Механизм и факторы ценообразования

🙂

Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников.

Скачать текст в WORD

В общем ценовом механизме можно выделить выделять две черты, которые взаимодействуют между собой. Одна из них это непосредственно сами цены (структура, размер, виды, изменения в динамике), а другая это сам процесс ценообразования, то есть способ ценообразования, правила по которым устанавливается цена, формируются новые цены и изменяются действующие.

Цены, это прежде всего мощный рычаг, для управления экономикой. Но также цену можно охарактеризовать, как достаточно гибкий и нежный инструмент, который поддаётся изменениям при даже небольшом воздействии на него. В механизме ценообразования можно выделить различные механизмы регулирования, такие, как: государственное регулирование цен, рыночное самоуправление и саморегулирование ценовых процессов[1].

Основные условия для того чтобы рыночный механизм ценообразования эффективно функционировал являются: выбор видов деятельности, которым желает заниматься любое юридическое лицом должен быть свободным, исключение составляет лишь деятельность запрещённая законом, любые виды собственности будь то государственная, коллективная, или частной должны иметь равноправие, к любым видам ресурсов должен быть свободный доступ, который может быть ограничен только наличием собственных или заёмных средств, связь между поставщиками и потребителями должны выбираться самими поставщиками и потребителями, конкурентная среда обязательный фактор, который должен поддерживаться государством, финансовая политика государства не должна быть слишком жёсткой и загонять в жёсткие рамки, спрос и предложение должны быть основой для формирования цены[2].

Все факторы, которые влияют на величину цен, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внутренние факторы ценообразования. Говоря о внутренних факторах, очень важно понимать, что это такие факторы, которые напрямую связаны с деятельностью самого предприятия и предприниматели должны их обязательно учитывать при ценообразовании. Одним из наиболее важных внутренних факторов можно выделить, такой фактор, как себестоимость. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что при определении цены необходимо сравнить величину затрат с возможность покрыть эти затраты. К внутренним факторам можно отнести: некоторые свойства товара, как строится процесс производства, то есть его трудоемкость, качество материалов, способность мобильности производства, саму себестоимость продукции, качество рекламы, как предприятие ориентируется на сегменты рынка, каков жизненный цикл товара, насколько длителен цикл товародвижения, как организованно сервисное обслуживание, признание предприятия на рынке [3].

Так же необходимо помнить, что товар, который обладает особыми свойствами, являющийся уникальным в своём роде, скорее всего будет иметь более высокую цену, которая будет отражать его качество. Такая продукция выпускается обычно мелкими партиями, или даже единичная, поскольку имеет высокую себестоимость и следовательно цену. А затраты на выпуск товаров крупными партиями, обычно на столь высокие, поэтому на них распространяется относительно низкие цены. Также большое влияние на цены может оказывать длительность жизненного цикла товара. Если жизненный цикл короткий, то продукция имеет более высокую цену, а если длительный, то продукция имеет более низкую цену. При большом количестве посредников происходит существенное увеличение итоговой цены товара. Хороший имидж предприятия, сервис производимый на высоком уровне и качественное послепродажное обслуживание дают возможность устанавливать более высокие цены. Внешние факторы ценообразования. При формировании цен помимо внутренних факторов необходимо учитывать и внешние факторы, такие как рыночную среду, потребителей, посредников и правительства. Рассмотрим их более подробно:

Рыночная среда, в которой предприятие собирается осуществлять или уже осуществляет свою деятельность является важным элементом, который определяет степень контроля над ценами. Среду можно разделить на среду, где контроль осуществляется рынком, она характеризуется высокой степенью конкуренции, среду, где контроль по установлению цены выполняет фирмой, данной среде присуща ограниченная конкуренция, и среду, где цены регулируются правительством, в основном распространяется на коммунальные услуги, общественный транспорт [4].

Потребители безусловно оказывают большое влияние на ценовую политику предприятий. Поэтому для ведения более эффективной ценовой политики необходимо, прежде всего, понимать каково взаимоотношение между ценой и покупательной заинтересованностью потребителей.

Участник товародвижения. Для получения наибольшего контроля над ценой предприятие может проводить такие действия как: устанавливать цены на свои товары заранее, открывать филиалы, которые будут торговать фирменными товарами, разрабатывать марки, которые хорошо известны покупателям и т.д.

Государство. Государство, безусловно один из самых мощных рычагов воздействия на цену, оно может применять следующие ограничения: государство может само устанавливать цены, оно может устанавливать некие правила для установления цен предприятием, вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию (монополизация).

Таким образом, в рамках данной главы были рассмотрены теоретические основы исследования системы ценообразования на современных предприятиях.

Скачать текст в WORD


[1] Липсиц, И. В. Ценообразование / И.В. Липсиц. — М.: Экономистъ, 2016. — 448 c.

[2] Майкл, В. Марн Ценовое преимущество / Майкл В. Марн, Эрик В. Регнер, Крейг К. Завада. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 320 c.

[3] Ямпольская, Д. О. Ценообразование в условиях рынка. Учебное пособие / Д.О. Ямпольская. — М.: Международные отношения, 2015. — 192 c.

[4] Герасименко, В. В. Ценообразование / В.В. Герасименко. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 422 c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *