Методика организации словарно-орфографической работы, в непрерывном курсе русского языка базируется на комплексе приемов обучения, опирающихся на разные виды памяти, мышления учеников.
Для обучения слова с непроверяемыми написаниями в XX веке А.П.Флеров предложил прием послогового орфографического проговаривания. После А.П.Флерова этот метод порекомендовал Д.И.Тихомиров, после него Н.Н.Китаев, Л.К.Назаров, А.Н.Соколов). До50-60 годов ХХ века словарные слова заучивались наизусть, а вместо упражнений предлагалось списывание с образцов.
Для более устойчивого запоминания образов слов ученый М.В. Ушаков предлагал, чтобы учащиеся более внимательно всматривались в слова, которые записаны на доске, на плакатах или в тетради и отмечать трудные для написания буквы. Сторонником данного приема был П.П. Иванов, «Наиболее эффективным приемом закрепления навыка правописания безударных гласных корня в словах, не проверяемых правилом, является прием словобразования. При этом способе закрепления материала каждое упражнение тесно связывается с усвоением морфологии, развитием речи и мышления учащихся» [3, с. 223].
В настоящее время ведутся активные поиски более эффективных подходов к организации урока, внедряются педагогические инновации.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования диктует особые требования к построению современного урока русского языка.
Младшие школьники все больше ощущают потребность заглядывать в различные справочники, энциклопедии, словари во время урока. Формирование культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего периода обучения в школе.
Активная работа учащихся вносит изменения в методику преподавания словарно-орфографической работы, они влияют на структуры и специфику осуществления методики, так же на работе по знакомству с новыми словарными словами, создается на уроке учебно-познавательная активность школьников.
В структуре методики проведения словарно-орфографической работы выделяется несколько последовательно проводимых частей, такие как:
- Освоение написания слов;
- Представление учащимися нового словарного слова;
- Введение нового слова в словарик школьников;
- Этимологическая справка.
Представление нового словарного слова состоит в самостоятельной формулировке учениками темы словарно-орфографической работы. Данную работу проводят с помощью определенных комплексных и логических упражнений, которые направлены на интеллектуальные качества ученика и развитие речемыслительного процесса в представлении нового слова. Все упражнения объединяются в группу, где каждое упражнение имеет свой тип и характер.
Для формирования умения работать со словарями детям предлагаются различные упражнения, для формирования информационной культуры на уроках русского языка:
— упражнения, основанные на работе с толковыми словарями (работа по определению семантики слова, определение значений многозначных слов, выбор необходимого значения слова, тематическая группировка слов и др.);
— упражнения, основанные на работе со словарями синонимов (подбор синонимических пар, определение значения и лексических оттенков слов синонимов и др.);
— упражнения, основанные на работе со словарями антонимов (подбор антонимических пар, определение значения слова антонима и др.);
— упражнения, основанные на работе со словарями омонимов (определение значения слов омонимов, дифференциация значений и др.);
— упражнения, основанные на использовании словарей при изучении устаревших, заимствованных слов, фразеологизмов (нахождение соответствующей пометы, подбор слова с нужной пометой и др.);
— упражнения с использованием орфографического, орфоэпического словарей(проверка орфограммы, ударения с помощью словаря);
— упражнения, основанные на использовании нескольких видов словарей одновременно (составление таблицы по классификации слов синонимов, антонимов, омонимов).
Приведем в пример упражнения, предложенные ученикам 2 класса, в соответствии с программой обучения представленным в учебниках «Русский язык»С.В. Иванова и др. (ОС «Начальная школа XXI века»):
«Выпиши из Словаря синонимов слово, близкое по значению к слову огромный(по вариантам: состязаться, огорчиться, жестокость). Придумай с одним из синонимов предложение (урок 97 «Слова синонимы»). [6, с. 43]