Методы контроля логистических процессов

🙂

Скачать текст в WORD

В рамках логистической системы можно выделить следующие методы, позволяющие обеспечить качество логистических процессов на предприятии: «Точно в срок», «Бережливое производство», KAIZEN, KANBAN, 5S, 6σ. Рассмотрим на некоторых из них.

Концепция «Точно в срок» базируется на организации движения материальных потоков таким образом, что необходимые ресурсы поступают в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства.

Реализуя такую концепцию, осуществляется оптимизация всего логистического процесса, что, безусловно, повысит его качество. Основными характеристиками концепции «Точно в срок» будут являться:

— минимальные запасы;

— короткие логистические цепи;

— небольшие объемы производства и пополнения запасов;

— взаимоотношение по закупкам с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;

— эффективная информационная поддержка;

— высокое качество готовой продукции и логистического сервиса[1].

Использование на предприятиях различной отрасли «Точно в срок» становится достаточно популярным и имеет значительный эффект.

Например, на Ульяновском автозаводе внедрение данной системы позволило добиться такого результата как экономия времени на 20%. Заволжский моторный завод также перестроил свое производство в соответствии с концепцией JIT.

ОАО «Северсталь» начало осуществлять поставки металлопроката на ООО «Катерпиллар Тосно» по принципу just-in-time. Также в России поставки по системе JIT совершает компания Мастер-СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексного снабжения на рынках Твери, Тверской и Московской областей. Компания «ЕВРОСИБ-Логистика» предлагает доставку по системе JIT автокомпонентов и труб большого диаметра. В торговле JIT предполагает поступление товаров на полки «прямо с колес». В Москве, например, функционирует сеть магазинов самообслуживания «АБК», поставки в которые осуществляются по системе JIT. Использование данной концепции позволило увеличить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента. В сфере строительства российско-чешская строительная компания «UGroup» предлагает клиентам свои услуги в проектировании и строительстве объектов с использованием быстровозводимых стальных конструкций, применяя JIT[2].

Рассмотрим метод «Бережливое производство», который, по сути, является развитием подхода «Точно в срок» и включает в себя такие элементы как системы «Канбан» и Manufacturing resource planning. Исследования таких областей как качество и логистика показали, что однозначную определенность метода «Бережливое производство» к определенной сфере дать практически невозможно. Использование данной логистической концепции позволяет обеспечивать реализацию ряда важных задач деятельности предприятии такие как высокие стандарты качества продукции, низкие производственные издержки, быстрое реагирование на потребительский спрос, а также короткое время переналадки оборудования. Основными элементами реализации логистических целей при использовании концепции «Бережливое производство» являются[3]:

1) уменьшение подготовительно-заключительного времени;

2) небольшие размеры партий производимой продукции;

3) короткое основное производственное время;

4) контроль качества процессов;

5) общее продуктивное обеспечение (поддержка);

6) партнерство с надежными поставщиками;

7) эластичные потоковые процессы;

8) «тянущая» информационная система.

Например, использование концепции «Бережливое производство» на ОАО «КАМАЗ» позволило высвободить 360 тыс. кв. м. площадей, суммарный экономический эффект составил 19 млрд. р., а затраты на развитие производственной системы составили менее 1% от экономического эффекта.

Система «Канбан» является одним из основных элементов концепции «Бережливое производство». Данное название является японским словом, которое состоит из двух: KAN означает «визуальный» и BAN означает «карточки». Таким образом, получается «Канбан» означает визуальные карточки. Использование такого рода карточек играют значимую роль во внедрении концепции «Бережливое производство», т.к. служат своего рода сигнализатором для реализации определенных действий. Применение метода Kanban позволит синхронизировать систему организации производства и снабжения, реализуя принцип «точно в срок».

Реализация этих концепций в совокупности дают возможным получать «нужный материал, в нужном месте, в нужное время и в нужных количествах».

Разработанная и внедряемая система качества будет наиболее эффективна, если будут установлены номенклатура и объем производства. Такие методы как «Кайзен» и «Канбан» позволят решить такую задачу. Концепция «Бережливое производство» тесно связано с методом kaizen, который представляет собой постоянное усовершенствование работы на практике, повышение эффективности работы, философия бизнеса. Таким образом, это процесс усовершенствования, в котором участвуют все работники предприятия. Данный процесс не является затратным с точки зрения времени.

Философия kaizen заключается в том, что все действия и процессы, осуществляемые на предприятии, должны быть сосредоточены на постоянных усилиях к усовершенствованию.

Улучшения, полученные в результате применения метода kaizen, растянуты во времени, но достаточно эффективны. «Кайзен» представляет собой метод непрерывного повышения качества продукции. Так, например, чтобы успевать за постоянно растущими запросами потребителя, заводы DAIKIN в любой стране – Японии, Таиланде, Бельгии, Китае или Чехии – характеризуются гибкостью производственной политики. Степень гибкости определяется разнообразием одновременно изготавливаемых на них моделей, возможностью внесения изменений в их конструкции, а также довольно быстрым запуском в серию новых моделей. Такое производство позволяет воплотить в реальность возможность выполнения заказа в нужном ассортименте в нужном количестве и в нужное время при должном качестве и по доступной цене. Для достижения качества продукции в условиях такого производства на чешских заводах используется метод «Кайзен». Качество продукции можно повышать эволюционным путем, постепенно, без серьезных затрат, без коренной перестройки техпроцессов и радикального пересмотра производственной стратегии. При этом основное внимание уделяется собственно работнику. С его участием отрабатывается схема наиболее эффективного функционирования рабочего места и оптимизируются параметры работы производственного оборудования, реализуется процесс обучения и повышения квалификации, направленный на развитие инициативы и самодисциплины сотрудников, повышение уровня знаний о техпроцессе в целом. Метод «Кайзен» предусматривает не только «Кружки Контроля Качества», но и наглядную демонстрацию[4].

Вернемся к методу «Канбан», который представляет собой японский метод организации производства, обладающий мощным мобилизационным потенциалом. Он базируется на использовании специально заполняемых карточек для согласования отдельных технологических процессов между собой путем их синхронизации по времени и количеству находящихся в производстве предметов труда.

Правильное заполнение карточек позволяет реализовать принцип – «точно вовремя», когда оптимизируются запасы предметов труда на линиях предварительной и окончательной сборки. Тем самым, с одной стороны, исключаются простои, а с другой, снижается объем незавершенного производства. Производство превращается в единый отлаженный механизм.

Каждая линия доставляет только те предметы труда, которые отображены в карточке, поэтому количество деталей, узлов и готовых компрессоров не превышает запланированного уровня. Это позволяет не только синхронизировать их перемещения между линиями, но и сэкономить на складских помещениях, а также отказаться от вороха ненужных бумаг, подтверждающих приемо-передаточные процедуры между подразделениями.

Применение метода 5S в реализации логистических процессов позволяет достичь существенного повышения эффективности работы за счет использования внутреннего логистического потенциала предприятия — сокращения потерь и экономии ресурсов. Данный метод обеспечит оптимально организованное рабочее пространство с точки зрения экономики и безопасности, а соответственно и других показателей качества логистического процесса.

Основной целью деятельности предприятия при реализации всех процессов, в том числе и логистических процессов является удовлетворение потребностей потребителя. Это можно достигнуть за счет обеспечения бесперебойного и надежного логистического процесса, на базе применения такого метода как Шесть сигм, который позволит измерять число дефектов в процессе, и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком[5].

Применение 6σ к логистическим процессам представляет собой метод управления логистическими процессами, основанный на проведении статистической оценки фактов качества, данных логистического процесса, систематическом поиске и разработке мероприятий по повышению уровня качества логистического процесса, их последовательному внедрению и последующему анализу безошибочности логистических процессов для увеличения удовлетворенности клиентов логистической услуги. В США и Европе данная концепция применяется во многих областях – в промышленных отраслях, в медицине, в сфере услуг, в обраобразовании, и даже в оборонной отрасли. В России 6σ внедряют следующие компании: Иструм-Рэнд (совместное предприятие с IngersollRand); АВИСМА; ВСМПО; Рыбинские моторы (НПО «Сатурн»); РОСТАР; Красноярский алюминиевый завод; Аудиторская фирма Аваль; подразделение 3М в России; подразделение Xerox в России и др. Производственная практика этих предприятий подтверждает привнесение методом шести сигм ощутимого экономического эффекта и в условиях России[6]. Процесс обеспечение качества представляет собой одной из областью менеджмента качества, направленную на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены, что свидетельствует о необходимости и целесообразности применения таких методов как «Точно в срок», «Бережливое производство», Kaizen, Kanban, 5S и 6 σ.

Скачать текст в WORD


[1] Володина Н.Л. Методы обеспечения качества в логистике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №7 (17). — С.49

[2] Шесть сигм [Электронный ресурс]: Управление производством. Энциклопедия производственного менеджера. URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/six-sigma.html.

[3] Володина Н.Л. Методы обеспечения качества в логистике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №7 (17). С.50

[4] Володина Н.Л. Методы обеспечения качества в логистике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №7 (17). С.51

[5] Володина Н.Л., Кривякин К.С. Инструменты и методы качества логистических процессов // Организатор производства. 2017. Т.25. №4. С. 76

[6] Шесть сигм [Электронный ресурс]: Управление производством. Энциклопедия производственного менеджера. URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/six-sigma.html.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *