Механизмы взаимодействия государственной службы и гражданского общества

Скачать текст в WORD

Для своего успешного развития   современное российское государство обязано активно взаимодействовать  с   быстро адаптирующимся в  изменяющихся условиях обществом. Поэтому общественные государственные структуры, выражающие волю государства и гражданского общества должны взаимодействовать более  демократично и эффективно. 
Государственная служба – это институты ведения публичных дел, реализации законов и функций государства.
Гражданское общество — совокупность межличностных отношений развивающихся в обществе, такие как общественные, экономические, семейные, социальные, религиозные и другие.
Граждане имеют право получать информацию о государственно-правовых решениях, знакомиться с документами, затрагивающие права и свободы граждан. Государство вправе удовлетворять политические, экономические, экологические, социальные, общественные и другие потребности и интересы граждан.  Граждане имеют право на свободу слова, убеждений, критики, свободу личности, общения, на установление правовых отношений между государством и индивидуумом. Общество способно противостоять государству, контролировать его, призвать  исполнять и гарантировать реализацию государственных задач. Общество делегирует полномочия по управлению государством, институтам государственно – политической власти и государственным служащим.
Государственным служащим является гражданин государства, исполняющий в порядке, установленным законодательством обязанности государственной службы на государственной должности .
Государство призвано защищать права,  свободы, интересы граждан, охранять общественный порядок, гарантировать юридическую защиту прав, защищать все формы собственности, предоставлять государственные услуги, социальную помощь, создавать условия для развития бизнеса, предпринимательства, инициативы и творчества. Общими идеями и принципами, лежащими в основе любого гражданского общества, являются:
— признание и защита прав человека и гражданина;
— свобода слова, печати, независимость средств массовой информации;
— равенство всех граждан перед законом и правосудием;
— невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
— легитимность и демократический характер власти;
— правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
— политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;
Государственное управление регулирует общественные процессы, создает условия для самореализации личности, актуализации ее деятельности в общественных интересах.
Из-за финансово-экономических кризисов, неудовлетворительного качества предоставляемых государственных услуг, низкой результативности деятельности чиновников и низком уровне нравственности государственных служащих при выполнении государственных функций, коррупции в органах власти, у гражданского общества возникает недоверие к власти[6].
Поэтому важно уделить внимание адаптационным возможностям населения, анализу поведения россиян в кризисных ситуациях. В российском самосознании отмечается понимание зависимости от внутренних и внешних факторов, воздействующих на социально-экономическое положение граждан и происходящих общественных процессах в стране. Обнаруживаются значительные формы воздействия кризиса на жизнедеятельность жителей России, а так же стратегии адаптации представителей разных профессиональных групп и жителей различных территориально-поселенческих образований, предопределенные разным уровнем их трудовых доходов и характером занятости. Происходит движение российского социума  в сторону современного общества потребления, в котором зависимость граждан от власти постепенно снижается, а личные интересы начинают преобладать над общественными.
В связи с этим, задачей    государственной гражданской службы  является качественное обновление стратегии взаимодействия со структурами гражданского общества. Возникает необходимость знания российского социума для анализа состояния и перспективы реформирования и развития  институтов государственной гражданской службы и  структур гражданского общества. Необходимость в определении направлений их взаимодействия, изменение функций социальных институтов, ориентированных на прогнозирование, развитие инноваций, воспитание, вовлечение граждан в решение общественных и государственных задач, для создания открытой высокопрофессиональной государственной службы, направленной на развитие демократического правового государства.
Так  с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. То есть, для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим. Для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. На протяжении 3 лет намечается проведение перераспределения функций и полномочий ведомств, а также оптимизации численности сотрудников органов гос. власти.
Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников, которое увеличилось в два раза и требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей  считает Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ.
Повышение профессиональных качеств кадрового состава государственных и общественных институтов, открытость государственных органоввласти,формирование разных конфигураций социального контролирования представляет базой повышения результативности гос. управления, содействующей последующей демократизации российского государства.
Существует три модели взаимодействия государственной власти и общества. Первую модель характеризует односторонняя информированность общественности о деятельности государственных органов через управления пресс-служб, отделов по связям с общественностью, СМИ. Вторая модель характеризуется использованием пропагандистских приемов распространения информации, технологии PR , которые убеждают общество в необходимости и правильности принимаемых решений. Такая модель усиливается во время предвыборных  кампаний. Третья модель характеризуется косвенным участием гражданина в управленческом процессе, регулярном информировании о своей деятельности органа власти, организация обратной связи, работа с общественностью.
Так же важным направлением взаимодействия граждан и государства является общественный контроль. Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Они размещают на сайтах информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле.
 Наиболее простой формой взаимодействия граждан с органом государственной власти являются обращения, как устные, так и письменные (в форме заявлений, жалоб, предложений).
Обращения граждан в органы гос. власти составляют одну из основ взаимодействия населения и властных структур. К сожалению, аналитика указанного процесса слабо представлена в научной литературе.
Взаимодействие органа государственной власти с населением не востребуется обеими сторонами в той степени, чтобы стать фактором регулирования социальной напряженности.
Помимо этого, в настоящий период в том числе и в больших  населенных пунктах стремление действительно принимать участие в управлении страны имеется только лишь у отдельных индивидов. В то же время, статистика обращений граждан в органы гос. власти указывает на наличие широкомасштабного и значимого социального явления
Не способствует обратной связи населения и государственных органов, и сложившая ситуация с обращениями граждан. Ежегодно в разные органы власти граждане подают около миллионы обращений. К примеру, только в ИФНС Московской области ежедневно поступает примерно 2-3 тыс. обращений.
Такой поток вопросов к власти ставит перед управленцами сложнейшие и трудновыполнимые задачи. Между тем, как показывает практика, количество обращений граждан в органы государственной власти демонстрирует тенденцию к увеличению.      
В работе с обращениями граждан должностные лица управления руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральным законом  от 2 мая  2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации», Административным регламентом, постановлениями и распоряжениями Правительства.
Общий срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Обращения граждан – это индивидуальные или коллективные предложения, заявления и жалобы, изложенные в письменной или устной форме.
Взаимодействие государственной службы с институтами и структурами гражданского общества происходит через разные процедуры, технологии, среди которых в условиях развития информационного общества наиболее приоритетными являются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие вести прямой диалог «власть-гражданин» и способствующие открытости и гибкости государственных и общественных институтов для граждан.
Существуют разные мнения, касающиеся системы обратной связи между институтами государства и гражданского общества. Одни граждане считают, что она развита, слаба и требует доработок. Другие заявляют, данные взаимоотношения – формальность, и не влияют на принятие решений. Остальная половина либо не участвуют в социальных проектах, либо ничего не знают о них.
Однако, ведутся социологические исследования как граждане воспринимают деятельность органов государственной власти с тем, чтобы своевременно реагировать на изменение общественного мнения. Гражданами предлагается для совершенствования взаимодействия повышать открытость, прозрачность деятельности органов государственной службы, проводить круглые столы, конференции, повышать просвещенность граждан через интернет, телекоммуникации, повышать взаимную ответственность.
Таким образом, для улучшения взаимодействия органов государственного управления гражданского общества необходимо создавать и улучшать процедуры и методы процесса обратной связи, повышать открытость и прозрачность деятельности государственных органов, налаживать эффективный диалог власти с обществом, воспитывать социально активных граждан. Необходимо изменить взгляды самого гражданского общества, и поднять в глазах общественности положительный образ государственного служащего и органов государственной власти.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *