МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Физика – это наука о наиболее общих свойствах и формах движения материи (материя –
вещество и поле (2 вида). Физика помогает познавать окружающий мир.
Задача физики – исследовать закономерности физических явлений и находить способы
применения этих явлений в жизни человека. Задача преподавателя не только знать физику,
но и овладеть научно — обоснованным арсеналом приемов и способов передачи знаний
учащимся.
Требования к преподавателю:
1. знать предмет – ученый
2. уметь преподнести – педагог
3. быть артистом
Методика преподавания физики занимается исследованием процесса и закономерностей,
изучение основ физики, методов эффективного усвоения этих основ и приобретение
учащимися практических умений и навыков предусмотренных программой.
Методика физики – это педагогическая наука исследующая пути и средства обучения,
его закономерности и пути и средства воспитания и развития учащихся.
Основоположником физики является Знаменский А.П.
Предмет методики физики – это теория и практика обучения основам физики. Предмет
методики физики – это учебный процесс по физике. Объект МПФ – учащиеся и
преподаватель.
Главные функции МПФ :
1. Общеобразовательная (учащиеся получают знания основ физики и приобретают
умения и навыки использовать эти знания на практике).
99
2. Развивающая (развивает познавательные возможности: самостоятельно изучать новую
литературу, ориентироваться в потоке научно — технической информации, учиться
логически мыслить и переходить от логического мышления к диалектическому и
творческому).
3. Воспитывающая (обучение физики служит базой для формирования научного
мировоззрения, которое реализуется при расскытии таких аспектов, как человек и труд,
человек и машина).
Компоненты обучения:
1. Содержание обучения(основы физики).
2. Преподавание (1. Деятельность учителя по созданию у учащегося мотивов обучения;
2. Деятельность учащегося по самостоятельной работе; 3. Изложение материала с помощью
физического эксперимента и наглядных технических средств обучения)
3. Учение (деятельность учащихся включающая умственные и физические операции)
4. Материальные средства обучения (задачники, учебники, технические средства
обучения)
Программа по физике включает целый ряд весьма непростых для понимания вопросов.
Самым убедительным приемом при обсуждении таких вопросов является демонстрация
физических явлений на реальном физическом оборудовании. К сожалению, не всегда
имеется возможность продемонстрировать сложный эксперимент в условиях учебной
лаборатории. В таких случаях виртуальные эксперименты, смоделированные на экране
компьютера, позволяют привлечь внимание студентов для изучения трудных вопросов и
становятся хорошей методической поддержкой при организации учебного процесса. [1]
Опасения противников компьютеризации при обучении физике небезосновательны.
Чрезмерное увлечение компьютерами, Интернет порой оказывается не только неполезным,
но даже пагубно влияет на формировании знаний у будущих инженеров. Примером такого
рода проблемы является формальное скачивание студентами материалов с сайтов Интернет
при подготовке рефератов без понимания сути вопроса. Сотовые телефоны используются в
качестве шпаргалки при подготовке ответов на экзаменационные билеты, а при
собеседовании обнаруживается полное незнание дисциплины. Для выполнения даже
простых арифметических действий многие студенты обращаются к компьютеру, не
понимая ни смысла поставленной задачи, ни назначения выполняемых ими же действий.
[2]
Качеству подготовки специалистов сейчас уделяется все больше внимания,
разрабатываются критерии компетентности специалиста. Сам факт появления этого
термина «компетентность специалиста» настораживает. Значит, обучая 5 или 6 лет, ВУЗ
может выпускать и некомпетентных специалистов? Уровень знаний, как выпускников
школ, так и ВУЗов, заметно понизился и продолжает падать. Не касаясь детально причин
этого тревожного обстоятельства, а их немало, заметим, что недопустимо превратить
работу с компьютером в бездумное нажимание клавиш, без понимания, например,
физической сути виртуальной лабораторной работы.
Список использованной литературы:
1. Оганесян А.Г., Казимира И.Я., Чабан К.О. О независимом тестировании студентов //
Образовательные технологии и общество (Educational technology & Society) — 2008 (http: //
ifets.ieee.org / russian / periodical / journal.html) — V. 11 — N 1. — С.346 — 356. — ISSN 1436 — 4522.
100
2. Чирцов А.С.. Информационная поддержка преподавания курсов общей физики для
студентов бакалавриата «Прикладная математика и физика» физического факультета
СПбГУ. // В сб. «Современное образование: содержание, технологии, качество» — матер.
XIV межд. конф. 23 апреля 2008, т.1. СПб // Изд. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — С.23 — 25.
© Г.Я.Джумаева, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *