Место стратегического аудита в системе управления организацией

На сегодняшний день эффективное управление коммерческим предприятием требует от менеджеров стратегического понимания и навыка разработки стратегии. В сложившихся рамках жесткой борьбы за успешное выживание в долгосрочной перспективе для руководителей организации уже недостаточно применять только широко используемые инструменты финансового анализа. Приоритетной задачей является потребность мыслить и работать проактивно, постоянно осуществляя качественный стратегический аудит внешней и внутренней среды организации. Далее мы определим место стратегического контроля и аудита в системе управления организацией.

Управление сегодня представляется как особый вид деятельности, который возник вследствие разделения труда в коллективном производстве. Хозяйственная деятельность нацелена на выполнение производства, распределения, обмена и потребления всех материальных благ. Одновременно с этим рождается комплексная система связи людей с материально-вещественными компонентами производства и друг с другом. Чтобы управлять такой деятельностью нужно, в первую очередь, исходить из ее целей, составлять план по их достижению, извлекать информацию о движении и итогах хозяйственной деятельности, находить четкие решения по поводу регулирования найденных отклонений, и, что еще немаловажно, отслеживать осуществление тех самых целей.


 

Управление направлено на постановку четких задач, принятие оптимальных решений и организацию контроля, быстрое регулирование и оценку выявленных результатов. Реализуется оно на базе приобретенных сведений, основную часть которых представляет бухгалтерский учет. С помощью учетных данных прослеживается результат утвержденных управленческих решений, и одновременно, учетная информация несет в себе данные, требуемые для осуществления функций управления – регулирования и контроля.

Важнейшими признаками современной экономики информационного типа являются высокая динамичность и сложность бизнес-среды, интенсивность бизнес-процессов различного уровня, жесткая рыночная конкуренция экономических субъектов. В таком случае довольно немаловажное значение получают вопросы изучения современных рыночно-ориентированных методик управления производственно-хозяйственной и экономической деятельности, а также создание новых концепций, подходов, методик управления финансово-экономической стабильностью организации в условиях риска и неясности.

Наличие у организации своей разработанной стратегии характеризует понимание ее руководителями направленности и главной цели развития фирмы, ресурсов, которые необходимы для ее достижения, а также проблем и ограничений, которые, в свою очередь, требуют преодоления. При подготовке стратегии важное значение имеют установление взаимоувязанных отдельных стратегических целей и подготовка программы по свершению поставленных целей, то есть программы практического осуществления.

Построение бизнеса, направленного на стратегию, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных инициатив, которые предпринимаются большей частью динамично развивающихся компаний во всем мире. Потребность коммерческих предприятий в создании стратегий развития является одним из принципов стратегического менеджмента.

Придя к необходимости создания в своей структуре системы стратегического менеджмента, российские коммерческие организации воспользовались имеющимися зарубежными и национальными элементами системы стратегического управления и внедрили их в хозяйственную практику, впрочем, их эффективность оказалась довольно низкой в следствие недостатка надлежащего внимания к системе стратегического контроля и оперативной корректировки используемой стратегии. Поэтому многие крупные диверсифицированные предприятия России значительно пострадали в результате кризиса. Они, в большинстве случаев, имели системы стратегического управления, но не смогли своевременно среагировать на трансформацию внешней среды.

Таким образом, у руководителей фирм появляется осознание значимости разработки долговременных целей и планирования развития в долгосрочной перспективе. Только это осложнено тем, что, во-первых, имеется множество ненужной бессистемной внешней информации, а во-вторых, – отсутствуют систематизированные ориентиры для выбора направлений развития и, вследствие этого, большее число российских предприятий оказались в некотором роде информационном вакууме. Помимо этого, инструменты создания и осуществления собственной стратегии сильно различаются с принятой ранее системой планирования и знаем мы о них еще довольно мало, поскольку в практической деятельности они не стали общепризнанными методами плановой работы.

Стратегический аудит нацелен также на определение того, возможно ли в будущем осуществить принятую стратегию развития организации, и приведет ли эта стратегия к осуществлению его целей стратегического планирования. Контроль над осуществлением стратегии – это самостоятельный этап стратегического аудита, который позволяет своевременно следить за уровнем развития исследуемой организации касательно целей стратегического планирования с учетом постоянно меняющихся факторов внешней и внутренней среды1.

В результате проведения стратегического аудита гарантируется оптимальное осуществление процедуры управления на всех стадиях в любой сфере функционирования деятельности предприятия. Соответственно тогда, стратегический аудит следует исследовать как систематизирующий, регулирующий элемент системы управления коммерческим предприятием. Другими словами, как компонент стратегического менеджмента, что позволит сказать о том, что стратегический аудит – это составная часть одной из ключевых функций системы управления1.

Подытожив, можно сделать вывод о том, что стратегический аудит занимает одно из ведущих мест в коммерческой организации. Эффективное функционирование стратегического аудита зависит в основном от качества, подлинности и современности информации, которая формируется в информационном пространстве предприятия, и качественном свойстве информации, что и характеризует потребность в регулярном улучшении создаваемой информации, которая непосредственно является базой для определения оптимальных стратегических решений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *