Методы идентификации ключевых компетенций в организации

При проведении анализа отрасли, состояния компании, возможностей выбора альтернативных направлений развития предприятия и происходит основная работа по формированию базового подхода к новой стратегии. Прежде чем детально рассмотреть основные этапы разработки стратегического плана, необходимо сделать замечание об информации, требующейся для аналитической работы. Получение такой информации, ее корректировка, ведение базы данных — задача самого предприятия, требующая серьезных финансовых затрат, организационных усилий и наличия квалифицированных менеджеров. Но даже при хорошо поставленной работе с информацией в ряде случаев получить реальную информацию просто невозможно. Это относится, например, к неопределенности изменения внешней обстановки или к данным по структуре затрат конкурентов, которые являются, как правило, их коммерческой тайной.

В этом случае все равно необходимо попытаться выработать некоторую оценку таких данных. По внешней среде это может быть прогноз или сценарий развития обстановки, в отношении конкурентов — экспертные оценки. Степень приближения этих оценок к действительности в значительной мере зависит от опыта и квалификации управленческого персонала предприятия. Важно само наличие таких оценок, поскольку это дает возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде, и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, используемая информация часто имеет оценочный характер, но это не должно быть препятствием к самой попытке создания такого анализа. Признано, что лучше иметь любую стратегию, чем не иметь никакой.

Один из способов определения ключевых компетенций компании — через выявление ключевых клиентов, характера их потребностей и роли компании в удовлетворении этих потребностей. Такой способ позволяет клиенто-ориентированной компании получить ответ на вопрос “Чем мы должны заниматься сегодня и завтра для удовлетворения клиентских потребностей?” Однако иногда такой подход делает невозможным определение отличительной компетенции компании (пример – Sony с ее продуктами, намного опередившими потребности рынка).

Выявление отличительной компетенции — не просто анализ сильных сторон; оно требует управленческой интуиции владельца бизнеса. Формулировка компетенции должна быть четкой, но достаточно обобщенной, чтобы долго оставаться актуальной.

Подход к идентификации ключевых компетенций для успеха в отрасли, основный на анализе критических факторов успеха (Critical Success Factors CSF) зарекомендовал себя достаточно хорошо. Особенно эффективен он в тех случаях, когда высшему руководству компаний необходима помощь при определении своих потребностей в управленческой информации.

Критические факторы успеха — это ограниченное количество областей, в которых получение удовлетворительных результатов гарантирует успех в конкурентной борьбе.

Под критическими факторами успеха понимаются базовые внутренние или внешние условия реализации стратегии фирмы (например, благоприятное отношение потребителей, характер конкурентных действий) или те способности или ресурсы (например, человеческие, финансовые), которые она должна сформировать или приобрести.

Анализ КФУ базируется на следующем логическом рассуждении. Для того чтобы выживать и процветать в отрасли фирма должна одновременно:

удовлетворять потребности своих потребителей;

выживать в процессе конкурентной борьбы.

Поэтому выявление критических для выживания и процветания факторов предполагает проведение определенного анализа по этим направлениям.

Предпосылки для успеха

Предпосылки для успеха

Как компания выживает в конкуренции?

Как компания выживает в конкуренции?

Чего хотят потребители?

Чего хотят потребители?

Анализ спроса:

Кто наши потребители?

Чего они хотят?

Анализ спроса:

Кто наши потребители?

Чего они хотят?

Анализ конкуренции:

Что определяет конкуренцию?

Каковы основные направления конкуренции?

Какова интенсивность конкуренции?

Как можно занять лидирующую конкурентную позицию?

Анализ конкуренции:

Что определяет конкуренцию?

Каковы основные направления конкуренции?

Какова интенсивность конкуренции?

Как можно занять лидирующую конкурентную позицию?

Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха

Рис. 2 Схема выявления критических факторов

Для того чтобы ответить на первый вопрос необходимо более внимательно присмотреться к отраслевым потребителям, рассмотреть их не столько как источник силы на торгах и, соответственно, как угрозу прибыльности, но в большей степени как базисную причину существования отрасли и как основополагающий источник прибыли.

Для этого менеджеры должны выяснить, на каких потребителей они работают, в чем заключаются нужды целевых потребителей и как потребители выбирают способ удовлетворения своих потребностей. Выявленный базис потребительских предпочтений представляет собой единственную начальную точку для цепи анализа. Например, если потребительский выбор в супермаркете основан, прежде всего, на выборе того, что имеет минимальную цену, и если способность устанавливать низкие цены зависит от низких издержек, ключевым фактором являются детерминанты издержек в супермаркете.

3) Составление стратегического плана

3) Составление стратегического плана

Второй вопрос требует изучения основ конкуренции в отрасли. Насколько интенсивной является конкуренция и каковы ее основные направления?

Совместный анализ по этим двум направлениям позволяет понять, какие внутренние и внешние факторы играют ведущую роль в успешной деятельности компании.

Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерных для отрасли.

Начало

Начало

Анализ рынка:

выявление структуры предпочтений в потребительной стоимости

Анализ рынка:

выявление структуры предпочтений в потребительной стоимости

1.2) Анализ внутренних условий бизнеса:

выявление иерархии компетенции

1.2) Анализ внутренних условий бизнеса:

выявление иерархии компетенции

2) Ранжирование компетенций, выявление ключевой компетенции

2) Ранжирование компетенций, выявление ключевой компетенции

Завершение

Завершение

Рис. 3 Общий алгоритм анализа ключевых компетенций в организации

Эта работа представляет собой существенную часть разработки стратегического плана предприятия с учетом характера целей и задач развития, как их представляет себе руководство предприятия. КФУ должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно попробовать выделить базовые КФУ, некоторые из которых приведены ниже. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия. Можно выделить следующие группы КФУ:

  1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве.
  2. КФУ, связанные с организацией производства:
  3. КФУ, основанные на маркетинге.
  4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом.
  5. КФУ, связанные с организацией и управлением.
  6. Возможно выделение и других КФУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *