Методика организации словарно-орфографической работы

Методика организации словарно-орфографической работы, в непрерывном курсе русского языка базируется на комплексе приемов обучения, опирающихся на разные виды памяти, мышления учеников.

Для обучения слова с непроверяемыми написаниями в XX веке А.П.Флеров предложил прием  послогового орфографического проговаривания. После А.П.Флерова этот метод порекомендовал Д.И.Тихомиров, после него Н.Н.Китаев, Л.К.Назаров, А.Н.Соколов). До50-60 годов ХХ века словарные слова заучивались наизусть, а вместо упражнений предлагалось списывание с образцов.

Для более устойчивого запоминания образов слов ученый М.В. Ушаков предлагал, чтобы учащиеся более внимательно всматривались в слова, которые записаны на доске, на плакатах или в тетради и отмечать трудные для написания буквы. Сторонником данного приема был П.П. Иванов, «Наиболее эффективным приемом закрепления навыка правописания безударных гласных корня в словах, не проверяемых правилом, является прием словобразования. При этом способе закрепления материала каждое упражнение тесно связывается с усвоением морфологии, развитием речи и мышления учащихся» [3, с. 223].

В настоящее время ведутся активные поиски более эффективных подходов к организации урока, внедряются педагогические инновации.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования диктует особые требования к построению современного урока русского языка.

Младшие школьники все больше ощущают потреб­ность заглядывать в различные справочни­ки, энциклопедии, словари во время урока. Формирование культуры работы со слова­рями разных типов необходимо осущест­влять на протяжении всего периода обуче­ния в школе.

Активная работа учащихся вносит изменения в методику преподавания словарно-орфографической работы, они влияют на структуры и специфику осуществления методики, так же на работе по знакомству с новыми словарными словами,  создается на уроке учебно-познавательная активность школьников.

В структуре методики проведения словарно-орфографической работы  выделяется несколько последовательно проводимых частей, такие как:

  • Освоение написания слов;
  • Представление учащимися нового словарного слова;
  • Введение нового слова в словарик школьников;
  • Этимологическая справка.

Представление нового словарного слова состоит в самостоятельной формулировке учениками темы словарно-орфографической работы. Данную работу проводят с помощью определенных комплексных и логических упражнений, которые направлены на интеллектуальные качества ученика и развитие речемыслительного процесса в представлении нового слова. Все упражнения объединяются в группу, где каждое упражнение имеет свой тип и характер.

Для формирования умения работать со словарями детям предлагаются различные упражнения, для формирования информационной культуры на уроках русского языка:

— упражнения, основанные на работе с толковыми словарями (работа по определе­нию семантики слова, определение значе­ний многозначных слов, выбор необходи­мого значения слова, тематическая группи­ровка слов и др.);

— упражнения, основанные на работе со словарями синонимов (подбор синоними­ческих пар, определение значения и лекси­ческих оттенков слов ­синонимов и др.);

— упражнения, основанные на работе со словарями антонимов (подбор антоними­ческих пар, определение значения слова ­антонима и др.);

— упражнения, основанные на работе со словарями омонимов (определение значе­ния слов­ омонимов, дифференциация зна­чений и др.);

— упражнения, основанные на исполь­зовании словарей при изучении устарев­ших, заимствованных слов, фразеологиз­мов (нахождение соответствующей пометы, подбор слова с нужной пометой и др.);

— упражнения с использованием орфо­графического, орфоэпического словарей(проверка орфограммы, ударения с по­мощью словаря);

— упражнения, основанные на исполь­зовании нескольких видов словарей одно­временно (составление таблицы по класси­фикации слов синонимов, антонимов, омо­нимов).

Приведем  в пример упражнения, предложенные ученикам 2 класса, в соответствии с программой обучения предс­тавленным в учебниках «Русский язык»С.В. Иванова и др. (ОС «Начальная шко­ла XXI века»):

«Выпиши из Словаря синонимов сло­во, близкое по значению к слову огромный(по вариантам: состязаться, огорчиться, жестокость). Придумай с одним из сино­нимов предложение (урок 97 «Слова ­сино­нимы»). [6, с. 43]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *