Управление развитием малого предпринимательства, в развитых странах, начала формироваться во второй половине XX века. Это были Япония, США и страны Западной Европы [33, с. 210]. Эта инфраструктура включала в себя сформированные органы управления, ответственные именно за развитие малого предпринимательства.
В настоящее же время, наибольший вес в системе государственной поддержки малого предпринимательства имеют протекционистские меры и методы воздействия на национальный малый бизнес, а также развитие международных экономических отношений с целью проникновения на новые рынки.
Как уже было отмечено выше, развитые страны оказывают воздействие на малое предпринимательство с помощью инфраструктуры государственной поддержки, а именно через специализированные органы по развитию этого сектора экономики [37, с. 69-71] (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Инфраструктура поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса
Страна Ответственный орган
США Администрация по делам малого бизнеса
Великобритания Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса
Германия Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий
Япония Реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности
Объединение всех палат и представление интересов предпринимателей на федеральном уровне происходит с помощью Ассоциации Германских торгово-промышленных палат, которая тесно сотрудничает с представителями палат стран Европейского союза. В итоге все ассоциации сформировывают Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества [63, с. 33].
Организация бюджета всех уровней, развитие строительства и промышленности, подготовка законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий, с участием торгово-промышленных палат Германии не остается без внимания государства. Они имеют значительное воздействие на все стороны жизни общества, это целая инфраструктура, где бывают участниками и представители СМИ и консультационные службы. Основное первоначальное назначение палат – поддержка малого предпринимательства Германии [54, с. 1433].
Все эти ведомства создавались, в принципе, с одной целью, поэтому их функции во многом одинаковы. Существуют лишь незначительные различия в иерархии и структуре управления. Данные органы управления реализуют пять ключевых для малого предпринимательства функций [27, с. 84-85] (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Функции органов управления малым предпринимательством
Функция Сущность
Создание плана совершенствования малого предпринимательства в единстве с совместным социально-экономическим развитием государства. Разрабатываются комплексные долгосрочные меры, стимулирующие национальное предпринимательство на развитие и здоровую конкуренцию.
Улучшение нормативно-правовой базы. Принимаются новые федеральные законы, подзаконные акты, корректируются либо отвергаются старые.
Уменьшение роли государства именно как контрольного и административного органа. Стимулирование малого предпринимательства, осуществление безопасности субъектов малого предпринимательства и их активов.
Предоставление материальной и финансовой поддержки. Сдача в аренду государственной собственности и предоставление возможности покупки ее на льготных условиях, создание упрощенного доступа к государственным заказам.
Организация системы стимулирования малого предпринимательства. Развитие в государстве организованной системы оказания профессиональных консультационных услуг, улучшение системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.
Сейчас, все эти функции успешно реализуются в развитых странах. Существует и устойчивая система стимулирования малого предпринимательства на всех уровнях государства. Особое внимание уделяется начинающим предприятиям. Также во всех развитых странах существует развитая инфраструктура стимулирования малого предпринимательства и действует гибкое законодательство, которое быстро адаптируется к любым изменениям в мире.
Существует десять основных видов государственного стимулирования и поддержки в развитых странах: финансовый, организационно-финансовый, юридический, административно-хозяйственный, налоговый, бухгалтерский, маркетинговый, технический, информационный, обучающий [31, с. 229-231] (рис. 1.13).
Рис. 1.13. Виды государственного стимулирования и поддержки малого предпринимательства
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для малых предприятий составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Экономически развитые государства поддерживают малые предприятия как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. К примеру, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34% [36, с. 258].
Мировой опыт показывает необходимость в улучшении системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
В России, как и в других странах, одной из приоритетных задач является стимулирование и развитие малого предпринимательства.
Но вклад малого предпринимательства в нашей стране очень невелик в сравнении со странами Запада. Так, например, в Европейском Союзе, доля занятых на малых предприятиях составляет до 70%, а доля ВВП до 60% [48, с. 125].
В структуре малых предприятий по отраслям экономики в европейских странах, как и в России, преобладает торговля и предоставление услуг [38, с. 97] (рис. 1.14).
Рис. 1.14. Структура малых предприятий по отраслям экономики в европейских странах, %
В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля, транспорт, строительство [38, с. 99] (рис. 1.15).
Рис. 1.15. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии
На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах – не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
Кроме того, развитие малого предпринимательства рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия) [32, с. 304].
По мнению Министерства экономического развития Российской Федерации отстает от развитых стран в этой отрасли в 2-3 раза.
В России в сфере малого предпринимательства существует ряд проблем [49, с. 492-493] (рис. 1.16):
Рис. 1.16. Проблемы в сфере малого предпринимательства России
Государственное стимулирование малого предпринимательства осуществляется в двух основных направлениях: прямые финансовые вложения и субсидии и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций [30, с. 28].
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в Российской Федерации необходимо применять новые нестандартные подходы к стимулированию развития малых предприятий. Для начала, необходимо облегчить процедуру ведения кадрового учета для малых предприятий. В современном российском законодательстве не существует никакой градации относительно ведения кадрового учета, требования одинаковы для всех предприятий – и малых, и крупных. Это значительно отягчает процесс кадрового делопроизводства. Более того, это одна из основных причини появления нелегальной занятости [56, с. 70]. Введение новых нормативов облегчило бы работу малых предприятий.
Также, ориентируясь на западный опыт, в приоритете у государства в стимулировании малого предпринимательства должно стоять совершенствование инфраструктуры развития предпринимательства, нежели прямые финансовые вложения в эту сферу.
Адаптация международного опыта эффективной поддержки малого предпринимательства к российской действительности позволит дать мощный импульс развитию малого бизнеса в России и экономики в целом.