Еще в Отчете ОЭСР от 1989 года Harmful Tax Competition — An Emerging Global Issue были приведены рекомендации для стран, которые позволили бы снизить уклонения от уплаты налогов компаниями. Действия предполагали 3 направления, актуальные и на сегодняшний день:
- совершенствование национального налогового законодательства;
- рекомендации по формированию условий и заключению международных договоров об избежание двойного налогообложения при совершении сделок;
- усиления международного сотрудничества и взаимодействия по вопросам налогообложения.
Что касается совершенствования национального законодательства, то приоритет был отдан, в том числе, внедрению правил о контролируемых сделках и иностранных компаниях. Также было рекомендовано совершенствовать правила работы с низконалоговыми юрисдикциями и поддерживать их актуальный реестр. Еще одной важнейшей рекомендацией стала необходимость унификации правил трансфертного ценообразования на базе методических рекомендаций ОЭСР.
Ниже представлены подходы и методологические принципы, которые могут быть использованы при совершенствовании налогового законодательства в части регулирования сделок, снижающих налогооблагаемую базу государства, в частности, сделок между взаимосвязанными компаниями.
- Комплексный подход к проблеме нежелательного и плохо контролируемого перемещения налоговой базы между территориями. Комплексность заключается, прежде всего, в гармонизации налогового законодательства о трансфертном ценообразовании и контролируемых иностранных компаниях.
- Необходимо установление приоритета экономического содержания сделки над ее юридической формой (необходимо проводить анализ соответствия хозяйственной деятельности хозяйствующего организации уровню его дохода).
- Получение информации о цепочке создания стоимости.
4.Разработка методик противодействия использованию низконалоговых юрисдикций. На данном этапе необходимо не просто выработать критерии для признания налогового режима льготным, и составить унифицированный список подобного рода юрисдикций, но и провести анализ по установлению причин и способов ухода прибыли организаций в данные юрисдикции.
- Прозрачный обмен информации между налогоплательщиками и налоговыми органами, в частности в части раскрытия организациями своих планов по своей налоговой оптимизации перед последними.
Методы контроля над трансфертным ценообразованием и методы по его регулированию формировались многие годы, они развивались в сторону большей комплексности.
Наиболее авторитетным источником, содержащим в себе такие методы, является Руководство Организации экономического сотрудничества и развития «Руководство (Рекомендации) по трансфертному ценообразованию для транснациональных предприятий и налоговых ведомств», как уже было сказано выше.
Оно и взято за основу для изучения данных методов в рамках настоящей работы.
Основой налогового регулирования трансфертного ценообразования является механизм установления таких трансфертных цен, которые максимально приближаются к рыночным.
ОЭСР в своем руководстве предлагает два типа методов по определению трансфертных цен, то есть цен, устанавливаемых в сделках между взаимозависимыми участниками. Еще раз отметим, что данные методы, в идеале, должны использоваться как взаимосвязанными организациями для установления в своих сделках цены, близкой к рыночной, так и налоговыми органами государства для возможности выявления правонарушений, связанных с сознательными занижением налогооблагаемого дохода:
Традиционные методы, методы, основанные на анализе самой сделки. К ним относятся:
- Метод сопоставимых рыночных цен (приоритетный метод). Сложность при его применении возникает в случае отсутствия аналогичных товаров на рынке.
- Метод цены последующей реализации.
- Затратный метод.
Нетрадиционные методы. Такие методы основываются на анализе прибыли от сделки. Применяются они в случаях наличия каких-либо особых условий сделки, и кроме того, помогают решить проблему с ценообразованием сделок с уникальными товарами. Сюда относят:
- Метод сопоставимой рентабельности.
- Метод распределения прибыли.
Несмотря на то, что вторая группа методов является нетрадиционной, именно она получила наибольшее распространение в западной практике. Кроме того, ОЭСР делает акцент на необходимости индивидуально подбирать для каждой сделки метод определения трансфертной цены ввиду ее особенностей. Также предложен алгоритм выбора из списка методов в зависимости от страны, его применяющей, так как особенности некоторых стран не позволяют им применять те или иные методы достаточно эффективно.
Руководством рекомендуется использование следующих методов оценки сделок на предмет сопоставимости:
- Сравнение характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;
- Проведение функционального анализа;
- Проведение анализа условий контракта;
- Проведение анализа экономических условий;
- Проведение оценки бизнес-стратегий участников сделки.
Очевидно, не только сопоставимость товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки, и их характеристик является основанием для признания сделок сопоставимыми, но и множество других факторов, которые необходимо учесть.
Государство, его налоговые органы в зависимости от законодательства конкретного государства обязаны пользоваться тем или иным методом определения рыночной цены для последующего ее сравнения с ценой, которая впоследствии влияет на налогооблагаемую базу. Из этого следует, что корректный выбор метода определения рыночной цены и его применение – основополагающий принцип, способствующий предотвращению использования механизмов трансфертного ценообразования для снижения налогооблагаемой базы предприятия.