Методы оценки конкурентоспособности организации

Своевременная адаптация предприятий к условиям конкурентной, нестабильной и изменчивой внешней среды должна проводиться в процессе постоянного и всестороннего анализа деятельности конкурентов, собственного стратегического потенциала и оценки эффективности его использования, а также определения положения предприятия на рынке товаров и услуг относительно конкурентов, т.е оценки конкурентоспособности предприятия.

На сегодняшний день разработано множество различных методов оценки конкурентоспособности предприятия, каждый из них имеет свои особенности. Оценка конкурентоспособности является частью маркетинговых исследований, которые подразумевают объективный и систематический сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности функционирования предприятия.

Оценка конкурентоспособности компании абсолютно необходима в целях:

  1. Разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  2. Выбора контрагентов для совместной работы;
  3. Составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
  4. Осуществление инвестиционной деятельности;
  5. Осуществления государственного регулирования экономики;
  6. Определение положения предприятия на исследуемом рынке;

Говоря о классификации существующих методов, в первую очередь, стоит отметить, что экономистами предложено огромное множество различных методик оценки конкурентоспособности предприятий. В рамках этой курсовой работы будут рассматриваться наиболее востребованные и современные подходы. Итак, в настоящее время можно выделить следующие методы определения конкурентоспособности:

  1. Матричные методы;
  2. Методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги предприятия;
  3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции;
  4. Комплексные методы

 Матричные методы

Разработанные консалтинговыми компаниями в 60-е годы 20-го века матричные методы получили свое название, исходя из использования матричной формы для анализа и отображения результатов оценки. Другой характерной чертой данного метода является ярко выраженный акцент на маркетинговой оценке деятельности предприятия.

В первую очередь, в числе матричных моделей, хотелось бы выделить метод Бостонской консалтинговой группы, прославившейся своей матрицей, где предлагается использовать один единственный показатель – рост объема спроса. Он задает размер матрицы по вертикали, размер по вертикали задается соотношением доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту.

Матрица БКГ дает возможность определить, какое из предприятий занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика ее рынков. Матрица предлагает следующую классификацию типов организаций: «звезды» занимают лидирующее положение в развивающейся отрасли и требует значительных инвестиций, «дойные коровы» находятся на стабильном положении, «темные лошадки» имеют слабое воздействие на рынок, «собаки» занимают низкую долю рынка. Наглядная иллюстрация матрицы представлена ниже на рис.1.

Рис.1 Матрица БКГ

Вслед за Бостонской консалтинговой группой компания МакКинзи разработала свою матрицу, которая называется GE. Ось Х характеризуется силой позиции предприятия в отрасли, для этого определяется доля рынка, относительное состояние удельных затрат, достаточный уровень технологических инноваций. Ось У отражает привлекательность отрасли, где определяется острота конкуренции, величина барьеров на пути к входу и выходу из отрасли и другие факторы. Количественная оценка привлекательности отрасли и конкурентной позиции каждого обособленного подразделения компании служит основой для отнесения их к одной из девяти ячеек матрицы, при этом площадь кругов пропорциональна размеру отрасли, а числа в них отражают долю каждого предприятия. Пример матрицы представлен на рис.2.

Рис.2. Матрица МакКинзи

Если предприятие оказалось в 1,2 или 4 зоне значит, что оно достаточно устойчивое. В зоне 3,5,7 расположены предприятия со средним уровнем привлекательности и необходимостью поддержания инвестиций. Предприятия с низкой привлекательностью находятся в 6,8 и 9 зонах, им следует получить максимальную прибыль и после этого покинуть рынок.

Еще одним известным матричным инструментом, позволяющий провести анализ позиционирования компании на рынке, является матрица Портера. Этот анализ применим не только к отдельным субъектам рынка, но и к целым отраслям рынков, он включает в себя:

  1. Угроза появления на рынке новых конкурентов;
  2. Рыночная власть покупателей;
  3. Рыночная власть поставщиков;
  4. Наличие товаров-заменителей;
  5. Соперничество действующих конкурентов.

Матрица Портера включает в себя выбор целевого рынка и стратегию конкурентного преимущества. Пример матрицы показан на рис.3.

Рис.3. Матрица Портера

В верхней левой ячейке помещают производителей товара с низкой стоимостью и широкой специализацией. В нижний левый размещают тех, кто следует стратегии фокусирования на низких издержках, те, кто поставляет товар с низкой стоимостью на один сегмент рынка. В нижней правой ячейке производители, поставляющие высокодифференцированный продукт в единственный целевой сегмент рынка. И, наконец, в верхней правой ячейке расположены производители высокодифференцированного продукта в широкий сегмент рынка.

Следующий, один из наиболее популярных методов, является SWOT-анализ. Это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. S – сильные стороны предприятия, преимущества,W – недостатки, O – преимущества, T – угрозы. Анализ микро- и макросреды – основная задача SWOT анализа, он включает отслеживание основных факторов функционирования фирмы. Как выглядит матрица можно увидеть на рис.4.

Рис.4. PEST анализ

Последним рассматриваемым матричным методом является PEST – анализ. Это очень простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. PEST анализ является аббревиатурой следующих показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально — культурные (S) и технологические (Т). Составляющие матрицы видно на рис.5.

Рис.5. SWOT анализ

В целом, матричные методы оценивания конкурентоспособности предприятия основаны на рассмотрении процессов конкуренции в динамике и позволяют провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций, являясь при этом наглядными и простыми в расчетах.

Методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги предприятия;

Методы, которые базируются на проведении оценки конкурентоспособности продукции, связывают посредством понятия «эффективного потребления» конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара. Считается, что конкурентоспособность выше, чем выше качество товара и меньше его стоимость. Среди положительных черт этих методов можно назвать: простоту и наглядность проведения оценки. Но вместе с тем они не дают полного представления о сильных и слабых сторонах в работе предприятия.

К методам оценки конкурентоспособности товара относят:

дифференциальный метод, основанный на использовании единичных параметров анализируемого товара или услуги и базы сравнения и их сопоставлении. Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

, где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3,…, n); Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Piо — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n — количество параметров. Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения — 1 или 0.

комплексный метод, основан на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца. Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

, где Iнп — групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; qнi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру. Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции;

Рассмотрим методы, которые базируются на теории эффективной конкуренции. В соответствии с ней самыми конкурентоспособными считаются фирмы, в которых наилучшим образом налажена работа всех подразделений и служб. Оценка эффективности работы любой такой структуры подразумевает оценку эффективности использования ею ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности:

  • эффективность производственной деятельности предприятия (издержки производства на единицу продукции, фондоотдача, рентабельность, производительность труда);               
  • финансовое положение предприятия (коэффициент автономии, коэффициент платежеспособности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент оборачиваемости оборотных средств);   
  • эффективность организации сбыта и продвижения товара или услуги (рентабельность продаж, коэффициент затоваренности продукцией, коэффициент загрузки производственной мощности, коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта);
  • конкурентоспособность товара (качество товара, цена товара).

Данный метод оценки конкурентоспособности используется в основном для оценки промышленных предприятий и охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.

Комплексные методы

Комплексные методы оценивания конкурентоспособности предприятия реализуются при помощи метода интегральной оценки, содержащей два элемента: критерий, характеризующий степень удовлетворения потребностей потребителя, и критерий эффективности производства. Преимуществом этого метода является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности предприятия. Далее будут рассмотрены наиболее распространенные варианты представления комплексного показателя конкурентоспособности организации.

представление комплексного показателя конкурентоспособности фирмы и продукции суммой (К):

, где Ki — единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом N.

В качестве единичных показателей конкурентоспособности организации могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента).

на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности:

, где Ki — единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N; Wi — показатель значимости (веса) i-го единичного показателя конкурентоспособности.

Чаще всего на практике используют нормированные значения единичных показателей конкурентоспособности, т. е. их сумма приравнивается единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что и единичные показатели конкурентоспособности.

на основе среднего арифметического значения показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции:

, где Ki — показатель конкурентоспособности i-й продукции организации; N — общее число продукции, производимой организацией.

на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности:

, где Ki — единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом N; Wi — весомость единичных показателей конкурентоспособности; П — произведение аргументов с номерами i = 1, 2, 3,…, N.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *