Германии в российском университете в партнёрстве с прикрепленным к нему студентом из России, а следующий семестр студент из России направляется на стажировку в Германию, где он будет обучаться также в своём тандеме. Программа направлена на облегчение периодов адаптации студентов в зарубежных вузах, а также в иностранном государстве, в остальном программа схожа с обучением по программе «Международный семестр в зарубежном вузе-партнёре». Программа предназначена для студентов, обучающихся на 2-4 курсе или в магистратуре по направлениям: «Экономика», «Менеджмент», «Социальная работа», «Технологические машины и оборудование», «Автоматизация технологических процессов и производств».

Обучающая программа «Академическая мобильность – профессиональный подход». Специальная программа, разработанная в центре международных образовательных программ университетов для студентов университета, планирующих принять участие в программе «Международный семестр в зарубежном вузе-партнёре». Базовый курс программы включает в себя минимальный объём языковой подготовки студента, а также курсы, способствующие расширению знаний студента о стране, в которой он планирует пройти международную стажировку, о системе образования, которая действует в других странах и о критериях оценки знаний в других странах мира. Студенты, обучающиеся по данной программе, получат исчерпывающую информацию о том, какие документы от них потребуются при оформлении стажировки как на территории России, так и на территории зарубежного государства, а также о том, как правильно заполнить соответствующие документы на русском и на английском языках. Студенты, освоившие программу в полном объеме, получают соответствующий сертификат.

Учебная, исследовательская, производственная и преддипломная практики. Вузы партнёры и компании-партнёры предлагают приём студентов для прохождения практики на базе европейских лабораторий и исследовательских центров, а также зарубежных предприятий как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. На практику могут выезжать как группы студентов, так и отдельные студенты. Программа практики в каждом конкретном случае предполагает отдельное планирование условий прохождения практики. В каждом случае со стороны университета назначается руководитель практики из числа преподавателей профилирующей (выпускающей) кафедры, который формирует задание студенту и согласовывает с принимающим вузом (организацией) условия прохождения практики.

Открытые лекции и мастер-классы. В рамках данной программы университет приглашает преподавателей из иностранных вузов, которые проводят свои авторские занятия со студентами университета. Кроме того, мировые профессионалы проводят мастер-классы. Занятия проводятся в различных формах лекций, семинаров, мастер-классов. Лекции читаются на иностранном языке с переводом на русский язык. Программы такого типа позволяют студентам, не выезжая за пределы города и страны, познакомиться с методиками преподавания в европейских вузах, оценить свои языковые знания с точки зрения владения профессиональным языком и пополнить свои специальные знания и компетенции. Принимать участие в таких программах могут студенты университета, независимо от направления и уровня подготовки.

Международный творческий проект. Концепция такой международной программы, как творческий проект, заложена в совместной работе студентов и преподавателей университета и зарубежного вуза. Эскизы одежды, графические проекты или какие-то другие художественные воплощения идеи с точки зрения студентов-дизайнеров из разных стран, обучающихся в разных дизайнерских школах, затем объединяются вместе. Финал такого проекта – выставка работ в каждом вузе – участнике проекта. Традиционно в творческих проектах принимают участие студенты дизайнерских или творческих специальностей совместно со студентами прикладных наук.

Обучающая программа «Международный семестр». Целью программы является приобщение студентов к работе в международной команде. Обучение по программе осуществляется преподавателями университета на иностранном языке и обеспечивает получение навыков восприятия и усвоения учебного материала, представленного на иностранном языке, и дополнительную языковую подготовку студентов. В учебную группу включаются также иностранные студенты из вузов-партнёров, прибывшие в для прохождения учебной стажировки. Группы формируются по определённым направлениям подготовки, набор преподаваемых дисциплин формируется на основании пожеланий студентов. Студенты, освоившие программу в полном объеме, получают соответствующий сертификат и приложение международного образца.

Летние школы. Большинство летних школ действительно проходит во время летних каникул, хотя бывают также зимние, весенние школы. Учебная программа большинства летних школ предполагает занятия по направлению подготовки (семинары, студии, лабораторные практикумы и т.п.), языковые курсы и культурную программу. Как правило, на такую программу в принимающем вузе собирается многонациональная группа представителей разных стран и большая роль в такой программе отводится неформальному общению участников. Вузы-партнёры предлагают, как платные, так и бесплатные программы летних школ.

Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или АРЕС сыграли большую роль.

Хотя мобильность преподавательского состава не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и в определенных областях образования, таких как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и специалистов.

Как и в случае с мобильностью студентов, здесь существуют сильные географические различия в потоках. На одном полюсе в этом процессе стоят страны с высоким уровнем научной иммиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а на другом — страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава. К странам с низким уровнем интернационализации относятся, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками. США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но в то же время кафедры их университетов очень привлекательны для зарубежных специалистов; в этом можно убедиться, если обратить внимание на состав их высококвалифицированных научных кадров, среди которых немало представителей зарубежных стан. Программы студенческой мобильности способствовали появлению региональных программ мобильности преподавательского состава, таких как программа «Фулбрайт».

Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализация учебных планов то есть внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности. Объявленная в 2003 г. программа «Эразмус мундус», уже упоминавшаяся выше, одной из своих целей ставит задачу создания так называемых «Евромейских магистерских программ».

Университеты, расположенные в центрах академического мира все больше и больше не удовлетворены количеством студентов. Они пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением предложения своих образовательных услуг на перспективных рынках, организуя зарубежные отделения и филиалы, полностью подчиняющиеся основному учебному заведению. Эта тенденция показывает сдвиг в процессе интернационализации от спроса к предложению. Если страна, в которой расположен филиал, юридически признает иностранный диплом, то студенты могут обучаться по программе иностранного вуза от начала и до самого выпуска. В каких-то случаях, местные учебные заведения рассматривают эти филиалы, как вмешательство в национальную систему высшего образования и национальную политику, потому что они предлагают программы, разработанные на иностранном языке на материалах другого рынка и рассчитанные в основном на обеспеченных студентов. Подобная форма интернационализации учебных планов особенно характерна для развивающихся стран, но примеры ее можно найти и в Европе.

Продолжением данной модели международного сотрудничества является создание международных образовательных хабов («узлов», центров). Это одно из наиболее ярких событий международного высшего образования последних лет. Создание образовательного хаба на уровне отдельного государства является результатом планомерной работы по объединению усилий множества локальных и международных участников образовательного сектора — вузов, студентов, исследовательских центров и специалистов по развитию образования и индустрии знаний. На сегодняшний день в качестве образовательных хабов позиционируют себя шесть стран: Катар, ОАЭ, Сингапур, Малайзия, Гонконг и Ботсвана. Так, например, в рамках проекта по созданию международных образовательных хабов правительство Катара начало работу по привлечению отдельных иностранных вузов к разработке определенных образовательных программ в технопарке Education City. А в Стратегическом плане развития Дубая заложена идея создания трех тематических свободных экономических зон, две из которых — Knowledge Village и Dubai International Academic City — будут ориентированы на развитие международного образования

Многие учебные заведения заключают соглашения о сотрудничестве, которые касаются различных аспектов преподавания и обучения. Очень часто эти соглашения связаны с обменом студентами и/или преподавателями. В некоторых случаях эти связи перерастают в консорциумы и вузовские сети. Как правило, подобные объединения учебных заведений обладают весьма ограниченными правами. Их рассматривают скорее, как добровольные объединения вузов для проведения конкретных образовательных проектов. Но проводимая участниками консорциумов и вузовских сетей работа по согласованию требований и образовательных стандартов, несомненно, способствует продвижению идеи интернационализации высшего образования.

Более глубокое взаимодействие между учебными заведениями предполагается при заключении ими различных соглашений о введении согласованных образовательных программ.

«Глобальный альянс транснационального образования» — международное объединение, включающее бизнес организации, высшие учебные заведения и правительственные структуры, которые занимаются вопросами обеспечения качества, аккредитации и сертификации вузовских программ, предлагаемых за пределами своей страны. Эта организация предусматривает несколько вариантов межвузовских соглашений:

Франшиза: по договору франшизы зарубежный вуз выдает местному учебному заведению разрешение использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях. Образовательные франшизы традиционно делят на взрослые (живопись, танцы, иностранные языки, заграничное образование, актерское мастерство и т. д.) и детские (центры раннего развития, образовательные учреждения, детские сады, театральные студии и др.). Один из признаков качественной франшизы в области образования — наличие отработанной системы проверки полученных клиентами знаний. К примеру, танцевальные и музыкальные школы могут устраивать отчетные концерты, театральные студии — спектакли, языковые центры — олимпиады, после которых ученики получают сертификаты. Основная выгода образовательных франшиз заключается в сравнительно небольших вложениях и достаточно быстрой окупаемости. Однако здесь важно сделать акцент на квалифицированном персонале, прошедшем соответствующее обучение, а также уделить особое внимание методическим материалам и пособиям, которые предоставляет франчайзер, ведь именно они — основа успешного старта образовательного бизнеса.

Программы-близнецы: такие договоры между высшими учебными заведениями разных стран заключаются для предложения совместных программы обучения. В обоих вузах студенты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены, при этом преподают им обычно местные педагоги.

Взаимное признание программ: в отличие от предыдущего договора, сотрудничающие вузы не разрабатывают совместных программ. Студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении. Или студенты могут обучаться в местном институте на одном этапе, получая оценки, которые признаются образовательным учреждением другой страны, чтобы потом пройти в этом вузе программы следующего этапа обучения. Как правило, стороны, подписавшие соответствующий договор признают образование, квалификации и ученые степени, подтверждаемые документами, выданными в рамках государственной юрисдикции. Признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.

Гармонизация и международная интеграция национальных систем высшего образования. Основой данной формы международного сотрудничества являются Сорбонская и последующая Болонская декларации. Подписанная министерствами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании на встрече по случаю дня основания Сорбонского университета 25 мая 1998 г., Сорбонская декларация содержит признание приверженности стран делу интернационализации через постепенную унификацию дипломов, степеней и образовательных циклов, и таким образом через создание реального «единого пространства европейского высшего образования». С целью унификации высшего образования во всем мире вводится система международной аккредитации учебных программ.

Аккредитация — это процесс всесторонней оценки качества образования. Целями международной аккредитации учебных программ являются:

  • оценка соответствия качества и уровня подготовки выпускников требованиям международных профессиональных стандартов и запросов рынка труда;
  • определение направлений совершенствования процессов реализации образовательной программы с учетом зарубежных образовательных практик;
  • формирование системы менеджмента качества образования на уровне образовательной программы в соответствии с международными стандартами образования;
  • формирование культуры качества предоставляемых образовательных услуг у административно-управленческих кадров и профессорско-преподавательского состава;
  • формирование внешних гарантий качества образовательной программы в форме международной аккредитации образовательных программ;
  • развитие международной академической мобильности;
  • включение в международные рейтинги образовательных программ.

В целом, рассматривая современное состояние международного сотрудничества вузов и моделей, с помощью которых оно осуществляется, следует отметить достаточно высокие положительные результаты, которых достигли высшие учебные заведения. При этом стоит отметить, что интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике сопровождаются появлением новых моделей, форм международного сотрудничества, что предопределяет необходимость вузов постоянно совершенствовать свои стратегии интернационализации.

Краткие выводы по главе. В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические основы развития международного сотрудничества в системе высшего образования. Во-первых, была рассмотрена сущность международного сотрудничества в системе высшего образования, которая заключается в том, что в данной сфере происходит привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечение взаимного признания образования и (или) квалификации, участие в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования.

Развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей обеспечивает международную деятельность университета, его интеграцию в мировую образовательную и научную систему, участие во внешнеэкономической деятельности. Развитие международного сотрудничества — одно из приоритетных направлений деятельности современных вузов. Цель вузов в данном направлении — активизация научного сотрудничества с зарубежными коллегами, укрепление деловых связей университета с иностранными и международными компаниями и организациями, расширение спектра и объема образовательных услуг, активизация процессов обмена студентами и преподавателями. Кроме того, отмечено, что определение и международного сотрудничества вузов или их интернационализация не имеет единого толкования.

На основе рассмотренных определений отечественных и зарубежных ученых было дано авторское определение данного термина. Под интернационализацией высшего образования можно представить процесс сотрудничества российских и зарубежных образовательных организаций, органов государственной власти, общественных организаций и ассоциаций с целью развития систем высшего образования, предоставления более качественных образовательных услуг, подготовки востребованных на рынке труда специалистов.

Во-вторых, в рамках исследования вопросов международного сотрудничества в сфере высшего были рассмотрены основные модели и формы международного сотрудничества в области высшего образования. Так, наиболее популярными моделями сотрудничества являются: академическая мобильность студентов и преподавателей, научно-исследовательское и проектное сотрудничество, дуальное образование или стажировки, унификация и гармонизация учебных планов, подписание договоров и соглашений в области высшего образования и т.д. Также были описаны инновационные формы международного сотрудничества, как франшизы, международные образовательные хабы, международная аккредитация учебных программ.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *